Психологические теории онтогенеза

В психологии, главным образом детской и возрастной, под он­тогенезом понимают отрезок жизни чндивчда от рождения до на-с туп пения зрелое! и

Среди мноюобразия научных школ в психологии можно вы­делить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез. Представители первой из них рассматри­вают развитие в ею целостное г • и чеделчмости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеггелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.)

В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характери­стики этой целостности, ее внутренняя структура, условия про­исхождения. Даже признавая прижизненную динамику измене­ний данной целостности, изучая условия ее происхождения, ис­следователи не связывают жестко эти изменения с каким-то оп­ределенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае придается фоном изучаемых изменений.

Вторую группу психологических теорий образую^ те, в кото рых онтогенез представляет собой чередование, смену определен­ных периодов развит ля (З.Фрейд, Ж Пиаже, А. Валлон Э.Эрик-сон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонгьев и др.). Для обоснованного де­ления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собст­венную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Таким образом, в зависимости от исходных теоретических пред­ставлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная чере­да микроизменений или, напротив, как последовательность отно­сительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе еди­ных для всех представителей данной культуры.

Можно говорить о некотором наглядном образе, который иллюстрирует данную психологическую концепцию, - «мета­форе развития». Так, в нарративной* психологии это образ че­тырех непересекающихся линий, поскольку в ней выделяют че­тыре типа представлений индивида о себе в зависимости от того, какое место в собственной жизни он себе отводит. Человек, напри­мер, может видеть себя героем, ответственным за все, что с ним происходит, или, наоборот, жертвой внешних обстоятельств и т. п. При таком взгляде на развитие личности выделяются четы­ре типа траекторий развития, а исследователя интересует в пер­вую очередь различие между этими выделенными типами, а не их изменения с возрастом. В теориях «большой пятерки», где лич­ность описывается пятью основными характеристиками (пятью шкалами), а индивидуальное развитие определяется вкладом каждой из пяти переменных, это «пучок» линий развития, где каждая отдельная линия представляет индивидуальную траекто­рию развития.

В отечественной психологии принят иной образ. В ней возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития -каждый возраст представлен своей «ступенькой».

Почему так по-разному описывается онтогенез в различных психологических школах? Мы видим, что исследователи выделя­ют как самое существенное в онтогенезе различные его стороны.

Так, понять причины уникальности и неповторимости челове­ка - задача тех, кто придерживается образа «пучка» индивидуаль­ных линий развития. Вместе с тем, люди в чем-то схожи, понять поведение человека можно, сравнив его с поведением другого, похожего на него. Эта схожесть и становится главным фактором для тех исследователей, которые заняты разработкой разного ро­да типологий - описанием личностных типов, как это делается в рамках нарративной психологии.

В нашей обыденной жизни также существует представление о возрасте. Мы по-разному общаемся с детьми разного возраста. Трехлетнего ребенка взрослый, возможно, погладит по головке, а новорожденного воздержится трогать. Первоклассника спросит о школе, а с подростком и не сразу сообразит, о чем можно загово­рить. Все это элементы нашей «житейской психологии». Это озна­чает, что возраст, особенно возраст ребенка, реально существующая характеристика, определяющая наше поведение и отношение к человеку.

Можно сказать, что возраст - это эмпирическое понятие, т.е. понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исход­но в самих наших представлениях о жизни и о ребенке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследо­вания, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда эмпи­рическому понятию «возраст» начинает соответствовать какое-то научное понятие.

Именно эмпирическое понятие возраста и его научный аналог -научное понятие - и становятся основными в тех научных теори­ях, которые принято называть возрастными. В них на первый план выходят проблемы описания возраста - его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения.

Определения возраста. Периодизация психического развития.

Если онтогенез рассматривается как последовательность отно­сительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрез­ков, это означает, что введено представление о периодизации он­тогенеза. Понятие периодизации тесно связано с понятием разви­тия в онтогенезе, хотя они и не полностью совпадают.

Развитие можно понимать двояко:

а) изменения, происходящие во времени в строении тела, пси­хике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды [2];

б) процесс, характеризующий качественные преобразования в рассматриваемом предмете - поведении, психическом развитии, интеллектуальном или эмоциональном развитии и т. п.

Первое определение характерно для западной психологической -•радиции, второе - для отечественной. Суть их различия состоит в том, что в первом случае в основу положен количественный харак-"1 гр происходящих изменений, а во втором - качественный. И мета­форические представления тоже, естественно, оказываются разны­ми: развитие характеризуется «метафорой холма» и «лестницы».

Различие в этих двух подходах центрируется вокруг механизма перехода от периода к периоду. Во многих теориях периодизации постулируется членение онтогенеза на отдельные периоды, но са­ми переходы между периодами не рассматриваются специально. Наиболее ярким примером такого взгляда на онтогенез является теория Э.Эриксона. В ней онтогенез состоит из восьми периодов, каждый из них описан весьма подробно, вскрыто их психологиче­ское содержание. Однако за рамками рассмотрения остается во­прос о природе и содержании перехода - смены периодов.Теории первого и второго рода могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расхо­дятся в ответе на вопрос о содержании переходов.

Какие же периоды жизни можно выделить? Совершим неболь­шой экскурс в историю психологической мысли.

Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе дет­ского развития лежит своеобразное повторение стадий историче­ского развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психиче­ского развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносят­ся с периодами исторического развития общества. Обратим вни­мание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».

От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания; дети этого пе­риода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предме­тами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет - стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за жи­вотными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет - земле­дельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).

