Самоанализа коррекционного занятия

1. Дать краткую характеристику группы (подгруппы), в которой проходило коррекционное занятие (возрастных особенностей, уровня подготовленности воспитанников).

2. Назвать темукоррекционного занятия, охарактеризовать ее место в системе коррекционной работы.

3. Определить степень сложности изучаемого материала для данной группы (подгруппы).

4. Охарактеризовать задачи коррекционного занятия.

5. Определить тип коррекционного занятия и показать решение задач на каждом этапе.

6. Охарактеризовать кратко использованные в ходе коррекционного занятия методы обучения, соответствие содержанию изучаемого материала и формам организации деятельности воспитанников, их эффективность (сопоставить с полученным результатом – уровнем знаний детей).

7. Какие формы организации учебно-познавательной деятельности были использованы (индивидуальные, групповые) с наилучшим результатом? Их соответствие задачам, содержанию и методам, в чем и как проявлялось их единство в достигнутых результатах.

8. Выделить наиболее удачные и неудачные моменты коррекционного занятия.

9. Проанализировать причины потери рабочего времени.

10. Сформулировать собственные выводы о коррекционном занятии.

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:

1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы.

4. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

6. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

7. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.

8. Определение длительности каждой встречи.

9.Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.

10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, психологов, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.

11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы.

12. Реализация коррекционно-развивающей программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

13. Оценка эффективности реализованной программы.

Эффективность коррекционно-развивающего воздействия может быть оценена с точки зрения различных уровней:

- на уровне постановки целей и задач коррекционно-развивающей программы;

- на уровне разрешения реальных трудностей развития.


Приложение 4

Изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников

I. Методические установки

Основным методом изучения является систематическое наблюдение за учеником на уроке-занятии, во внеклассной работе, в быту. Важно не только фиксировать у воспитанника наличие положительных или отрицательных качеств, но и постоянно искать причины и условия, сформировавшие их, намечать пути и изыскивать способы коррекционно-воспитательной работы.

Определенную помощь в составлении психолого-педагогической характеристики окажет изучение личного дела воспитанника, беседы с учителем, воспитателями и родителями.

Все выводы психолого-педагогического обследования необходимо подкреплять конкретными фактами по данным протоколов (с указанием номера протокола, пункта вопроса и страницы).

Психолого-педагогическая характеристика оформляется на отдельных листах.

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики воспитанника

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника___________________ _____класса

(учреждение образования).

Составил студент_____группы 5 (6) курса

дневной (заочной) формы

получения образования

факультета специального образования.

1) Ребенок___года рождения, поступил в_______________.(указать дату поступления) по направлению ____________ с диагнозом __________. Состояние ЦНС ребенка................(охарактеризовать неврологический статус). Физическое развитие ребенка (охарактеризовать физический статус).

До поступления в ________________ (указать, где воспитывался или обучался). В представленной характеристике о ребенке говорится, что он________________________ (изложить характеристику словами, обобщенно).

В течение обучения показал продвижение ________________ (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками, в поведении, в учебной деятельности и т, д.) Указать источники, на основании которых характеризуется продвижение — это могут быть устные или письменные характеристики учителей.

2) Анамнестические сведения:..................................................................

3) В процессе психолого-педагогического эксперимента выявлено следующее:

Деятельность и личность...............(дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке, показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать, ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности его уровня притязаний и самооценки).

Речь.................(указать, в какой мере — значительно или незначительно недоразвита).

Звуковая сторона речи ................ (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).

Словарь..............(указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов — частей речи — ограничен, охарактеризовать морфологическую и семантическую структуры слова в речи ребенка; дать ссылки на протоколы обследования).

Фразовая речь .............. (указать характер предложений: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные; охарактеризовать грамматические связи, указать соответствующий раздел протокола обследования).

Развернутое спонтанное (самостоятельное) высказывание .................

(указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога; охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, соблюдения логических связей; отметить выразительность или общую примитивность высказывания)

Запас знаний и представлений ................ (охарактеризовать с учетом особенностей речевого развития, подчеркнуть, развит ли в пределах возрастной нормы или личного опыта, отличается ли бедностью даже в пределах личного опыта; сделать ссылки на протоколы обследования).

Ощущения, восприятия, представления .................... (описать выявленные особенности предметных образов, особо выделить степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений; дать ссылки на протоколы обследования).

Мышление.................(дать общую характеристику мышления как деятельности со стороны целенаправленности, мотивированности и критичности; охарактеризовать особенности наглядных форм мышления: средства и способы мышления; показать характер устанавливаемых связей: адекватных заданию или случайных; охарактеризовать особенности осмысливания словесно-логических связей; сделать ссылки на протоколы обследования).

Память и внимание .............. (охарактеризовать память ее стороны прочности, представленности в ней логических компонентов; охарактеризовать внимание со стороны устойчивости, целенаправленности, произвольности в разных видах деятельности).

На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что у ребенка имеет место................ (дать определение структуры дефекта —«диагноз».

В качестве индивидуальных особенностей отмечается следующее ................(назвать все выявленные индивидуальные особенности, особо обратить внимание на особенности деятельности и личности; на уровень речевого развития в его связи с особенностями жизненного опыта, на особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно-образных и словесно-логических задач).

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие рекомендации:

—.............. (указать профиль учреждения, в котором нуждается ребенок).

— .............. (дать конкретные психолого-педагогические рекомендации, вытекающие из выявленных индивидуальных особенностей ребенка).

