Развития педагогической науки

Термин педагогика имеет 2 значения: 1- область научного знания, наука; П-наука о воспитании, обучении и образовании человека. 2-область практической деятельности. П-практика, как область человека, связанная с воспитанием и обучением.

Отрасль знаний называют наукой если она хар-ся рядом признаков

1. м.б. выделен предмет науки. Протопопов писал: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что приня­то в нашей педагогической литературе, а как процесс направленно­го развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания (являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе)

2. для изучения этого предмета у науки есть свои методы(эмпирические: наблюдение, экспиремент, опрос, теоетические –анализ, синтез, моделирование, индукция)

3. наука характеризуется своими закономерностями, кот. реализуются этой наукой (закономерности – существенные, устойчивые, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи) Строго зафиксированные закономерности – законы. Знание закономерностей, законов помогает управлять развитием явления.

4. Каждая наука имеет методологическую основу

5. « имеет свой язык, чем выше уровень развития науки, тем строже ее язык

Педагогика изучает воспитание и образование

Воспитание – социальное явление, ф-ция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, семьей, школой

Образование – процесс и результат овладения знаниями, умениями, навыками, освоение личностью опыта человечества

Человек является объектом изучения пед.науки.

Педагогика как наука сравнительно молодая, интенсивно развивающаяся.

Св-ва Открытая, взаимодействует с другими науками (философия, социология экономика этнография, психология). На стыке нескольких наук рождаются новые знания, использует достижения др.наук.

наука социальная – любые изменения в обществе сказываются, (что подтверждается историей развития), изучает социальные явления.

Наука гуманитарная, (о человеке), научные знания зависят от личностных позиций ученых

Особенности современной педагогики:

1 Продолжается процесс самоорганизации и самоутверждения педагогики как науки: уточнение предметной области, рост научного потенциала)

Проявляются тенденции фундаментализации и инновационности (имеет значение то, что фундоментально, требуется новизна)

3 Усиливаются процессы дифференциации и интеграции

Тенденции:

1. Интеграция – объединение пед.знаний со знаниями др.наук

2. Дифференциация – пед.знаний –показатель развитости науки (дошкольное,высшее,школьное и т.д. и т.п.)

Процессы дифференциации и интеграции взаимосвязаны, → появляются новые отрасли в науке кот хар-ся своими объектами изучения

Строение педагогической науки:

Отрасли пед науки-объект изучения - специфическая пед реальность, особый вид пед практики –социальная, дошкольная, семейная, военная

-научные дисциплины- предмет исследований закономерности процессов и явлений-обще пед-история педагогике, отраслевые -методика обучения

-разделы – форма научных знаний – продукт –дидактика, теория воспитания, методика

-научные течения- ведущая идея-принцип: сотрудничества, ненасилия, христианская

-научные направления- исследовательский подход-выбор категории, через призму которой исслед явление- аксиология, пед проектирование

-научные области- подход-проблема-нейропедагогика, музейная, валеология, пед технология

Течения: в 80-х годах Волков, Иванов, Шаталов рассматривали сотрудничество как новый подход к обучению. Ребенок должен стать добровольным участником процесса обучения. Учитель и ученик должны взаимодействовать. Возникли идеи пед-ки сотрудничества.

1. ориентация на личность ребенка

2. оптимистическая гипотеза

3. идея сотрудничества с ребенком и коллективом

4. обеспечение успеха каждому ребенку

Вывод: ребенок должен быть не только объектом, но и субъектом

Пед.успеха возникла в США ребенку помогают увидеть его способности:

2.структура современной системы образования. Виды образовательных учреждений

В январе 1992 г. Закон РФ об образовании. Определены принципы гос.политики в обл. образования, основные понятии, гарантия прав граждан, цели и принципы образования, статус и права обр-х учереждений, подходы к содержанию, подходы к управлению.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.

Система образования РФ представляет собой совокупность

1. Систем приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, различного уровня и направленности.

2.Сети реализующих их образовательных учреждений, различных организационно-правовых форм, типов, видов.

3.Системы органов управлении образованием, и подведомственных учреждений и предприятий.

Связь образования с условиями целями государственной политики, многотипность, многообразность форм получения образования в гос. и частных обр.учреждений с отрывом и без отрыва от производства, демократический хар-р системы образования, выбор учащимися типа образовательного учреждения в соотв. со своими познавательными интересами

Система выполняет ф-ции регулирования, контроля и координации всех органов управления образованием, которые подконтрольны министерству общего и проф.образования

1. гуманистический хар-тер образования, приоритет человеческих ценностей

2. общедоступность образования

3.единство федерального, культурного и образовательного характера

4. светский хар-р

5. свобода и плюрализм в образовании

Система образования включает компоненты

1. дошкольное образование

2. школьное образовании

3. профессиональное среднее образование

4. профессиональное высшее образование

5. послевузовское образование

6. дополнительное образование (дома ю.техников, кружки)

Сегодня в России создается многовариативная разноуровневая многопроф-ая система образования. В основе ее базовые принципы:

1. демократизация

2. альтернативность

3. открытость

4. гуманизация

5. гуманитаризация

6. принцип дифференциации и т.д.

