Переход к подростковому возрасту и временная перспектива

Характерной чертой младших подростков является их склон­ность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важ­ным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реоргани­зацией представления о себе. Обзор исследований подросткового возраста, в частности описаний клинической картины возраста, заставляет обратить особое внимание на аспекты психологии подростка, связанные с целеполаганием, с представлениями о бу­дущем, с реорганизацией психологического времени взрослеющего ребенка [15, 4, 11 и др.].

Эти данные должны быть поняты в общей логике развития не как изолированные эмпирические факты, а как внешняя картина внутренних, глубинных изменений, происходящих с ребенком при переходе к подростковому возрасту.

Сложность и неоднозначность исследования перехода от млад­шего школьного к подростковому возрасту очевидна. С одной стороны, это переходный, критический возраст, с другой - пере­ход осуществляется к неопределенности подростничества, поэто­му позитивные характеристики возрастного перехода и подрост­кового возраста оказываются наименее изученными. В этой логи­ке особый смысл приобретают указания на изменение картины мира подростка, в частности, на появление у него нового видения себя во времени. Но, по Выготскому, новый возраст связан с воз­никновением новой социальной ситуации развития, с новым пе­реживанием, с новым взглядом на окружающую ребенка действи­тельность, с появлением нового отношения.

Следовательно, необходимо понять возникновение новой вре­менной перспективы (в самом широком смысле этого слова) как изменение отношения ребенка к окружающей действительности, прежде всего социальной. Это оказывается возможным, если об­ратиться к представлениям о соотношении реальной и идеальной форм как того, что изначально характеризует развитие ребенка. Новая идеальная форма это то, что открывается ребенку на рубе­же возрастов и меняет его отношение к окружающему и, следова­тельно, к себе. Новая идеальная форма специфична для каждого возраста, для подросткового же она предельно абстрактна и не­конкретна. (Это связано с отсутствием в культуре явно заданных форм взросления для подростка.) Для подростка идеальная форма состоит в некотором идеализированном представлении о взросло­сти. Стремление к этой взрослости должно провоцировать кри­тичность по отношению к настоящему с одновременной идеали­зацией иного - будущего. Но идеальное и реальное, свое и иное существуют именно как отношение и невозможны в изолирован­ности. Поэтому отношение к будущему должно изменить и отно­шение ребенка к прошлому и настоящему, обнаружить их для са­мого ребенка.

В исследовании, проведенном Л.Б.Слугиной, значение вре­менной перспективы определялось не ее особенностями, а исход­ным предположением, что временная перспектива может стать своеобразным «зеркалом» динамики отношений реальной и иде­альной форм, составляющей условие возрастного кризиса.

Экспериментальное исследование проведено с использованием трех методик: «Прошлое, настоящее, будущее»; «Самоописания» (свободное сочинение на тему «Кто я? Какой (какая) Я?»); «Струк­турированные самоописания».

«Прошлое, настоящее, будущее».Детям было предложено на­писать на листе бумаги по пять событий из своей прошлой, на­стоящей и предполагаемой будущей жизни. Никакого дополни­тельного разъяснения или уточнения не давалось. Выборку испы­туемых составили 300 учащихся III-VIII классов, по 60 человек в каждой возрастной группе.

Анализировались параметры содержания указанного собы­тия, его временная отнесенность, субъектность (роль испытуе­мого в событиях), оценочность (отношение к событиям), кон-фликтность.

Поведение подростка находится в прямой зависимости от его представлений о себе другом, взрослом. Расщепление Я, появле­ние представлений об иных Я в прошлом и будущем, проявляю­щееся во временной перспективе - все это в целом составляет одну из характеристик или сторон переходного периода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Данные по всем пяти параметрам анализа динамики временной перспективы четко выявляют возрастной период - 11 лет 8 месяцев (VI класс). Этот возраст практически по всем параметрам имеет особые (абсолютные, пиковые) показатели, являясь водоразделом тенденций соответствующих параметров.

Возраст 10 лет 7 месяцев (V класс) является пиковым по пара­метру «субъектность». Это самый ранний пик показателей из всех параметров. Ни в каком другом возрасте психологическое время подростка не демонстрирует такого размаха Я.

Эти данные свидетельствует о том, что период с 10 лет 7 меся­цев до 11 лет 8 месяцев по характеристикам временной перспекти­вы является средоточием возрастного перехода.

«Свободное самоописание», «структурированное самоописа­ние».Методики самоописания необыкновенно разнообразны и имеют богатую историю применения. В данном исследовании методика проводилась фронтально, время не ограничивалось. Контингент испытуемых составили учащиеся III-VII классов по 60 человек в возрастной группе. Анализ значимых высказываний проведен по пяти основным параметрам-блокам. Блоки объеди­няли переменные одного порядка: первый блок переменных -объективная информация; второй - отношения к семье, друзьям; третий - временная перспектива (упоминания событий прошло­го и будущего, планов, изменений); переменные четвертого бло­ка отражали внутреннюю работу респондента по самоосозна­нию, самоотношению; пятый блок - количественные характери­стики самоописания.

Динамика возникновения у ребенка отношения к себе иному во временной перспективе выглядит следующим образом. Стабиль­ное (вневременное и внеситуативное) и «объектное» Я у третье­классников на одиннадцатом году жизни (т. е. к V классу) «взры­вается» множеством рассуждений о разнообразии Я, но не во вре­мени, а по отношению к различным ситуациям. Далее, в VI-VII классах (двенадцатый год) эта разнопредставленность находит свою ось координат - временную.

Таким образом, «Я» младшего подростка, объектное и целост­ное на 10-м году жизни, вначале «рассыпается» по различным си­туациям на 11-м году, а затем собирается посредством упорядочи­вания на оси времени. Целостное Я превращается во множество ситуационно зависимых.

Такова «естественная» последовательность возникновения временной компоненты представления о себе у детей младшего подросткового возраста.

Методика структурированных самоописаний.Дети оценивали 20 личностных качеств по пятибалльной шкале в настоящем вре­мени («Какой я сейчас») и в будущем («Каким я буду через год»). Это дало возможность анализировать отношение ребенка к изме­нению характеристик собственного Я.

Обнаружено, что дети часто полагают, что в будущем станут хуже (менее добрыми, менее смелыми, чуткими, но более грубыми и т.п.). Выявлены также низкие корреляции между характеристи­ками качества в настоящем и в будущем.

Эти данные говорят о том, что отношение «Я в настоящем» и «Я в будущем» является предметом переживания в критический период.

1. Период перехода в подростничество характеризуется резким изменением временной перспективы, что позволяет определить хронологию перехода. Пиком возрастного кризиса является пе­риод от 10,5 до 11,5 лет.

2. «Вытягивание» временной перспективы в сторону отдален­ного будущего свидетельствует о появлении образа собственной идеализированной взрослости.

3. Динамика временной перспективы отражает изменение от­ношения к себе у детей предподросткового возраста.

4. Отношение к себе в предподростковом возрасте содержит временную компоненту. Предшествующий стабильный возраст характеризуется стабильным, «объектным» представлением о се­бе; затем Я становится зависимым от ситуации (целостное Я исче­зает); далее Я представляется ребенку меняющимся во времени собственной жизни. Новое видение себя в переходный период опосредуется идеей изменения во времени.

Наши рекомендации