Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива
МДОУ « Детского сада № 2».
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и доброе отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме этого, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития. Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке приоритетным направлением деятельности МДОУ «Детский сад №2» выбрали экологическое воспитание.
Именно осознавая все возрастающую роль экологического воспитания, коллектив детского сада выбрал приоритетным направлением в своей работе в рамках ООП ДОУ.
Педагогическая деятельность ДОУ ведется по нескольким программам:
• экологической: «Юный эколог» С. Николаевой;
• комплексной: «Программа воспитания и обучения в детском саду».
В течение последних нескольких лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию дошкольников. В 2008 году коллектив детского сада оформил «альпийскую горку» и провели разбивку огорода на территории детского сада, для познавательно-речевого и социально-личностного развития детей. В 2009 году начали разработку экологического паспорта, в котором отражаем: экологическую ситуацию района, состояние здоровья населения, характеристику территории детского сада, зонирование и загрязнение территории, характеристику здания и помещений, влияние ДОУ на окружающую среду, программы и методики, основные направления работы ДОУ.
Для ознакомления детей с природным богатством нашего края на участке детского сада создана руками сотрудников и природой экологическая тропа, которая позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, т.к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Вместе с созданием тропы был подобран и систематизирован материал по экологической тропе.
В детском саду имеется живой уголок, где можно ухаживать за животными, и отдохнуть под живые звуки природы. Уголок природы — излюбленное место малышей, они с большим удовольствием ухаживают за рыбками, попугаем и хомячками.
Помимо уголков природы, в группах созданы мини-лаборатории. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей — экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
Совместно с родителями мы ежегодно проводим акции «Украсим землю цветами» и «Зеленая аптека», планируем провести экологическую акцию в защиту окружающей среды «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды», это дефиле хлам-арт «Костюмы из бросового материала» и с детьми подготовительной группы посадить «Аллею выпускников».
Считаем, что выбранное нами приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками — перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
1.5.Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие).
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с комплексной программой «Школа 2100» . В детском саду работают опытные педагоги, постоянно повышающие свой педагогический уровень.
Воспитательно-образовательный процесс ведут 14 педагогов:
> из них воспитателей -11;
> заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе-1;
> музыкальный руководитель - 2 (совместители);
По квалификационным категориям:
> I квалификационная категория — 4;
> II квалификационная категория — 9;
> без категории- 1 (молодой специалист, ушедший в декретный отпуск через 2 года работы)
> с высшим образованием – 2 педагога
> со средним специальным (педагогическим) – 10 педагогов
Анализ профессионального уровня педагогов позволяют сделать выводы о том, что коллектив ДОУ:
> сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры;
> стабилен;
> работоспособный, опытный и одновременно перспективный;
> детский сад полностью укомплектован сотрудниками.
Ежегодно педагоги ДОУ принимают участие в городских и районных конкурсах и соревнованиях.
Данные о контингенте родителей.
неполные семьи | многодетные семьи | образование | возрастной ценз | ||||||||
общее среднее | среднее профес. | среднее специал. | высшее | до 20 лет | с 20 до 30 лет | с30 до 40 лет | с 40 до 50 лет | старше 50 лет | |||
2 группа раннего возраста | 19,9% | 6,6 % | 8,9% | 40,4% | 47,3% | 4,4% | 7,4% | 74,1% | 7,4% | 7,4% | 3,7% |
2 группа раннего возраста | 7,1% | 7,1% | 8,8% | 55,6% | 28,9% | 6,7% | - | 77,7% | 22,3 % | - | - |
1 младшая группа | 3,8% | 7,7 % | 5,9% | 65,8% | 23,9% | 4,4% | 4% | 84% | 8% | 4% | - |
1 младшая группа | 8,3 % | 26,7 % | 19,6 % | 19,6 % | 41,2% | 19,6 % | - | 48,1% | 44,4% | 7,5 % | - |
средняя группа | 31,25 % | 16,7 % | 33,3 % | 14,8 % | 48,2 % | 3,7 % | - | 45,6% | 45,6% | 6,5% | 2,3% |
старшая группа | 33 % | 8,3 % | 7,5 % | 47,5 % | 32,5 % | 12,5 % | - | 52,5% | 30 % | 12,5 % | 5 % |
подготовительная группа | 18 % | 13,6 % | - | 47,6 % | 28, 6% | 23,8 % | - | 47,6% | 45,2 % | 2,4 % | 4,8 % |
Управление детским садом осуществляется на принципах самоуправления.
Заведующий является руководителем, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Во время отсутствия заведующего руководство учреждением осуществляется заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе.
Формами самоуправления являются:
• Общее собрание трудового коллектива;
• Педагогический совет;
• Управляющий совет.
Заведующийобеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения; определяет стратегию, цели и задачи его развития; определяет структуру управления детским садом; анализирует, планирует, контролирует и координирует работу структурных подразделений и всех работников; осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров; поощряет и стимулирует творческую инициативу работников; поддерживает благоприятный климат в коллективе; обеспечивает социальную защиту воспитанников.
Общее собрание, в состав которого входят все работники детского сада, обсуждает и принимает проект Коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития учреждения; рассматривает и обсуждает проект годового плана работы; обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины и мероприятия по ее укреплению; рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда, охраны здоровья воспитанников.
Управление педагогической деятельностью осуществляет Педагогический совет, в функции которого входят:
• определение направления образовательной деятельности детского сада;
• выбор Общеобразовательной программы, образовательных и воспитательных технологий и методик;
• рассмотрение проекта годового плана работы детского сада;
• организация выявления, обобщения, распространения и внедрения передового опыта среди педагогических работников детского сада;
• заслушивание отчетов заведующего о создании условий для реализации Общеобразовательной программы учреждения.
Управляющий совет, в состав которого входят представители родительской общественности от всех групп, представители от администрации и представители от педагогического коллектива, содействует организации совместных мероприятий в учреждении — родительских собраний, дней открытых дверей, оказывает посильную помощь в укреплении материально-технической базы детского сада, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории, контролирует распределение денежных средств и проведение воспитательного процесса.
Детский сад как формальная организация имеет систему управления, в которой соответствующим образом определены уровни управления с установленными взаимосвязями по содержанию работы и по подчинению, определены способы подачи прямой и обратной информации. Линейными руководителями являются заместитель заведующего по воспитательно- образовательной работе, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медицинская сестра. Сфера контроля каждого распределяется по функциональным областям, объединяющим определенные категории сотрудников: заместитель заведующего по воспитательно - образовательной работе руководит деятельностью педагогов, заместитель заведующего по АХЧ — работой обслуживающего персонала, старшая медицинская сестра управляет деятельностью медицинского персонала и руководит другими сотрудниками в отношении соблюдения санитарных норм и правил при проведении педагогического процесса, содержании помещений и территории.
Данная управленческая система позволяет делегировать часть полномочий заведующего линейным руководителям или другим специалистам при условии обязательного инструктирования «до» и контроле «после»: взаимодействие с другими организациями; участие в совещаниях; обработка входящей информации, подготовка исходящей; контроль результатов деятельности персонала; проведение совещаний внутри учреждения и другие.
В ДОУ воспитываются дети других национальностей: киргизы, таджики и др., но образовательный процесс ведется на русском языке.
В социальном окружении детского здания, в пределах 0,5 км., находятся администрация Александровского городского поселения, Дворец культуры, Школа искусств, МДОУ «Детский сад №4», , МДОУ «Детский сад №6», городская больница, ряд магазинов.
ДОУ работает в условиях сокращенного дня (10час 30 мин. пребывания).
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, (с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения и работы групп раннего возраста), определено как: 80% и 20% ( 80% - инвариантная часть; 20 % - вариативная часть (10% -работа с группами раннего возраста, 10%- работа по приоритетному направлению).
Общий объем обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников.