Психологические теории онтогенеза
В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни чндивчда от рождения до на-с туп пения зрелое! и
Среди мноюобразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез. Представители первой из них рассматривают развитие в ею целостное г • и чеделчмости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеггелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.)
В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая прижизненную динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае придается фоном изучаемых изменений.
Вторую группу психологических теорий образую^ те, в кото рых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развит ля (З.Фрейд, Ж Пиаже, А. Валлон Э.Эрик-сон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонгьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.
Таким образом, в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе единых для всех представителей данной культуры.
Можно говорить о некотором наглядном образе, который иллюстрирует данную психологическую концепцию, - «метафоре развития». Так, в нарративной* психологии это образ четырех непересекающихся линий, поскольку в ней выделяют четыре типа представлений индивида о себе в зависимости от того, какое место в собственной жизни он себе отводит. Человек, например, может видеть себя героем, ответственным за все, что с ним происходит, или, наоборот, жертвой внешних обстоятельств и т. п. При таком взгляде на развитие личности выделяются четыре типа траекторий развития, а исследователя интересует в первую очередь различие между этими выделенными типами, а не их изменения с возрастом. В теориях «большой пятерки», где личность описывается пятью основными характеристиками (пятью шкалами), а индивидуальное развитие определяется вкладом каждой из пяти переменных, это «пучок» линий развития, где каждая отдельная линия представляет индивидуальную траекторию развития.
В отечественной психологии принят иной образ. В ней возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития -каждый возраст представлен своей «ступенькой».
Почему так по-разному описывается онтогенез в различных психологических школах? Мы видим, что исследователи выделяют как самое существенное в онтогенезе различные его стороны.
Так, понять причины уникальности и неповторимости человека - задача тех, кто придерживается образа «пучка» индивидуальных линий развития. Вместе с тем, люди в чем-то схожи, понять поведение человека можно, сравнив его с поведением другого, похожего на него. Эта схожесть и становится главным фактором для тех исследователей, которые заняты разработкой разного рода типологий - описанием личностных типов, как это делается в рамках нарративной психологии.
В нашей обыденной жизни также существует представление о возрасте. Мы по-разному общаемся с детьми разного возраста. Трехлетнего ребенка взрослый, возможно, погладит по головке, а новорожденного воздержится трогать. Первоклассника спросит о школе, а с подростком и не сразу сообразит, о чем можно заговорить. Все это элементы нашей «житейской психологии». Это означает, что возраст, особенно возраст ребенка, реально существующая характеристика, определяющая наше поведение и отношение к человеку.
Можно сказать, что возраст - это эмпирическое понятие, т.е. понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исходно в самих наших представлениях о жизни и о ребенке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследования, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда эмпирическому понятию «возраст» начинает соответствовать какое-то научное понятие.
Именно эмпирическое понятие возраста и его научный аналог -научное понятие - и становятся основными в тех научных теориях, которые принято называть возрастными. В них на первый план выходят проблемы описания возраста - его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения.
Определения возраста. Периодизация психического развития.
Если онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает, что введено представление о периодизации онтогенеза. Понятие периодизации тесно связано с понятием развития в онтогенезе, хотя они и не полностью совпадают.
Развитие можно понимать двояко:
а) изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды [2];
б) процесс, характеризующий качественные преобразования в рассматриваемом предмете - поведении, психическом развитии, интеллектуальном или эмоциональном развитии и т. п.
Первое определение характерно для западной психологической -•радиции, второе - для отечественной. Суть их различия состоит в том, что в первом случае в основу положен количественный харак-"1 гр происходящих изменений, а во втором - качественный. И метафорические представления тоже, естественно, оказываются разными: развитие характеризуется «метафорой холма» и «лестницы».
Различие в этих двух подходах центрируется вокруг механизма перехода от периода к периоду. Во многих теориях периодизации постулируется членение онтогенеза на отдельные периоды, но сами переходы между периодами не рассматриваются специально. Наиболее ярким примером такого взгляда на онтогенез является теория Э.Эриксона. В ней онтогенез состоит из восьми периодов, каждый из них описан весьма подробно, вскрыто их психологическое содержание. Однако за рамками рассмотрения остается вопрос о природе и содержании перехода - смены периодов.Теории первого и второго рода могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов.
Какие же периоды жизни можно выделить? Совершим небольшой экскурс в историю психологической мысли.
Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе детского развития лежит своеобразное повторение стадий исторического развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психического развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносятся с периодами исторического развития общества. Обратим внимание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».
От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания; дети этого периода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предметами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет - стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за животными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).
По мысли Гетчинсона, пастушеская стадия, начинающаяся в 8 лет, маркирует момент, когда возможно начало обучения. Стадии, по Холлу и Гетчинсону, являются врожденными, обучение возможно на основе психического развития, т.е. может лишь «надстраиваться» над развитием.
Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития, От рождения до 7 лет - стадия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет - стадия анализа. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация - разложение общего на составляющие элементы. От 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза. Появляется возможность интеграции изолированных представлений в целостности. Периодизации начала века, как мы видим, несколько умозрительны. Они создаются как обобщение бытового представления о ребенке; их авторы не анализируют основания для выделения отдельных периодов онтогенеза. В современной психологии широко известны периодизации Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Р. Селмана, Дж. Ловингер и др.
Периодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его деления онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжается стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6-7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 - стадия конкретных операций, затем, начиная g 12 лет, - стадия формальных операций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью периодизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) является то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход конкретные методы их определения. В частности, это стало возможным из-за конкретизации самого предмета анализа. Пиаже, базируясь на предложенных им методах, рассматривает периодизацию развития интеллекта, т.е. четко определяет и конкретизирует предмет периодизации
Указанные периодизации создавались в первой половине XX столетия и во многом отражали «объектный» взгляд на человека. Периодизация Пиаже с этой точки зрения - пограничная. Ставя в центр исследования интеллект, т. е. изучая возможности человека как деятеля, он исследует его внутренние характеристики.
В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становления базового доверия. Каждый отрезок онтогенеза - возраст - называется кризисом. В концепции Эриксона термин «кризис» определяется как период развития данного новообразования и, если сравнить его с принятым в отечественной психологии, скорее соответствует стабильному периоду, по Л.С.Выготскому.
Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популярность периодизация Левинсона На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т. п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительностью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составляет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и общества. Эры разделяются переходными периодами - в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже следующий этап жизни человека. Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направлены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация строится на взаимодействии двух типов структур - смысловых и характера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.
По Р. Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытывает свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:
О - инкорпоративная стадия (0-2 года) - отсутствие разделения себя и другого;
1 - импульсивная стадия (2-7 лет) - импульсивное поведение, эгоцентризм;
2 - имперская (7-12 лет) - стремление к независимости, достижениям, мастерству;
3 - интерперсональная (13-19 лет) - перестройка структуры половых отношений;
4 - институциональная (ранняя взрослость) - реинтеграция взаимосвязанных компонентов Я;
5 - интериндивидуальная (взрослость).
Р.Гоулд, также придерживающийся стадиального взгляда на развитие, полагает взросление процессом отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек, переживающий данную стадию.
16-22 года - «я навсегда связан с родителями»;
22-28 лет - «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;
28-34 года - «жизнь проста, и ею можно управлять»;
35-45 лет - «расцвет жизни» - люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.
Мы видим, что развитие идей стадиальности онтогенеза в целом шло от объектного представления о человеке к изучению его субъектных, личностных характеристик. В западной традиции стадиальные теории развивались как своеобразный контрапункт теориям устойчивости личности. Основная критика теорий периодизации, захватывающих взрослость, касается непредсказуемости жизненных событий: различные индивидуальные варианты проживания собственной жизни, несводимость ее к единому для всех плану - вот одна из сторон критики стадиальных теорий.
Итак, существует два типа теорий периодизации психического развития. Те, в которых предметом исследования являются сами стадии развития, и те, в которых наряду с содержанием стадий исследуются и механизм, и условия перехода к следующей стадии.
Периодизации психического развития, в которых описывается не только содержание стадий онтогенеза, но и механизм перехода, составляют блок психологических концепций, построенных на диалектических принципах. Диалектика как основание для введения представления о развитии, как собственно учение о развитии было в своем основном и законченном виде сформулировано Г.Гегелем (1770-1831).
В теориях обоих типов периодизации используются представления о возрасте (или более конкретно - интеллектуальном возрасте). В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).
Возрасты могут полагаться в принципе однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. А могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Поясним сказанное на примере периодизации Д.Б.Эльконина: в ней выделяются три типа стадий развития - эпохи, периоды и фазы. В периодизации же Л.С.Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты полагаются двух типов - стабильные и критические). В периодизации Ж.Пиаже вводится модель двух порядков - стадии и периоды.
Переход от одной стадии к другой, как мы уже знаем, может вообще не быть предметом особого анализа. Но в теориях периодизации возникает «место» потенциального анализа - смена стадий развития.
Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.
Исходным для введения представления о кризисах возрастного развития является членение онтогенеза на отдельные этапы. Только в случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов - из отдельных отрезков жизненного пути, - появляется возможность исходно допустить существование критического перехода от одного периода к другому. Если же некоторая психологическая концепция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках онтогенеза, идея кризиса, перехода, смены не возникает. При таком подходе бессмысленно вообще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте. Таким образом,
для рассмотрения базовых представлений о возрастных кризисах не
обходимо в первую очередь обратиться к основным периодизациям
психического развития. Но следует признать, что исходная перио-,
дизация является лишь необходимым, но не достаточным условием1
возникновения представления о критическом переходе.