Современная школа должна ориентироваться на удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи, общества. Д.б.направлена на развитие и совершенствование наклонностей, интересов школьника, способствовать самоопределению, самореализации. Для этого школа должна быть многовариантной, диф-ной

Для того, чтобы школа была разной она должна различаться основаниями:

Виды образовательных учереждений

Типы: общеобразовательные, проффесиональные

Гимназия-общеобразовательное учереждение повышенного уровня образования, разных профилей, на базе широкого гуманитарного образования. Цель-подготовка выпускников с компетентным уровнем образованности для поступления в ВУЗы. Прогимназия 5-9, собственно гимназия 10-11. Можно с любой ступени, система отбора учащихся. 2 языка минимум

Лицей может быть общеобразовательный и профессиональный. Общеобр учереждение повышенного уровня образования, имеющее опр специализацию и профильную направленность. 4 и 2 года. 1 язык

Образовательный центр – разноуровневое и многопрофильное общеобр учреждение, предоставляющее учащимся выбор образовательных программ, соответствующих их потребностям и возможностям. Обр программ: базовые, повышенные, корреляционно-компетентностные, дополнительные.

Авторская школа - общеобр уч-ие, где пед коллективом разрабатывается и реализуется специфическая пед с-ма, отличающаяся содержанием, организацией обр-го процесса.

Реальная школа - тенденция диверсификации разнообразия

А) школоа, которая предоставляет возможность любому ребенку достигнуть уровня функциональной грамотности пр. основная реальная школа до 9 кл

Б) школа, реализующая обр-ые программы прикладной направленности.

Образовательный комплекс – объединение различных обр-х учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования (школа-универ, ясли-сад, школа-интернат)

Учереждения дополнительного образования детей – спортивные, музыкальные, ДДЮТ. Цель-расширение общего образования и развития личности, ее задатков, способностей. Есть однопрофильные и многопрофильные.

Колледж – профессионального типа – учреждение профессионального образования, начального, среднего или высшего. Цель-подготовка подготовка выпускников к конкретной проф-й д-ти

3.Дифференциация образования. Виды и типы образовательных программ в совр.системе образования.

В январе 1992 г. Закон РФ об образовании.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания и интересах человеческого общества, государства, сопр. констанцией достижения гражданина, определяемых государственным уровня знаний.(сов-ть знаний и компетенций, которыми владеет человек, специально организованный процесс овладения, социальный институт воспроизводства культуры, сфера прфф д-сти специалистов, становление качеств личности)

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

З-н РФ об образовании

Образовательные программы определяют содержание образования,определенного уровня и направленности.

1 Нормативный документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса на конкретном этапе и уровне развития.

2. Образовательный маршрут самого учащегося

Структура

1. Цели программы

2 Учебный план (инвариантная часть-общая для всех, вариантная различная)

3. Комплект учебных программ – отображает материал, основные дидактические единицы, подзаголовки

4. Набор программ внеучебной д-ти

5 Описание организационно-пед условий и пед технологий (способы преподавания, обед, перерывы)

6. Система методик пед д-ти Способы, с помощью которых педагоги получают инфо о качестве усвоения материала

7 Описание ожидаемых результатов и дальнейших направлений обр-го маршрута

Типы:

общего, профессионального, дополнительного

Начальное, основного, среднего, высшего

: начальное, среднее, высшее

Образовательные программы общего образования:

Начального: базовая, расширенная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная.

Основного: базовая, углубленная, профильная, компенсирующая, индивидуальная, реабилитационная (лиц, гим)

Среднего: профильная, углубленная, лицейская, гимназическая, специализированная.

Типы образовательных программ:

1. ориентационная – формирование личностных ориентиров

2. фундаментальная – освоение фунд.знаний в опр.научной области

3. прикладная (технологическая) – создает условия для совокупности умений, способов действия

4. смешанная

4.проблема управления качеством образования. Образовательные стандарты. Уровни образованности.

Сегодня главная хар-ка образования – вариативность, когда есть выбор, рынок образовательных услуг мо мы должны волноваться, т.к. м.б.некачественные образовательные услуги. Препятствие этому – стандарт образованности.

Введен законом об образовании 1992 как средство регулирования качеством образования. Отражает новый подход к управлению образованием (по результатам). Предоставляет свободу учителю в выборе средств и последовательности содержания.

Стандарт - некоторый набор правил и норм, гарантирующий заранее определенный уровень качества.

ГОСТ включает:

-обязательный минимум содержания основных образовательных программ

-максимальный объем учебной нагрузки (для г-ва, к-е финансирует)

-требования к уровню подготовки выпускников

Направления стандартизации в образовании

-отбор содержания ( уровни образования)

-требования к выпускникам (уровни образованности)

-условия получения образования (уровни обр-х стандартов)

Уровни обр-ых стандартов: федеральный, региональный, районный, школьный

Уровни образованности:

-Элементарная грамотность-владение человеком элементарными знаниями (читать, писать, знания об окр мире)

-Функциональная грамотность-владение информацией, которая обеспечит человеку безопасное функционирование жизни (представление о явления, свойствах. Например что такое электричество, хим знания, охрана здоровья)

-Компетентность-в поиске новых знаний, научиться добывать знания, необходимые для дальнейшей жизни.

Уровень образованности-фактор государственной безопасности

Компетентностный подход

Ориентация в образовании на формирование ключевых, базовых компетенций т.е. готовность обучающихся применять знания, навыки, способы деятельности для решения жизненно-важных практических и теоретических задач.

Ключевые компетенции – сферы, в которых человек проявляет знания

-сфера познавательной деятельности

-общественной

-трудовой

-бытовой

-культурной

Базовые: социальная, коммуникативная, гражданско-правовая, информационная, технологическая.

Уровень образования:

Базовый: образовательный минимум, программный

Повышенный: углубленный, расширенный


Наши рекомендации