Развития педагогической науки
Термин педагогика имеет 2 значения: 1- область научного знания, наука; П-наука о воспитании, обучении и образовании человека. 2-область практической деятельности. П-практика, как область человека, связанная с воспитанием и обучением.
Отрасль знаний называют наукой если она хар-ся рядом признаков
1. м.б. выделен предмет науки. Протопопов писал: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а как процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания (являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе)
2. для изучения этого предмета у науки есть свои методы(эмпирические: наблюдение, экспиремент, опрос, теоетические –анализ, синтез, моделирование, индукция)
3. наука характеризуется своими закономерностями, кот. реализуются этой наукой (закономерности – существенные, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи) Строго зафиксированные закономерности – законы. Знание закономерностей, законов помогает управлять развитием явления.
4. Каждая наука имеет методологическую основу
5. « имеет свой язык, чем выше уровень развития науки, тем строже ее язык
Педагогика изучает воспитание и образование
Воспитание – социальное явление, ф-ция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, семьей, школой
Образование – процесс и результат овладения знаниями, умениями, навыками, освоение личностью опыта человечества
Человек является объектом изучения пед.науки.
Педагогика как наука сравнительно молодая, интенсивно развивающаяся.
Св-ва Открытая, взаимодействует с другими науками (философия, социология экономика этнография, психология). На стыке нескольких наук рождаются новые знания, использует достижения др.наук.
наука социальная – любые изменения в обществе сказываются, (что подтверждается историей развития), изучает социальные явления.
Наука гуманитарная, (о человеке), научные знания зависят от личностных позиций ученых
Особенности современной педагогики:
1 Продолжается процесс самоорганизации и самоутверждения педагогики как науки: уточнение предметной области, рост научного потенциала)
Проявляются тенденции фундаментализации и инновационности (имеет значение то, что фундоментально, требуется новизна)
3 Усиливаются процессы дифференциации и интеграции
Тенденции:
1. Интеграция – объединение пед.знаний со знаниями др.наук
2. Дифференциация – пед.знаний –показатель развитости науки (дошкольное,высшее,школьное и т.д. и т.п.)
Процессы дифференциации и интеграции взаимосвязаны, → появляются новые отрасли в науке кот хар-ся своими объектами изучения
Строение педагогической науки:
Отрасли пед науки-объект изучения - специфическая пед реальность, особый вид пед практики –социальная, дошкольная, семейная, военная
-научные дисциплины- предмет исследований закономерности процессов и явлений-обще пед-история педагогике, отраслевые -методика обучения
-разделы – форма научных знаний – продукт –дидактика, теория воспитания, методика
-научные течения- ведущая идея-принцип: сотрудничества, ненасилия, христианская
-научные направления- исследовательский подход-выбор категории, через призму которой исслед явление- аксиология, пед проектирование
-научные области- подход-проблема-нейропедагогика, музейная, валеология, пед технология
Течения: в 80-х годах Волков, Иванов, Шаталов рассматривали сотрудничество как новый подход к обучению. Ребенок должен стать добровольным участником процесса обучения. Учитель и ученик должны взаимодействовать. Возникли идеи пед-ки сотрудничества.
1. ориентация на личность ребенка
2. оптимистическая гипотеза
3. идея сотрудничества с ребенком и коллективом
4. обеспечение успеха каждому ребенку
Вывод: ребенок должен быть не только объектом, но и субъектом
Пед.успеха возникла в США ребенку помогают увидеть его способности:
2.структура современной системы образования. Виды образовательных учреждений
В январе 1992 г. Закон РФ об образовании. Определены принципы гос.политики в обл. образования, основные понятии, гарантия прав граждан, цели и принципы образования, статус и права обр-х учереждений, подходы к содержанию, подходы к управлению.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.
Система образования РФ представляет собой совокупность
1. Систем приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, различного уровня и направленности.
2.Сети реализующих их образовательных учреждений, различных организационно-правовых форм, типов, видов.
3.Системы органов управлении образованием, и подведомственных учреждений и предприятий.
Связь образования с условиями целями государственной политики, многотипность, многообразность форм получения образования в гос. и частных обр.учреждений с отрывом и без отрыва от производства, демократический хар-р системы образования, выбор учащимися типа образовательного учреждения в соотв. со своими познавательными интересами
Система выполняет ф-ции регулирования, контроля и координации всех органов управления образованием, которые подконтрольны министерству общего и проф.образования
1. гуманистический хар-тер образования, приоритет человеческих ценностей
2. общедоступность образования
3.единство федерального, культурного и образовательного характера
4. светский хар-р
5. свобода и плюрализм в образовании
Система образования включает компоненты
1. дошкольное образование
2. школьное образовании
3. профессиональное среднее образование
4. профессиональное высшее образование
5. послевузовское образование
6. дополнительное образование (дома ю.техников, кружки)
Сегодня в России создается многовариативная разноуровневая многопроф-ая система образования. В основе ее базовые принципы:
1. демократизация
2. альтернативность
3. открытость
4. гуманизация
5. гуманитаризация
6. принцип дифференциации и т.д.