Протоколы обследования прилагаются.

Студент......................... (подпись).

Дата.............................

Характеристика заверяется руководителем учреждения образования и скрепляется печатью.

Приложение 5

Памятка по оформлению дневника по педагогической практике

1. Дневник наравне с отчетом по практике является основным документом для отчета студента о выполнении программы. Во время практики студент кратко и аккуратно записывает все, что проделано им за день по выполнению программы и индивидуальных заданий.

2. Не реже одного раза в неделю практикант обязан представить дневник на просмотрнепосредственному руководителю от учреждения образования. Он подписывает дневник, делает замечания, дает дополнительные задания, выставляет текущую оценку за ведение дневника и выполнение программы практики.

Титульный лист

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра олигофренопедагогики

ДНЕВНИК

педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

ФИО студента-практиканта

факультета специального образования

___курса ___ группы

дневной(заочной) формы

получения образования,

специальность

Практика проводится в ______________________________________________

(название учреждения)

с __________по __________г.

Руководитель практики

от кафедры олигофренопедагогики ___________________ _____________

(подпись) ФИО

Руководитель

учреждения образования __________________ _____________

(подпись) ФИО

Адрес учреждения _________________________

Телефон__________________________________

(Печать учреждения образования)

20 г.

Содержание дневника включает:

1. Место прохождения практики (подробный адресЦКРОиР, телефон, сроки практики).

2. Фамилии, имена и отчества руководителя учреждения образования, его заместителей,непосредственного руководителя от учреждения образования.

3. Распорядок дня ЦКРОиР (расписание звонков).

4. Список воспитанников класса, краткая характеристика его состава (диагноз, успеваемость по итогам прошедшей четверти, полугодия, года, характеристика индивидуальных особенностей).

Список воспитанников класса

№   ФИО воспитанника Год рождения   Диагноз   Примечания
         

5. План размещения воспитанников в классе (чертеж выполняется карандашом, фамилии учащихся вносятся в план).

6. Расписание занятий.

7. Фрагменты календарно-тематического планирования по всем проводимым занятиям на период прохождения практики.

8. Индивидуальный план работы студента на весь период практики.

Оформление и примерное содержание:

Основные направления работы Содержание работы Календарные сроки проведения мероприятий Отметки о выполнении
       

Основные направления работы

§ Изучение воспитанников в первые дни практики: наблюдение за ними на уроках, внеклассных занятиях, проводимых учителем-дефектологом и студентом, изучение личных дел, классного журнала и т.д.

§ Планирование работы: изучение планов работы учителя-дефектолога, планирование своей учебно-воспитательной работы.

§ Учебная работа, посещение и анализ занятий учителей-дефектологов и практикантов, самостоятельное проведение занятий (предмет, тема, сроки проведения).

§ Общественно-педагогическая деятельность: изучение передового педагогического опыта, самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, изготовление наглядных пособий, работа с родителями и т. д.

9. Содержание работы студента на каждый день (дата, план, конспекты посещенных и проведенныхуроков-занятий и других видов деятельности). На полях студент ведет запись анализа своего урока-занятия и тех, которые он посетил.

Завершать записи каждого дня практики рекомендуется выводами, критическим анализом проведенной работы.

Все виды педагогической деятельности студента должны быть оцененынепосредственным руководителем от учреждения образования.

Приложение 6

Примерная схема отчета студента о педагогической практике

ОТЧЁТ

о выполнении педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации

в период с _______ г. по ________ г.

в _____________________________________________

(название учреждения)

студента_____ группы

факультета специального образования дневной(заочной) формы получения обучения

(Ф.И.О. студента)

1. Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности учебно-воспитательной практики вЦКРОиР. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Количество проведенных занятий. Какие занятия проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов занятий. Овладение анализом занятий. Предметы, позволяющие наиболее полно реализовать принцип коррекционно-развивающего характера обучения учащихся. Какие основные воспитательные задачи решались на уроках-занятиях? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на уроках-занятиях принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся?

3. Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.

4. Выполнение программы УИР и НИР. Экспериментальная работа, ее результаты. Степень овладения методами научного исследования.

5. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?

6. Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (выбор мест для практики, методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, непосредственных руководителей от кафедры и ЦКРОиР, администрации ЦКРОиР, учителей-дефектологов).

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи студента

______________ ____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

непосредственного руководителя

от учреждения образования

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

Печать учреждения образования руководителяучреждения образования

Приложение 7

Примерная схема отзыва непосредственного руководителя

от учреждения образования о прохождении практики студентом

ОТЗЫВ

непосредственного руководителя от учреждения образования

(должность, ФИО руководителя)

о прохождении практики

студента_____ группы

факультета специального образования

дневной (заочной) формы получения обучения

(Ф.И.О. студента)

в период с _______ г. по ________ г.

в ___________________________________________________

(название учреждения)

Общие сведенияо прохождении практики студентом, объем выполнения программы практики, количество проведенных занятий и мероприятий, уровень методической подготовки студента,уровень самостоятельности.

Отношение студента к выполняемой деятельности, выполнение обязанностей и распоряжений администрации ЦКРОиР.

Уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с воспитанниками, родителями, коллегами.

Владение умениями конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи;

Изготовление студентом наглядных пособий, их количество и качество.

Оценка практики (аттестация студентов при необходимости с анализом причин снижения оценки).

Предложения по совершенствованию практики.

___________ __________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

непосредственного руководителя

Печать учреждения образования от учреждения образования

Наши рекомендации