Пед.общение, его особенности техника, стиль коммуникативные умения учителя. Влияние общения на становление личности

Педагогическое общение — это профессиональное общение пре­подавателя с учащими­ся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имею­щее определенные педагогические функ­ции и направленное на создание благопри­ятного психологическо­го климата, а также на другого рода психо­логическую оптимиза­цию учебной деятель­ности и отношений между педагогом и учащимся. Леоньев

Пед общение – установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Для техники пед.общения необходимо овладение культурой устной речи, в том числе дикцией, интонацией, выработка правильного дыхания, постановка голоса. Надо уметь управлять голосом, лицом, держать позу, мимику, жесты. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование по­зитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощре­ния — важная часть педагогического общения. Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также за­дачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся.

Наиболее эффективным в педа­гогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, пози­тивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченнос­ти, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

Кроме слов важны методы невербального общения: поза, мимика, жесты. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, устанавливать с ними целесообразные отношения, наличие пед.такта. Эти умения проявляются в установление контакта, предполагают целесообразные отношения. Эти способности по Н.В.Кузьминой обеспечиваются следующими факторами: чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуиции, речевая культура (сдержанность). Общение – взаимодействие, обмен при котором ребенок осваивает нормы поведения, оценивает ценности. Стили общения – авторитарный, либеральный, демократический. Коммуникативность – способность к общению, творчеству в пед.интуиции. Дидактическая способность – умение передать информацию, понятно объяснить. Педагог должен ярко, выразительно излагать мысли, заинтересовать речью, организовать себя и других, быть аккуратным, четким, планировать работу, выдержать тон и стиль общения, способность эмоционального и волевого воздействия

8. Пед.диагностика (сущность, назначение, средства).Использование диагностических методик в работе учителя.

Пед.диагностика обеспечивает научный подход к организации учебно-воспительной деятельности, в соотв. с требованиями реформы школы, создает комплексную ориентацию в общей системе пед.работы. Сущность педдиагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащийся и росте пед.мастерства учителяПед.диагностика обеспечивает изучение учебно-воспит процесса, способствует выявлению предпосылок, условий, результатов этого процесса в целях его оптимизации и обоснований его результатов для развития общества. Пед.диагностика хар-ся тем, что ее задачи очень конкретные. Задачи связаны с:

1. ориентацией в чем либо (материале урока…)

2. констатация уровня знаний, сложившихся отношений

3. отслеживание результатов, тенденций (в знаниях, умениях, интересе к предмету)

4. выявление новой методики, новой технологии

5. оценка достигнутых результатов

6. определение потенциала пед.коллектива

7. выявлять + и – влияние в микрорайоне школы и на этом основании принять меры по улучшению воспитательной работы

8. установить реальные условия формирования классного коллектива в школах при воспитании разных категорий школьников (одаренные, трудные, неуспевающие)

9. вырабатывать единые пед.позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективных представлениях о детях в данном классе

10. вырабатывать единые пед.требования

11. способствовать развитию самосознания и мышления, ответственности воспитателей и воспитанников.

Основные объекты: воспитывать личность и сформировать интегративные качества поведения, деятельность воспитанников, возможности и особенности семейные, общешкольные, классного коллектива, их пед.хар-ка воспитания, влияние в зоне социального окружения, содержание и эффективность пед.деятельности, личность школьника, классного коллектива, учебного процесса, работа классного руководителя

Пед.диагностика м.б школьная, вузовская, послевузовская. В школьной и вузовской выделяют 5 блоков диагностирования, работая с:

1. содержание уч-восп процесса

2. технологии (методы, способы обучения)

3. взаимодействия учителя и ученика

4. результат деятельности преподавателя, школьника, студента

5. индивидуальные достижения обучающихся

Выделяют ряд ф-ций пед.диагностики:

1. ф-ция обратной связи – помогает педагогу контролировать свои действия

2. оценки деятельности – предполагает сравнить показатели достигнутые с показателями идеального эталона

3. воспитательная ф-ция

4. коммуникативная – знания партнеров

5. информационная – полученная информация м б использована

6. прогностическая – прогноз явления, личности

Исходя из задач можно определить характер диагностики

1. разовая – ориентационный хар-р

2. эпизодическая – время от времени

3. систематическая –регулярно, по опр.системе (ежедневный опрос в школе: диагностика активности, самостоятельности)

Диагностика м.б.:

1. поверхностная

2. глубинная

3. быстрая

4. длительная – целенаправленное наблюдение. Результат м.б. монографическая хар-ка

Педагог всегда делает диагностику 2 раза. Начальная и конечная. Если результат не меняется, значит нет эффективности обучения

Методы:

1. наблюдение

2. анкеты

3. тестирование

Диагностика выполняет только вспомогательную ф-цию, это только условия движения вперед.


Наши рекомендации