Основные цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года
Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации требует решения следующих крупных задач.
1. Укрепление правовой защиты детства:
а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;
б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности.
2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей:
а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;
б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;
в) обеспечение условий семейного воспитания детей.
3. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей:
а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей;
б) снижение материнской и младенческой смертности;
в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;
г) улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.
4. Улучшение питания детей:
а) обеспечение полноценного питания новорожденных;
б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;
в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.
5. Обеспечение воспитания, образования и развития детей:
а) обеспечение реального доступа к получению образования;
б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;
в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям;
г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.
6. Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:
а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;
б) создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей - инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей;
г) обеспечение детям - сиротам, детям - беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития.
Исследования, проведенные в рамках Национального проекта «Здравоохранение» в конце 2006 года выявили, что стрессы разрушают организм школьника: на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ чиновникам предложили подумать о «здоровом образовании».
Независимая газета, 12 января 2007 года
О «здоровом образовании школьника» говорили на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ в конце года. Председательствующий на слушаниях депутат ГД РФ Олег Смолин напомнил, что сегодня национальные проекты «Образование» и «Здоровье» идут каждый своим путем. В то время как образование впрямую влияет на здоровье ребенка. Современная школа получает ребенка здоровым, а выпускает больным. В причинах этого явления и пытались разобраться участники слушаний.
Несколько выводов, сделанных участниками слушаний, выглядят так. Поспешное обучение, которое идет впереди природного развития ребенка, всегда в ущерб здоровью. Лозунг «Чем раньше - тем лучше» дает отсроченный отрицательный результат. И в большинстве случаев не ведет к преодолению желаемой дезадаптации первоклассников к обучению, считают психологи. Современные школьники занимаются в плохих условиях. Из 64 тысяч российских школ 27 тысяч вообще не пригодны для того, чтобы в них занимались дети. В прошлом году МЧС в канун учебного года 833 школы вообще закрыло, не разрешив туда допускать детей, привели примеры депутаты.
Депутаты считают, на качество образования влияет показатель расходов (проценты от внутреннего валового продукта, от ВВП). Франция и Германия сегодня расходуют 8% своего ВВП на развитие образования. Соединенные Штаты Америки - 9%, Япония - 11%. Страна, которая когда-то была российской колонией и входила в состав Российской империи, Финляндия, сегодня расходует 16,4% от ВВП на развитие образования. Россия расходует на эти же цели 4%.
Модернизация образования привела к тому, что в некоторых школах сегодня сокращают учителей. Это связано с тем, что уменьшается финансирование данного учреждения. Кого же предлагают директору сократить? Психолога, социального работника, организатора-физкультурника, преподавателя информационно-вычислительной техники и сторожей, что, уверены участники слушаний, не в пользу школьного процесса и здоровья школьника.
Принято считать, что нагрузки - главный враг здоровья школьника. По данным Министерства образования и науки РФ, за последние 50 лет в начальной школе, например, количество часов, выделяемых для обучения детей математике и русскому языку, сократилось (49% - филологические дисциплины и 62% - математика). Тем не менее нагрузки на учеников возросли в силу возросшей массы новой информации и появления новых предметов в школах
Руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Владимир Базарный привел данные исследований Центра охраны здоровья и детей РАМН под руководством Александра Баранова по гимназиям города Москвы. В гимназиях на одного учителя десять учеников, есть массажисты и врачи, бассейны и спортзалы. А повышение давления было выявлено к концу года обучения у 90% учащихся. В первом классе к концу года у 26% школьников отмечено повышенное артериальное давление, после трех лет - у 65%.
Пилотные проекты запланированы и в здравоохранении, где они в первую очередь должны коснуться стационаров. Об этом постоянно просят врачи. И должны стать основной системной частью преобразований. Ряд регионов готов заниматься этими пилотными проектами и без федеральных ресурсов, а за счет собственных источников.
