Труд как фактор развития и воспитания.
Игра, по утверждению Ушинского постепенно переходит в занятия, учение, труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение (усвоить знания, выработать умения), то целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат : изменение объекта и приспособление его для удовлетворения человеческих потребностей.
Трудможно определить как деятельность, направленную на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.
Труд тесно связан с учением. Учение тогда становится трудом, когда ученик на основе усвоенных знаний и выработанных умений пишет сочинение, решает новую задачу, т.е. проявляет самостоятельность и творчество. В то же время работник, изо дня в день выполняющий свои обязанности, трудится, одновременно совершенствуя свои умения, расширяя и углубляя знания.
Тесно связан труд и с игровой деятельностью. Это особенно характерно для детей и подростков: они самостоятельно и с помощью взрослых вносят в труд элементы игры или даже всё трудовое задание планируют и выполняют в виде игры.
Труд связан и с общением: в процессе труда человек вступает в общение с другими людьми, поскольку чаще всего труд имеет коллективные формы.
Труд, используемый в качестве средства воспитания, подразумевает и анализ результатов деятельности, и определение путей исправления ошибок, и усовершенствование сделанного, создание более совершенных изделий, продуктов.
Трудможно определить как средство воспитания, в котором воспитательное воздействие на воспитанника оказывает деятельность целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. Воспитательная сила труда заключается в наибольшей степени в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечёт за собой появление новой или новых потребностей.
Роль физического труда в воспитании.
В физическом труде дети начинают принимать участие позже, чем в общении, игре, учении. До трёх лет дети не способны специально и достаточно длительное время прилагать усилия, направленные на изменение окружающих предметов.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, интеллектуальный, душевный.
-труд по самообслуживанию раньше других становится доступным детям и сопровождает человека всю его жизнь за исключением периодов тяжёлой болезни. В результате такого труда человеку становится удобнее жить, радует расположение предметов. Получив удовлетворение от результатов своего труда, человек обнаруживает потребность постоянно иметь такой порядок вещей.
Участие взрослого, его пример, видимое изменение обстановки и одобрение действий ребёнка создают необходимые эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы. Важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Эта работа требует многократного, ненавязываемого повторения на протяжении месяцев или даже лет жизни.
- бытовой семейный труд. Во многих случаях его весьма условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Осн. признак – выполнение работы не для себя и не только для себя. Например, работа в саду и на огороде, уход за животными, покупка продуктов в магазине, участие в ремонте.
-ремесленный
-индустриальный
общественные работы
Требования к физическому труду
- привлекательность, общественная и личная значимость цели, чёткость организации, моральная удовлетворённость результатами (Лихачёв);
- современная техническая и технологическая оснащённость, положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации, связь труда с другими видами деятельности, с запросами и ожиданиями родителей (Пашков);
- посильность, разнообразие, высокая нравств. основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение результатов труда (Болдырева).
Интеллектуальный труд
Важной задачей школы является включение учащихся в интеллектуальный труд, формирующий высокие уровни сознания. Интеллектуальный труд – это преобразование, исследование, создание нового.
Ученик учится писать, составлять последовательные сообщения. Это учение. Затем он собирает материал в специальной и учебной литературе, пишет сочинение, составляет доклад. Это уже интеллектуальный труд.
Можно выделить:
- реферативно-воспроизводящий труд;
- собирательно-аналитический;
- просветительский;
- абстрактно-комбинаторный;
- художественно-творческий;
- организационно-управленческий.
Условия эффективности умственного труда как средства воспитания:
- достаточный отрезок времени;
- обучение детей приёмам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, общению и др.;
- обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
- предоставление достаточного разнообразия объектов труда с возможностью выбора наиболее соответствующего индивидуальности учащегося;
- ознакомление с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;
- одобрение успехов, публичное признание достижений каждого в интеллектуальном труде.
Должно быть развитие художественной самодеятельности. Создание школьных газет, научных кружков, лабораторий, развитие творческих способностей.
Труд душевный
Серьёзный интеллектуальный труд, обеспечивающий осмысление отношений между людьми, приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и других людях. Но даже до формулирования такого вывода ребёнок, развивающийся в условиях доброжелательности, требовательности, проявляет заботу о близких.
Нравственные усилия над собой, победа над своим желанием ради удобства, радости другого выводят ребёнка на новый для него уровень отношений с другими и собой. Проявление душевного труда – это и стыд, любовь к другим людям, работа совести.
Часто дети уже в начальной школе находят противоречие между словами и делами взрослых. Реакция на это противоречие у детей бывает разная. Необходимо развивать у себя волю, обязательность, самообладание, самоконтроль.
Можно выделить индивидуально-нравственный труд, направленный на формирование у себя аккуратности, вежливости, бережливости, великодушия, смелости, скромности и преодоления отрицательных – грубости, скупости, чёрствости, трусости и других.
Второй разновидностью душевного труда можно назвать повседневно-духовный, выражающийся в проявлении сочувствия, внимания к тревогам, заботам и радостям родителей, сверстников и т.д.
Внимание, чуткость, терпимость формируются и развиваются при тактичном стимулировании и выражении благодарности за их проявление.
Человек не может не трудиться, т.к. изменить к лучшему условия даже собственной жизни без труда невозможно. Но поскольку люди неодинаковы по своим способностям, интересам, направленности личности, они не могут в одинаковой мере участвовать во всех видах труда. Однако избрать и освоить ту разновидность, которая станет делом всей жизни, индивид может только познакомившись со всеми. Т.о. ни одна из сфер труда не может быть признана лучшей или менее важной. Но для каждого одна или некоторая часть из всех должна иметь более важное значение.