По мысли Гетчинсона, пастушеская стадия, начинающаяся в 8 лет, маркирует момент, когда возможно начало обучения. Ста­дии, по Холлу и Гетчинсону, являются врожденными, обучение возможно на основе психического развития, т.е. может лишь «надстраиваться» над развитием.

Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития, От рождения до 7 лет - ста­дия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет - стадия ана­лиза. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация - разложение общего на со­ставляющие элементы. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного син­теза. Появляется возможность интеграции изолированных пред­ставлений в целостности. Периодизации начала века, как мы ви­дим, несколько умозрительны. Они создаются как обобщение бы­тового представления о ребенке; их авторы не анализируют основания для выделения отдельных периодов онтогенеза. В современной психологии широко известны периодизации Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Р. Селмана, Дж. Ловингер и др.

Периодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его деления онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжа­ется стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6-7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 - стадия конкретных операций, затем, начиная g 12 лет, - стадия формальных опера­ций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью перио­дизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) яв­ляется то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход кон­кретные методы их определения. В частности, это стало воз­можным из-за конкретизации самого предмета анализа. Пиаже, базируясь на предложенных им методах, рассматривает перио­дизацию развития интеллекта, т.е. четко определяет и конкрети­зирует предмет периодизации

Указанные периодизации создавались в первой половине XX столетия и во многом отражали «объектный» взгляд на человека. Периодизация Пиаже с этой точки зрения - пограничная. Ставя в центр исследования интеллект, т. е. изучая возможности человека как деятеля, он исследует его внутренние характеристики.

В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становле­ния базового доверия. Каждый отрезок онтогенеза - возраст - на­зывается кризисом. В концепции Эриксона термин «кризис» оп­ределяется как период развития данного новообразования и, если сравнить его с принятым в отечественной психологии, скорее со­ответствует стабильному периоду, по Л.С.Выготскому.

Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популяр­ность периодизация Левинсона На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т. п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительно­стью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составля­ет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и обще­ства. Эры разделяются переходными периодами - в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже сле­дующий этап жизни человека. Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направ­лены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация стро­ится на взаимодействии двух типов структур - смысловых и харак­тера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.

По Р. Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытыва­ет свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:

О - инкорпоративная стадия (0-2 года) - отсутствие разделения себя и другого;

1 - импульсивная стадия (2-7 лет) - импульсивное поведение, эгоцентризм;

2 - имперская (7-12 лет) - стремление к независимости, дости­жениям, мастерству;

3 - интерперсональная (13-19 лет) - перестройка структуры половых отношений;

4 - институциональная (ранняя взрослость) - реинтеграция взаимосвязанных компонентов Я;

5 - интериндивидуальная (взрослость).

Р.Гоулд, также придерживающийся стадиального взгляда на развитие, полагает взросление процессом отказа от детских иллю­зий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек, переживающий данную стадию.

16-22 года - «я навсегда связан с родителями»;

22-28 лет - «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;

28-34 года - «жизнь проста, и ею можно управлять»;

35-45 лет - «расцвет жизни» - люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.

Мы видим, что развитие идей стадиальности онтогенеза в це­лом шло от объектного представления о человеке к изучению его субъектных, личностных характеристик. В западной тради­ции стадиальные теории развивались как своеобразный контра­пункт теориям устойчивости личности. Основная критика тео­рий периодизации, захватывающих взрослость, касается непред­сказуемости жизненных событий: различные индивидуальные варианты проживания собственной жизни, несводимость ее к единому для всех плану - вот одна из сторон критики стадиаль­ных теорий.

Итак, существует два типа теорий периодизации психического развития. Те, в которых предметом исследования являются сами стадии развития, и те, в которых наряду с содержанием стадий исследуются и механизм, и условия перехода к следующей стадии.

Периодизации психического развития, в которых описывает­ся не только содержание стадий онтогенеза, но и механизм пере­хода, составляют блок психологических концепций, построенных на диалектических принципах. Диалектика как основание для введения представления о развитии, как собственно учение о раз­витии было в своем основном и законченном виде сформулирова­но Г.Гегелем (1770-1831).

В теориях обоих типов периодизации используются представ­ления о возрасте (или более конкретно - интеллектуальном воз­расте). В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).

Возрасты могут полагаться в принципе однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. А могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Поясним сказанное на примере периодизации Д.Б.Эльконина: в ней выделяются три ти­па стадий развития - эпохи, периоды и фазы. В периодизации же Л.С.Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты полагаются двух типов - стабильные и критические). В периодизации Ж.Пиаже вводится модель двух порядков - стадии и периоды.

Переход от одной стадии к другой, как мы уже знаем, может вообще не быть предметом особого анализа. Но в теориях перио­дизации возникает «место» потенциального анализа - смена ста­дий развития.

Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.

Исходным для введения представления о кризисах возрастного развития является членение онтогенеза на отдельные этапы. Только в случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов - из отдельных отрезков жизненного пути, - появляется возможность исходно допустить существование критического перехода от одно­го периода к другому. Если же некоторая психологическая концеп­ция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках онтогенеза, идея кризиса, пе­рехода, смены не возникает. При таком подходе бессмысленно вообще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте. Таким образом,
для рассмотрения базовых представлений о возрастных кризисах не­
обходимо в первую очередь обратиться к основным периодизациям
психического развития. Но следует признать, что исходная перио-,
дизация является лишь необходимым, но не достаточным условием1
возникновения представления о критическом переходе.

Наши рекомендации