Представление о собственной взрослости
Следующее исследование посвящено анализу представлений о взрослости и этапов его построения в предподростничестве. Работа выполнена О.В.Курышевой. Детям предлагали написать сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Время и объем не ограничивались.
В анализе текстов преимущественно фиксировалось отношение ребенка к собственной взрослости. Выделены две характеристики:
- все описанные ситуации делятся на происходившие реально и «сказочные», явно содержащие элемент фантазии, происходящие в условном плане;
-тексты различались по указанному в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество.
В соответствии с этим была построена матрица анализа сочинений с осями: условный план действий - реальный план действий, внешняя (формальная) взрослость - внутренняя (содержательная) взрослость. Таким образом, выделено четыре основных типа сочинений:
Реальный план действий | Внешний признак | Внутренний признак |
2 Реальный план действий - внешняя взрослость | 3 Реальный план действий - внутренняя взрослость | |
Условный план действий | 1 Условный план действий - внешняя взрослость | 4 Условный план действий - внутренняя взрослость |
Рассмотрим более подробно характеристики каждого из квадрантов.
1. Условный план действий - внешняя взрослость
Описания такого типа строятся как целостное действие героя, не расчлененное по форме и содержанию. Ситуация описывается как происходившая «однажды». Обязательно присутствует эмоция, переживание ребенка, описываемое обычно как чувство гордости, радости, счастья. В сюжете герой совершает «достойный»,социально одобряемый поступок, преодолевая возникающие на пути трудности, которые «чудесным образом» разрешаются. Часто ребенок указывает на присутствие взрослых (обычно родителей), с чьей помощью удалось достичь успеха.
Примеры таких сочинений: «Однажды я вышел во двор и увидел нашу дворовую собаку Жульку. Она подняла левую лапу и грустно лаяла. Я увидел, что ее лапа истекает кровью. Я взял ее домой, и она лечилась у меня два дня. Мама не выгнала ее, а лечила вместе со мной. Когда я вышел во двор с собакой, все друзья увидели, что я лечил ее, и мне дали медаль "Прирожденный ветеринар". Я ощутил себя настоящим взрослым». «Однажды я поехала за город и там увидела птицу, которую подстрелили. Я подбежала к ней, схватила ее и отнесла домой. Дома я обработала ей рану и каким-то чудом вытащила пулю. Через неделю рана зажила, и я очень гордилась этим. В тот момент я и почувствовала себя взрослой».
2. Реальный план действий — внешняя взрослость
Если в сочинениях, отнесенных к первому квадранту, эмоция и содержание представлены как целое, то здесь происходит их «располюсовка». Ребенок выделяет признаки «взрослого» поведения. Примером этого является противопоставление «детского» и «взрослого», «недетского» поведения.
«Я ощущаю себя взрослым, когда делаю что-то лучше других. Но я не чувствую себя взрослым, когда балуюсь». «Когда я нахожусь дома одна, то я всегда ощущаю себя взрослым человеком. Но когда я в школе, я, наоборот, чувствую себя маленькой. Когда я в гостях у своих знакомых, я чувствую себя взрослым человеком, потому что я их хорошо знаю. А когда я в гостях у знакомых моих родителей, то я ощущаю себя ненужной, маленькой».
Для выделения ситуаций «взрослого» поведения ребенок берет готовый, немодифицированный, признак. Выделенный признак оказывается, как правило, наглядным. Так, взрослость связывается с неподнадзорностью, свободой действия. (Хотя сама ситуация действования остается «детской».) «Я ощущаю себя взрослой, когда могу справиться с проблемой сама, без помощи взрослых. Например. Я опаздываю на вечер и никак не могу найти туфли, но я не прошу, чтобы мама искала их за меня, а ищу их сама». «...Когда я принимаю собственное решение. Например. Я решила купить шарф на свои деньги».
Важна и аудитория, которой признак взрослости предъявляется (взрослый, младший, сверстник). «...Когда разговариваю со взрослыми о чем-нибудь серьезном». «В школе на перемене, проходя по коридору. Я встречаю своих друзей, которые младше меня, и неожиданно для себя чувствую себя взрослой».
Важным признаком взрослости может стать статус, новое положение среди других. «...Когда меня выбрали вожатым в лагере. У тебя появляется ощущение гордости, и никто тебя не обижает».
Другой вариант сочинений, отнесенных также ко второй группе, характеризуется замыслом взрослого действия, подчеркнутым чьим-то отношением: «Я ощущаю себя взрослым, когда мне дают специальное задание». К этой же группе относятся и сочинения, в которых дети акцентируют выполнение некоторого задания, соответствие ожиданиям. Образ взрослости младшего подростка здесь включает, например, такие действия, как «выполнить обещание», «сделать то, что поручили». При этом можно обнаружить и указание на внешние ограничители - не пускают, не дают.
В ответах детей появляются указания на самостоятельность и ответственность. Действуя подобным образом, ребенок испытывает обычно чувство гордости, но оно уже вызвано не самой ситуацией «подвига», а определенным типом действования. «...Когда я хожу на рынок, потому что у меня возникает ответственность за деньги и за продукты».
