Социализация личности и ее механизмы.
Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание- это организованная соц-я. События жизненного пути, разного рода воздействия на личность, происходящие вне воспитания,- стихийная соц-я.
Механизмы соц-и(имитация, копирование, подражание, идентификация).
4.Личность и ее структура. Личность сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно в ее структуре выделяют три группы психических явлений: 1) психические процессы; 2)психические состояния; 3) психические свойства. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность. Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил Платонов. Им предложена функционально-динамическая структура личности. На основе критерия соотношения социального и биологического в структуре личности выделены четыре подструктуры: - направленность личности. Включает в себя характеристики – интересы, склонности, идеалы, мировоззрении, убеждения. Подструктура формируется в процессе воспитания; - жизненный опыт. Включает характеристики – знания, умения, навыки, привычки. Подструктура формируется в процессе обучения; - особенности психических процессов. Включающие в себя характеристики – волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Подструктура формируется в процессе упражнений; - биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции. На приведенные выше подструктуры накладываются еще две подструктуры: характер и способности. К числу основных характеристик личности относят: жизненный план, психологическую защиту, компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт.
15.Ощущения и восприятия. Виды и свойства. Ощущение – отражение отдельных св-в предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды: 1) зрительные (ощущения света и цвета); 2) слуховые (возн. при помощи органа слуха), бывают: речевые, музыкальные, шумы.3) вибрационные (слабо развит, важен для слепых, глухих; они на ощупь узнают предметы и людей) 4) Обонятельные ( способность чувствовать запахи); 5) вкусовые( возн. при помощи вкусовых точек, расположенных на языке, глотки и неба); 6) Кожные - тактильные (ощущ. прикосновения) и температурные( ощущ. тепла и холода); 7) двигательные (ощущ. движения и положения частей тела) ; 8) органические (появл. тогда, когда в организме происходят сбои); 9) осязательные (сочетание кожных и двигательных ощущ.); 10) ощущ. равновесия (отражают положение, занимаемое телом в пространстве); 11) болевые ( имеют защитное значение: сигнализируют человеку о неблагополучии в его организме);Св-ва: 1.кач-во.2. интенсивность.3.продолжительность.4. пространственная локализация.5. последействие; Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных св-в и частей при воздействии их на органы чувств. Виды: зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые. Сложные виды: пространство – удалённость предметов от нас и друг друга; время – процесс отраж-я длительности и последовательности событий, происходящих в мире. Св-ва: апперцепция - зависит от прошлого опыта; константность - восприятие окр. мира как устойчивого и постоянного; целостность - “достраивает” образы воспринимаемых предметов; категориальность – способность осознавать процессы собственного восприятия.
16.Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Основные процессы: - запоминание (закрепление нового путём связывания его с прошлым; бывает механическим и смысловым), - сохранение, - воспр-е (извлечение из памяти сохранённого материала ), -забывание (избавление от бесчисленных деталей). Виды: 1) что запоминает чел-к : - двигательная (запом-е умений, навыков, движений и действий). – эмоциональная ( помогает помнить эмоции, переживания, кот-е испытывают люди). – смысловая (запом-е и воспр-е мыслей, понятий, размышлений). – образная ( память на представления). 2) как запоминает чел-к: - произвольная (преднамеренная), - непроизв-я (случайная).3) как долго сохраняется запомненное: - кратковременная, -долговременная,-оперативная (запоминание сведений на время для какой-то операции). Св-ва: - быстрота запом-я,-прочность сохр-я, - точность памяти. Механизмы развития и тренировка. Приёмы запом-я: 1. Приём осмысления материала по механическим связям;2. Приём рифмы; 3. Мнемические приёмы; 4. Приём использов-я специально составленных предложений и слов. 5. Использов-е зрительных ассоциаций.
17.Мышление – высшая форма отражения объективной реальности, опосредованная и обобщённое психич. отражение. Стадии разв. мышления: 1. Наглядно-действенная ( объект представлен в зрительном поле и мы с ним оперируем).2 наглядно-образное (объект в виде образа и мы действуем с образом ).3 словесно-логическое(объект нах-ся в знаковой форме). Виды: допонятийное и понятийное; по степени новизны: продуктивное и репродуктивное; по типу решаемых задач: теоритическое и практическое. Посредством мышления осущ-тся отражение таких особенностей, св-в, признаков и явлений, кот-е обычно невозможно познать с помощью только органов чувств Мыслительные операции: 1. Анализ (расчленение на эл-нты); 2.синтез (объединение выдел-х анализом компонентов) 3. Сравнение ( выявление сходства и различия компонентов); 4. Обобщение (отбрасывание единичных признаков при сохранении общих); 5. Абстракция (выделение одного признака и отвлечение от других) .Речь – процесс общения людей посредством языка. Язык- система знаков, опосредующих деят-сть людей. Виды речи: внутренняя, внешняя ( устная (диалогическая и монологическая), письменная, аффективная). Формы мышл-я: 1. Формирование и усвоение понятий , суждений и умозаключений.2. решение проблем (мыслительных задач)