Современная школа должна ориентироваться на удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи, общества. Д.б.направлена на развитие и совершенствование наклонностей, интересов школьника, способствовать самоопределению, самореализации. Для этого школа должна быть многовариантной, диф-ной
Для того, чтобы школа была разной она должна различаться основаниями:
Виды образовательных учереждений
Типы: общеобразовательные, проффесиональные
Гимназия-общеобразовательное учереждение повышенного уровня образования, разных профилей, на базе широкого гуманитарного образования. Цель-подготовка выпускников с компетентным уровнем образованности для поступления в ВУЗы. Прогимназия 5-9, собственно гимназия 10-11. Можно с любой ступени, система отбора учащихся. 2 языка минимум
Лицей может быть общеобразовательный и профессиональный. Общеобр учереждение повышенного уровня образования, имеющее опр специализацию и профильную направленность. 4 и 2 года. 1 язык
Образовательный центр – разноуровневое и многопрофильное общеобр учреждение, предоставляющее учащимся выбор образовательных программ, соответствующих их потребностям и возможностям. Обр программ: базовые, повышенные, корреляционно-компетентностные, дополнительные.
Авторская школа - общеобр уч-ие, где пед коллективом разрабатывается и реализуется специфическая пед с-ма, отличающаяся содержанием, организацией обр-го процесса.
Реальная школа - тенденция диверсификации разнообразия
А) школоа, которая предоставляет возможность любому ребенку достигнуть уровня функциональной грамотности пр. основная реальная школа до 9 кл
Б) школа, реализующая обр-ые программы прикладной направленности.
Образовательный комплекс – объединение различных обр-х учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования (школа-универ, ясли-сад, школа-интернат)
Учереждения дополнительного образования детей – спортивные, музыкальные, ДДЮТ. Цель-расширение общего образования и развития личности, ее задатков, способностей. Есть однопрофильные и многопрофильные.
Колледж – профессионального типа – учреждение профессионального образования, начального, среднего или высшего. Цель-подготовка подготовка выпускников к конкретной проф-й д-ти
3.Дифференциация образования. Виды и типы образовательных программ в совр.системе образования.
В январе 1992 г. Закон РФ об образовании.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.(сов-ть знаний и компетенций, которыми владеет человек, специально организованный процесс овладения, социальный институт воспроизводства культуры, сфера прфф д-сти специалистов, становление качеств личности)
Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.
З-н РФ об образовании
Образовательные программы определяют содержание образования,определенного уровня и направленности.
1 Нормативный документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса на конкретном этапе и уровне развития.
2. Образовательный маршрут самого учащегося
Структура
1. Цели программы
2 Учебный план (инвариантная часть-общая для всех, вариантная различная)
3. Комплект учебных программ – отображает материал, основные дидактические единицы, подзаголовки
4. Набор программ внеучебной д-ти
5 Описание организационно-пед условий и пед технологий (способы преподавания, обед, перерывы)
6. Система методик пед д-ти Способы, с помощью которых педагоги получают инфо о качестве усвоения материала
7 Описание ожидаемых результатов и дальнейших направлений обр-го маршрута
Типы:
общего, профессионального, дополнительного
Начальное, основного, среднего, высшего
: начальное, среднее, высшее
Образовательные программы общего образования:
Начального: базовая, расширенная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная.
Основного: базовая, углубленная, профильная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная (лиц, гим)
Среднего: профильная, углубленная, лицейская, гимназическая, специализированная.
Типы образовательных программ:
1. ориентационная – формирование личностных ориентиров
2. фундаментальная – освоение фунд.знаний в опр.научной области
3. прикладная (технологическая) – создает условия для совокупности умений, способов действия
4. смешанная
4.проблема управления качеством образования. Образовательные стандарты. Уровни образованности.
Сегодня главная хар-ка образования – вариативность, когда есть выбор, рынок образовательных услуг мо мы должны волноваться, т.к. м.б.некачественные образовательные услуги. Препятствие этому – стандарт образованности.
Введен законом об образовании 1992 как средство регулирования качеством образования. Отражает новый подход к управлению образованием (по результатам). Предоставляет свободу учителю в выборе средств и последовательности содержания.
Стандарт - некоторый набор правил и норм, гарантирующий заранее определенный уровень качества.
ГОСТ включает:
-обязательный минимум содержания основных образовательных программ
-максимальный объем учебной нагрузки (для г-ва, к-е финансирует)
-требования к уровню подготовки выпускников
Направления стандартизации в образовании
-отбор содержания ( уровни образования)
-требования к выпускникам (уровни образованности)
-условия получения образования (уровни обр-х стандартов)
Уровни обр-ых стандартов: федеральный, региональный, районный, школьный
Уровни образованности:
-Элементарная грамотность-владение человеком элементарными знаниями (читать, писать, знания об окр мире)
-Функциональная грамотность-владение информацией, которая обеспечит человеку безопасное функционирование жизни (представление о явления, свойствах. Например что такое электричество, хим знания, охрана здоровья)
-Компетентность-в поиске новых знаний, научиться добывать знания, необходимые для дальнейшей жизни.
Уровень образованности-фактор государственной безопасности
Компетентностный подход
Ориентация в образовании на формирование ключевых, базовых компетенций т.е. готовность обучающихся применять знания, навыки, способы деятельности для решения жизненно-важных практических и теоретических задач.
Ключевые компетенции – сферы, в которых человек проявляет знания
-сфера познавательной деятельности
-общественной
-трудовой
-бытовой
-культурной
Базовые: социальная, коммуникативная, гражданско-правовая, информационная, технологическая.
Уровень образования:
Базовый: образовательный минимум, программный
Повышенный: углубленный, расширенный