3. Реальный план действий - внутренняя взрослостьДействия, описываемые ребенком в сочинениях этого типа, двунаправленные (направлены не только вовне, но и на самого ребенка), реально совершаемые. При этом, как правило, описываются типы ситуаций, а не отдельные «всплески» взрослости, как в предыдущих сочинениях. На первый план часто выходит результат сделанного. Описание действий постепенно «сворачивается». Переживания относятся к реально происходящему, но эмоции постепенно отходят на второй план. Признак «взрослой ситуации» уже перестает быть социально заданным, он модифицирован и приобретает черты личностно значимого. «Я ощущаю себя взрослым, когда я отвечаю за такие поступки, за которые раньше не нес ответственности. Я замечаю, что потихоньку становлюсь взрослее». «...Когда самостоятельно и без драки могу решить проблемы со своими друзьями».
4. Условный план действия - внутренняя взрослостьОписания, относящиеся к данному квадранту матрицы, обобщенны, указаний на эмоцию нет, реальные действия не описываются. Однако ребенок точно знает, что выполнив те условия, о которых он пишет, почувствует свою взрослость. «Когда я ставлю перед собой цель и добиваюсь ее, я всегда чувствую себя взрослой».
«Человек сам решает, когда ему становиться взрослым. Некоторые люди становятся взрослыми в старости, а некоторые, когда они еще дети. Человек может быть взрослым в душе, а может быть физически. Мне сейчас только четырнадцать лет. Я еще мало знаю о жизни, но ощущаю в душе себя взрослым. И это ощущение возникает, когда мне надо принять важное решение. Правильность решения, мне кажется, показывает, взрослый я или нет. Думаю, что мне можно доверить важное дело». На момент окончания эксперимента 62,9 % подростков относятся к следующим группам. Это означает, что развитие образа взрослости происходит по сложноорганизованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного геройского поступка (группа 1) к внешнему, но реальному поступку (группа 2), к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости (группа 3), и, наконец, к общему представлению о взрослости как единству ответственности и самостоятельности (группа 4).
Экспериментальные данные по динамике изменения представлений о взрослости позволяют соотнести их с логикой развертывания этапов возрастного кризиса. Взрослость в предподростни-честве начинается с возникновения у ребенка представления-картинки о «достойном, правильном» поступке, выдуманном им (или содержащем элементы выдумки). Картинка взята целиком, отождествлена им с собственной взрослостью и полностью «калькирована». Героем рассказываемой истории является сам ребенок. Представление в сознании предподростка неразрывно связано с эмоцией (обычно, чувством гордости), которая является основным показателем взрослости. Ситуация описана как целое, не расчлененное по форме и содержанию.
Идеалом для ребенка начинает выступать «взрослый» поступок (обычно выполнение общепринятых моральных норм). Представляя себя героем этого поступка, приписывая себе «достойное», лучшее, чем есть в действительности, поведение, он идеализирует свою идею взрослости. Это этап открытия ребенком образа взрослости, пока взрослость конкретна и выражена в некотором «геройском» действии, в своеобразном подвиге. Сам факт «литературности» описываемой ребенком ситуации свидетельствует о том, что, хотя героем истории и является ребенок, ситуация остается пока внешней. Единственное, что связывает ее с самим автором -эмоциональное переживание: «Я испытал чувство гордости».
С этапом мифологизации соотносится второй этап построения образа взрослости (квадрант матрицы «реальный план действий -внешняя взрослость»). Здесь ребенок пытается буквально воспроизвести сложившееся представление в реальных ситуациях.
С помощью «как будто» выстраивается специальное действие перехода во взрослость. Когда реальная ситуация строится как мифологическая, т.е. когда она меняет свой смысл волшебным образом с помощью одного внешнего символа, могут потребоваться дополнительные внешние средства удерживания новой позиции, в частности, оценка аудитории, сравнение себя с другими, новый статус в социуме.
Ключевой характеристикой предподросткового кризиса является незавершенность (непредзаданность) действия. Результатиность действия свертывается, теряет смысл, на первый план выступает значение, причем в первую очередь со стороны своего замысла (т.е. не столько то, что получилось, а что имелось в виду) Реализация отходит на второй план. В описаниях подростков можно найти примеры «замысливания»: «Я ощущаю себя взрослой, когда я одна дома, а мама на работе, и мне надо мыть полы, пылесосить, вытереть пыль».
Акцент на замысле действия, значимость самой его идеи проявляется в том, что подросток включает в образ взрослости в основном незаурядные, необыкновенные действия. «Я ощущаю себя взрослым, когда я нахожусь в экстремальной ситуации». Интересно, что описанные ситуации на первый взгляд очень похожи на те «картинки», построенные по типу сюжета действия героя, которые возникают у подростков на первом этапе. Здесь те же сюжеты подвига, экстремальной ситуации, только описанные в более сжатом виде. Но есть и существенное отличие. В предкритической фазе «история о подвиге» обязательно заканчивалась результатом. На этапе мифологизации дело обстоит иначе. Ребенок, описывая начало экстраординарного действия («дают специальное поручение»), на этом и останавливается Ни дальнейших действий по его выполнению, ни тем более результата в подобных описаниях нет. Возникает некоторая пауза, остановка Возможно, она связана с тем, что у ребенка уже возникло первичное представление о мере своих возможностей, о том, что достижение желаемого результата сопряжено с определенными трудностями, что способы достижения ему пока могут быть неизвестны.
За этапом мифологизации в критической фазе кризиса следует этап конфликта. Речь идет о конструктивном конфликте, позволяющем ребенку и взрослому предельно обнажить собственные позиции и тем самым создать условия для их рефлексии. Предположительно, этап конфликта совпадает с завершением второго этапа построения образа взрослости Данная методика не может во всей полноте выявить конфликтность поведения детей. Однако конфликтная фаза по своему содержанию есть попытка выявить в собственном поведении содержательные элементы взрослости, соединить замысел собственного взрослого действия с его реализацией, получить результат. Это позволяет дифференцировать ограничители собственной взрослости на внешние и внутренние. Интересно, что на данном этапе построения образа взрослости ребенок описывает, в основном, собственную несостоятельность, в то время как на предшествующих этапах в центре внимания были внешние ограничители. На этапе конфликта впервые появляются описания встречи замысла и реализации собственного действия. Подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности
Конец второго этапа в этом смысле является поворотным. В каждом индивидуальном случае прохождения кризиса существует возможность, что встреча замысла и реализации взрослого действия не произойдет. Именно в этой точке процесса построения образа взрослости, по результатам статистического анализа, самый высокий показатель возврата к предыдущим этапам. В том случае, если в результате конфликта признаком собственной взрослости становится самостоятельность и ответственность действий, рассматриваемая подростком как мера пределов собственных возможностей, наблюдается переход на следующий этап построения образа взрослости, соотносимый с этапом рефлексии, которая представляет собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным На этапе рефлексии у ребенка возникает отношение к мере своих собственных возможностей, способностей и т.д., возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости. Именно здесь ребенок начинает определять границы собственной взрослости, четко разделяя, в чем он уже взрослый, а в чем еще ребенок. Когда возникает идея недостаточной взрослости, невзрослости, возникает дифференциация самооценки как проявление отношения к мере собственных возможностей, что создает основу перехода в посткритическую фазу В данном экспериментальном исследовании это четвертый этап построения образа взрослости. Здесь подростком реализуется полноценная идеальная форма, возникает произвольность деятельности.
Итак, процесс построения образа взрослости в подростковом возрасте разворачивается как последовательное прохождение ребенком фаз критического возраста, структура которого рассматривается как отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной форм
Отношение реальной и идеальной форм развертывается в критический период в определенной логике
1 Предкритическая фаза - открытие идеальной формы следующего возраста
2 Собственно критическая фаза
• мифологизация - попытка материализовать идеальную форму непосредственно;
• конфликт - внешнее противостояние действий ребенка и реакции окружающих,
• рефлексия - возникновение отношения к собственному дейст-ви^)в ситуации
3 Посткритическая фаза - завершение кризиса, начало новой ведущей деятельности
Период перехода в подростничество характеризуется особой динамикой временной перспективы, которая позволяет определить хронологию перехода
«Вытягивание» временной перспективы в сторону отдаленного будущего свидетельствует о появлении образа собственной идеализированной взрослости.
Отношение к себе в предподростковом возрасте обнаруживает временную перспективу как компоненту формирующегося самоотношения. Переход от стабильного Я к осознанию себя как разноситуационного и затем к меняющемуся во времени собственной жизни (или во временной перспективе) свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в переходный период.
Образ взрослости подростка проходит ряд последовательных этапов, отражающих структуру возрастного кризиса.
Вопросы для самостоятельной работыI
1. Перечислите типы отношения к заданиям взрослого в учебных ситуациях.
2. Охарактеризуйте типы отношения к заданиям взрослого в учебных ситуациях.
3. Каково соотношение между типом отношения к заданиям взрослого и домашним поведением детей?
4. Опишите динамику изменения временной перспективы у младших подростков.
5. Опишите динамику изменения образа взрослости у младших подростков.
6. Как соотносится динамика образа взрослости со структурой критического периода?
Рекомендуемая литература
1. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.
4. Голоеаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
5. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. -'№ 1. - С. 6 - 14.
6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития//Вопросы психологии. - 1994. -№ 1. -С. 61 -69.
7. Поливанова К. Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 1. — С. 102-105.
8. Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3 - 4. - С. 13-17.
Дополнительная литература
9. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореф. дисс.... канд. психол. н. - М., 1988.
10. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. -№ 2. -С. 51 -63.
11. Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976.
12. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37 - 42.
13. Запорожец А. В. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т.-1986.-Т. 2.
14. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.
15. Толстых Н. Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.
16. Элъконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.
17. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
18. Элъконин Ц. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.-Т. 4. -С. 386-404.
19. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Глава 9