В 2007 году планируется завершить оснащение муниципальных учреждений диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом. При этом ставим задачу перед субъектами Федерации и муниципальными образованиями продолжить начатое и провести системную модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений. Ее стандарты министерством сейчас установлены. В свою очередь, внедрение новых технологий потребует и от врачей повышения профессиональных знаний. Такие программы ведутся и в рамках проекта. Около 300 тыс. человек в течение двух лет должны получить высокотехнологичную медицинскую помощь. На 2008-2009 годы планируется комплекс мер по снижению смертности от так называемых управляемых причин. Предстоит оснащать дополнительным оборудованием учреждения, оказывающие экстренную медицинскую помощь. На все эти мероприятия в будущем году будет направлено более 130 млрд рублей.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены принципы государственной политики защиты детства:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Широко известна, например, федеральная целевая программа «Дети России», на 2003-2006 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 г. №732, подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В состав этой Программы включены подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей: «Дети Москвы», «Дети Липецкой области», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Подросток», «Дети улицы», «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.
3) Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 1090-р).
4) Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства. Материальная база является необходимым элементом системы социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие:
А) Финансовую базу:
- бюджетные средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- внебюджетные средства различных фондов Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитетов;
- средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
- средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
- другие источники — церковь, добровольные взносы граждан и прочие.
Б) Многочисленные здания, сооружения. Это школьные, внешкольные и дошкольные комплексы, детские дома, пансионаты, санаторий, базы отдыха, стадионы, парки, пришкольные площадки летнего отдыха и другие объекты.
В) Систему государственных пособий на детей: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие женщине по беременности и родам, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка, пособие на детей в приемной семье и другие пособия.
Методами государственного управления социальной защиты детства являются:
- убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом, религиозных и общественных деятелей и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства;
- использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр при проведении мероприятий по охране детей;
- стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства;
- метод принуждения (применяется, например, при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях);
- метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.
48 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Многодетным семьям, имеющим в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, без учета доходов семьи, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация в размере 50 процентов от установленной платы за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, газоснабжение сетевым газом в пределах нормативов потребления);
2) компенсация в размере 50 процентов стоимости электрической энергии, сжиженного газа с учетом доставки до потребителя (в домах, не оснащенных сетевым газом), топлива (без учета транспортных расходов) для отопления домов, не имеющих центрального отопления, - в пределах нормативов потребления на одну многодетную семью в год (электроэнергия - 1800 кВт/ч, за исключением случаев потребления электроэнергии в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроэнергия в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, - 3000 кВт/час, сжиженный газ - 126 кг, дрова - 12 куб. м, уголь - 3 т);
3) бесплатный проезд на внутригородском (троллейбус, автобус) и пригородном транспорте общего пользования для обучающихся общеобразовательных учреждений в пределах Новгородской области;
4) бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 6 лет по рецептам врачей (фельдшеров) по перечню и в порядке, установленном Администрацией области;
5) первоочередной прием детей в образовательные дошкольные учреждения.
Дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей – региональный капитал «Семья»в размере 100 (сто) тысяч рублей.
Имеют право семьи при рождении в них после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка.
Средства могут быть направлены на:
- улучшение жилищных условий, в том числе приобретение жилого помещения, строительство, реконструкцию жилого помещения путем изменения общей площади жилого помещения, газификация, водоснабжение, водоотведение жилого помещения, установка теплового оборудования;
- получение образования, в том числе оплата за проживания в общежитии ребенка (детей);
- получение платных медицинских услуг.
Виды неблагополучных семей
Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.
1) Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.
У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.
У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.
Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.
2) Еще один вид неблагополучной семьи – это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.
В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:
a) Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.
b) Гиперопека
i) Скрытая
ii) Явная
В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.
c) Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.
d) Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?
e) Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.
3) Следующий вид неблагополучных семей – криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.
«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей , отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»[10]
4) Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
5) Также можно выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »[11]
В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.
Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,
а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.
Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей.