Организация и проведение педагогической практики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
программа для специальностей
1-02 01 01 – История
1-02 01 02 – История. Дополнительная специальность
2012 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
А. А. Корзюк, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории (протокол № 14 от 30 мая 2012 г.)
Заведующий кафедрой
_______________ А.А. Корзюк
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом исторического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от 1 июня 2012 г.)
Председатель Совета факультета
______________ Н.М. Забавский
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов как форма профессионального обучения направлена на практическое познание закономерностей и принципов педагогической деятельности, учет и реализацию их в учебно-воспитательном процессе школы; теоретическое осмысление, изучение и анализ педагогических явлений и ситуаций, освоение студентами технологий педагогической деятельности. Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных преподавателей. Базой ее проведения могут являться различные типы учебных заведений Республики Беларусь: средние школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения. Практика имеет интегрированный характер и проводится в соответствии с программой и учебными планами для специальностей исторического факультета, которые ориентированы на подготовку специалистов в условиях многоуровневого педагогического университетского образования.
Цель и задачи педагогической практики обусловлены динамическими процессами реформирования системы педагогического образования в учреждениях высшего образования, направленными на непрерывное профессиональное становление учителя, преподавателя, воспитателя как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем компетентности специалиста.
Цель педагогической практики – дальнейшее осуществление личностного и профессионального развития будущих педагогов, познание ими сущности педагогической деятельности, овладение педагогическими, психологическими и методическими умениями и навыками организации педагогического процесса по избранной специальности.
Достижение целевой установки педагогической практики обеспечивается через решение следующих задач:
- формирование профессионального мышления и эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности;
- закрепление и совершенствование психолого-педагогических и методических знаний студентов, комплексное использование их при организации педагогического процесса;
- овладение умениями и навыками проектирования и эффективной организации учебных занятий и внеклассной работы в учреждениях образования различных типов;
- создание условий для профессионального самовоспитания будущих педагогов и обогащения их опыта современными достижениями педагогической практики.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
После окончания практики и изучения отчетной документации и отзывов на студентов руководитель практики от кафедры по основной специальности с учетом отметок руководителей практики от других кафедр, мнений учителей-предметников и классных руководителей выставляет студенту общую отметку за практику. Она высчитывается как среднее арифметическое отметок по предмету (-ам) специальности, педагогике и психологии. При этом неудовлетворительная отметка по одному из перечисленных разделов практики лишает студента возможности получения положительной отметки за всю практику.
Общими критериями оценки работы студентов являются:
- сознательное отношение к практике, педагогическая культура, тактичность поведения;
- деловая исполнительность, ответственность, дисциплинированность;
- применение на практике основных педагогических умений;
- своевременность, уровень и качество выполнения текущих и зачетных учебных заданий;
- степень использования элементов научно-исследовательской работы;
- проявление самостоятельности и творчества;
- оценочные заключения руководителей практики от кафедр.
Интегральная 10-балльная шкала оценки прохождения студентами педагогической практики:
0 баллов.Невыполнение программы практики, раздела практики, отдельного задания практики.
1 балл. Усвоение цели, задач, содержания практики на уровне узнавания, проявление ситуативного интереса к процессу прохождения практики, стихийное формирование отдельных педагогических умений. Студент-практикант не может воспроизвести основное содержание текущих (и итоговых) заданий практики, не ориентируется в установлении структурно-логической связи, с трудом определяет объект и не распознаёт предмет педагогического воздействия, выполняет работу лишь с помощью руководителя (учителя), классного руководителя).
2 балла. Неустойчивый интерес к результатам прохождения практики. Студентом-практикантом усвоены отдельные элементы содержания практики на уровне узнавания, а отдельные трудовые действия (задания практики) выполняются по образцу. Студент распознает отдельные элементы трудовых действий (заданий практики, фрагментов документов), различает разделы, виды работ практики. Связи теоретических (психолого-педагогических и специальных) знаний с реальной действительностью не осознает, ориентировочная основа действий не сформирована и самостоятельно (без помощи руководителей практики от кафедр, классного руководителя) студент-практикант не в состоянии использовать имеющиеся знания и навыки. Педагогическое мышление не развивается, логическая структура программы практики не усваивается. Студент испытывает значительные затруднения как на этапе осмысления реальной ситуации, так и в интерпретации полученных результатов; допускает много ошибок в реализации разделов программы при выполнении заданий практики.
3 балла. Неустойчивый интерес к процессу прохождения и результатам педагогической практики. Преимущественно рецептивное усвоение профессиональных знаний, формирование умений и навыков (по принципу «делай так!»). Их отрывочность и бессистемность свидетельствуют о несформированности полной ориентировочной основы действий и являются источником затруднений при выполнении программы практики.
Студент-практикант оперирует определенными теоретическими сведениями на уровне частичного воспроизведения, распознает суть и элементы заданий практики, Способен выбирать алгоритм действий, применять педагогические приемы по осуществлению запланированной деятельности; часто обращается за помощью к руководителям практики от кафедр, классному руководителю. Достаточно уверенно действует по заданному руководителем образцу, но часто затрудняется, когда нужно выполнить те же действия в аналогичной ситуации самостоятельно.
4 балла. Отсутствие целевой установки на усвоение системы профессионально-педагогических знаний, формирование умений; пассивное отношение к способам реализации программы практики, отдельных заданий; подражательный стиль исполнительских действий. Студент-практикант достаточно полно воспроизводит содержание педагогической практики, применяет психолого-педагогические и специальные знания в знакомой ситуации, но затрудняется в разработке и осуществлении программы действий при незначительном изменении ситуации. Студент может формально характеризовать педагогическую ситуацию, правильно выполняет приемы работы по осуществлению программы практики на основе использования инструкции методиста или учителя физической культуры.
5 баллов. Довольно устойчивый интерес к процессу прохождения и результатам педагогической практики. Наличие пробелов в необходимых психолого-педагогических и специальных знаниях и опыте их использования компенсируется высоким уровнем внимания и исполнительской активностью при выполнении заданий практики. Студент-практикант понимает и полно воспроизводит новый учебный материал, умеет теоретически соотнести его с типичной педагогичной ситуацией, но в ходе решения конкретных задач практики допускает грубые ошибки. Правильно выполняет приемы работы по осуществлению программы практики с помощью инструкций – алгоритмов, заданных руководителем практики. Отсутствие целенаправленности в овладении системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков; слабые самодисциплина и самоконтроль.
6 баллов. Довольно устойчивый интерес к процессу профессионально-педагогической деятельности. Минимально достаточная ориентировочная основа действия, наличие отдельных пробелов в психолого-педагогических и специальных знаниях. Благодаря инициативе и значительным познавательным усилиям студент-практикант достигает хорошего уровня знаний фактического материала и основных взаимосвязей, правильно применяет эти знания в типичных ситуациях. Правильно выбирает и осуществляет способы действий (деятельности) при выполнении заданий педагогической практики. Недостаточные развитые самооценка и самоконтроль приводят в отдельных случаях к неточностям при самостоятельном осуществлении отдельных составляющих программы практики, к неправильному конечному результату.
7 баллов. Довольно устойчивый интерес к содержанию профессионально-педагогической деятельности, наличие положительного опыта использования психолого-педагогических и специальных знаний и навыков при решении практических задач. Достаточно полно сформирована ориентировочная основа действий. Хорошее знание фактического материала и закономерностей осуществления целостного педагогического процесса. Студент-практикант умеет применять психолого-педагогические и специальные знания в типичных ситуациях, выбирает и разрабатывает наиболее оптимальные пути осуществления конкретных действий и операций. Проявляет самостоятельность, стремление и готовность к выполнению отдельных заданий повышенной сложности; проявляются предпосылки к осуществлению самостоятельной педагогической деятельности.
8 баллов. Устойчивый интерес к процессу осуществления и результатам педагогической практики, полная ориентировочная основа действий, близкий к высокому уровень развития произвольного внимания и педагогического мышления. Хорошее знание профессионально-педагогических фактов и зависимостей, правильное (но не всегда рациональное) использование этих знаний при выполнении заданий программы практики. Студент-практикант разрабатывает и выполняет алгоритм собственных действий, систематически осуществляет их контроль и корректировку, самостоятельно выполняет требования программы практики.
9 баллов. Устойчивый интерес к процессу и результату профессионально-педагогической деятельности, гибкая ориентировочная основа действий, высокий уровень развития педагогического мышления. Отличное знание педагогических фактов и зависимостей, способность вносить коррективы и предложения в технологию осуществления программы практики. Правильное выполнение всех требований программы практики; владение навыками самоконтроля, адекватная самооценка и способность к рефлексии.
10 баллов. Устойчивый интерес к профессионально-педагогической деятельности, гибкая ориентировочная основа действий с элементами творчества; глубокое понимание связи теоретического материала с реальным педагогическим процессом; высокий уровень педагогического мышления. Студент-практикант может самостоятельно разрабатывать собственную программу профессионально-педагогических действий, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Ориентировочная основа действий отличается полнотой и обобщенностью, суждения – краткостью и рациональностью. Продуктивное использование учебного времени и высокая работоспособность, самостоятельность и целеустремленность в выполнении работы. Единство пытливой мысли и действия, инициативности и находчивости в нестандартной ситуации, требующей выхода на новый уровень профессионально-педагогических знаний (умений и навыков) и их применения.
IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая практика студентов заочной формы получения образования (специальность «История») проводится в течение 9 недель (4 недели на IV и 5 недель - на V курсах). По итогам педагогической практики каждый студент представляет руководителям практики от кафедр следующую отчетную документацию*:
Период практики | |
IV курс | V курс |
1. Дневник (с отчетом о прохождении практики). 2. Отчетная документация по истории (план-конспект зачетного урока). 3. Отчетная документация по обществоведению план-конспект зачетного урока). 4. Задание по психологии (психологическая характеристика личности учащегося)**. 5. Задание по педагогике (отчет об итогах знакомства со школой, школьной документацией, методической работой школы и с работой классного руководителя). 5. Отзыв непосредственного руководителя практики (учителя) о работе студента. 6. Отчет студента о прохождении практики, утвержденный руководителем базы практики (директором учреждения образования). | 1. Дневник (с отчетом о прохождении практики). 2. Отчетная документация по истории план-конспект зачетного урока). 3. Отчетная документация по обществоведению план-конспект зачетного урока). 4. Задание по психологии (психологическая характеристика классного коллектива)**. 5. Задание по педагогике (отчет об изучении опыта работы лучших педагогов школы; сценарий зачетного воспитательного мероприятия). 5. Отзыв непосредственного руководителя практики (учителя) о работе студента. 6. Отчет студента о прохождении практики, утвержденный руководителем базы практики (директором учреждения образования). |
* Образцы оформления документации приводятся в главе V: раздел 5.1 – дневник, раздел 5.2 – планы-конспекты уроков, раздел 5.3 – отчет студента-практиканта
** Содержание заданий по психологии, методические указания и рекомендации по их выполнению содержатся в учебно-методическом пособии «Психологический компонент производственной практики для студентов непрофильных специальностей», авторы: М.Ф. Бакунович, А.М. Гадилия, Е.Л. Головашко и др., под общей редакцией М.Ф. Бакунович, Минск, БГПУ, 2011.
V. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ___________________
Ф.И.О. студента
Факультет____________________________________________________
Специальность _____
Группа_______________________________________________________
Учреждение образования
Школа/ гимназия №
Адрес учреждения образования
улица дом
Срок прохождения практики
Руководители практики от кафедр:
А)
Б)______________________________________________________
В)______________________________________________________
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Директор школы:
Заместитель директора по учебной работе:
_____________________________________________________
Классный руководитель
РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ
№ уро-ка | 1 смена | 2 смена |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СТУДЕНТА НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ
1-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
2-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
3-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
4-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
5-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
6-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
7-я неделя | ||
Дата | Описание проводимой работы | Время выполнения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | и т. д. на каждую неделю |
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
8.1. Расписание посещённых уроков на ознакомительной практике
№ | № урока, тема | Класс | Дата проведения урока | Время проведения урока | Примеча-ние |
и т. д. |
8.2. Анализ посещённых уроков на ознакомительной практике (по предлагаемой ниже схеме):
Примерная программа общепедагогического анализа урока
1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.
2. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.
3. Записывается цель урока (выясняется в ходе беседы с учителем по содержанию урока).
4. Отмечается готовность к уроку: санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты, классная доска (чистота, наличие подготовленного заранее дидактического материала); наглядные пособия, ТСО; состояние рабочих мест учащихся; психологическая готовность учащихся к уроку.
Анализ урока проводится непосредственно после его окончания. При необходимости можно уточнить некоторые моменты урока с учителем (или студентом-практикантом). При анализе необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Соответствие темы, цели и задач содержанию урока.
2. Определение типа урока и его основных этапов с указанием времени, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
3. Начало урока – организационный этап:
- установление тишины, приветствие;
- проверка готовности к уроку, установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей и ближайшей задачи.
4. Проверка выполнения домашнего задания:
- вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
- определение типичных недостатков и пути их устранения;
- содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные, методика опроса, приемы активизации учащихся и др.)
- насколько привлекались во время опроса учащиеся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов;
- как сочеталась коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
- как организовано взаимодействие учителя с учащимися, учащихся друг с другом.
5. Переход к изучению нового материала:
- сообщение темы;
- подчеркнута связь настоящей темы и ранее изученной, значение настоящей темы для изучения последующего материала;
- включились ли все учащиеся в деятельность по изучению нового материала.
6. Изучение нового материала на уроке:
- какие методы и приемы использовал учитель, их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся;
- рационально ли использована доска;
- приемы стимулирования познавательной деятельности учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);
- роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочников и пр.
7. Закрепление новых знаний:
- какой материал отобран для закрепления;
- какими методами осуществлялось закрепление (фронтальная работа);
- можно ли сделать вывод об осознанности изучения материала.
8. Задание на дом:
- сколько времени затрачено на объяснение домашнего задания;
- в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано);
- что оно представляет собой по содержанию (выучить параграф учебника, ответить на вопросы учителя, выполнить задание и др.);
- насколько поняли учащиеся, как надо выполнить домашнее задание.
9. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):
- реализация обучающей, развивающей и воспитывающей целей урока (какими способами стимулировалась познавательная деятельность учащихся, развитие интереса к знаниям, сознательной дисциплины и др.);
- стиль общения учителя с учащимися;
- общая характеристика уровня сформированности качеств социально активной личности школьника (убежденности в необходимости сознательно учиться и трудиться, потребности в самостоятельном добывании знаний, умения применять знания на практике, коллективизма, ответственности и др.);
- предложения по повышению эффективности урока.
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
программа для специальностей
1-02 01 01 – История
1-02 01 02 – История. Дополнительная специальность
2012 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
А. А. Корзюк, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории (протокол № 14 от 30 мая 2012 г.)
Заведующий кафедрой
_______________ А.А. Корзюк
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом исторического факультета учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от 1 июня 2012 г.)
Председатель Совета факультета
______________ Н.М. Забавский
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов как форма профессионального обучения направлена на практическое познание закономерностей и принципов педагогической деятельности, учет и реализацию их в учебно-воспитательном процессе школы; теоретическое осмысление, изучение и анализ педагогических явлений и ситуаций, освоение студентами технологий педагогической деятельности. Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных преподавателей. Базой ее проведения могут являться различные типы учебных заведений Республики Беларусь: средние школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения. Практика имеет интегрированный характер и проводится в соответствии с программой и учебными планами для специальностей исторического факультета, которые ориентированы на подготовку специалистов в условиях многоуровневого педагогического университетского образования.
Цель и задачи педагогической практики обусловлены динамическими процессами реформирования системы педагогического образования в учреждениях высшего образования, направленными на непрерывное профессиональное становление учителя, преподавателя, воспитателя как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем компетентности специалиста.
Цель педагогической практики – дальнейшее осуществление личностного и профессионального развития будущих педагогов, познание ими сущности педагогической деятельности, овладение педагогическими, психологическими и методическими умениями и навыками организации педагогического процесса по избранной специальности.
Достижение целевой установки педагогической практики обеспечивается через решение следующих задач:
- формирование профессионального мышления и эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности;
- закрепление и совершенствование психолого-педагогических и методических знаний студентов, комплексное использование их при организации педагогического процесса;
- овладение умениями и навыками проектирования и эффективной организации учебных занятий и внеклассной работы в учреждениях образования различных типов;
- создание условий для профессионального самовоспитания будущих педагогов и обогащения их опыта современными достижениями педагогической практики.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика организуется историческим факультетом совместно с кафедрами педагогики, психологии, вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории (для студентов, обучающихся по специальностям «История», «История. Социально-политические дисциплины»), германо-романского языкознания (для студентов, обучающихся по специальности «История. Иностранный язык»), экономической географии и охраны природы (для студентов, обучающихся по специальности «История. География») и организациями, являющимися базами практики. Общее руководство педагогической практикой на факультете осуществляется заместителем декана по учебной работе.
Педагогическая практика студентов исторического факультета проводится на выпускном курсе в 5-11 классах. Студенты, обучающиеся по специальностям «История. Социально-политические дисциплины», «История. Иностранный язык», «История. География» (срок обучения – 5 лет), проходят педагогическую практику в 9 и 10 семестрах в течение 14 недель (6 недель в первом семестре и 8 недель – во втором семестре).
При этом студенты, обучающиеся по специальностям «История. Иностранный язык» и «История. География» в первом семестре проходят практику по дополнительной, а во втором семестре – по основной специальности. Студенты, обучающиеся по специальности «История. Социально-политические дисциплины» проходят практику по обеим специальностям на протяжении всего периода практики.
Студенты, обучающиеся по специальности «История» (дневная форма получения образования, срок обучения – 4 года), проходят педагогическую практику в 7 и 8 семестрах в течение 9 недель (5 недель в первом семестре и 4 – во втором). В каникулярное время, попадающее на время практики, студенты работают по плану воспитательной работы учреждения образования, в котором они проходят практику.
Перед педагогической практикой факультет совместно с кафедрами проводит курсовое собрание, на которой студентов знакомят с программой практики, вопросами охраны здоровья и жизни учащихся, проводят обучение и проверку знаний по вопросам трудового законодательства и охраны труда, определяют формы отчетности, сроки и порядок прохождения педагогической практики, разъясняют ее содержание. На курсовом собрании по вопросам организации практики студенты закрепляются за определенной школой на весь период практики, знакомятся с преподавателями, которые будут осуществлять методическое руководство практикой в данной школе, получают конкретные указания по организации и проведению учебно-воспитательной работы, изучению учащихся и классных коллективов, ведению необходимой документации,
Один из студентов группы, закрепленной за тем или иным учреждением образования, назначается старостой. В его обязанности входит: учет посещения студентами школы в период практики, оповещение их о коллективных консультациях, выполнение поручений руководителей практики, организация взаимопосещения студентами уроков и внеклассных мероприятий.
Групповым руководителем практики в каждой школе назначается опытный преподаватель исторического факультета, осуществляющий методическое руководство (в т. ч. по предмету) группой студентов в ходе практики. Совместно с групповыми руководителями студенты составляют индивидуальные планы работы на период педагогической практики, в которых определяется объем и содержание всех видов учебных и воспитательных занятий по специальности, мероприятий по классному руководству, психолого-педагогическому изучению учащихся и ученического коллектива в соответствии с программой практики.
В ходе педагогической практики студенты проводят уроки, учебные занятия, воспитательные мероприятия, оцениваемые дифференцированной оценкой, участвуют в их обсуждении и анализе.
2.2. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
Руководителем практики на историческом факультете является заместитель декана по учебной работе. Методическое руководство педагогической практикой студентов осуществляется руководителем практики от кафедры (он же является преподавателем-методистом по основной специальности (истории).
Руководитель практики от факультета:
- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету;
- устанавливает связь с организациями, где будет проходить практика, заключает с ними договора о проведении практики, распределяет студентов по местам практики и, являясь представителем заказчика в соответствии с распоряжением ректора БГПУ, согласовывает юридические и финансовые документы (договора на выполнение педагогической работы и акты об оказании услуг) к оплате сотрудников учреждений, на базе которых проходит практика;
- проводит инструктивные совещания руководителей практики от кафедр психологии, педагогики, частных методик, курсовые собрания повопросам организации практики и подведения ее итогов, организует выставки, консультации по вопросам практики учителей, педагогических работников учреждений образования; специальные семинары-тренинги по подготовке их к практике;
- вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе совета факультета и кафедр при обсуждении вопросов по подготовке, проведению и подведению итогов педагогической практики студентов;
- оказывает помощь руководителям практики от кафедр, администрации и педагогическим работникам учреждений образования по руководству практикой, выборочно посещает уроки (занятия) и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
- организует подведение итогов практики, проведение курсовых собраний по итогам практики;
- составляет отчет по итогам педагогической практики и предоставляет его декану факультета и в учебно-методическое управление.
Руководитель практики от кафедры:
- распределяет совместно с руководителем организации, где проходит практика, студентов по классам (группам); осуществляет организационное и методическое руководство группой студентов во время прохождения педагогической практики, определяет объем, последовательность, методику выполнения конкретных заданий и форм их учета.
- оказывает помощь студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, конкретизации в соответствии с программой практики содержания учебных и внеклассных занятий, мероприятий по классному руководству, утверждает индивидуальные планы работы студентов;
- консультирует студентов при подготовке к занятиям по предмету, проверяет и утверждает их планы-конспекты, присутствует на уроках (занятиях) и внеклассных мероприятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы студентов;
- собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю практики;
- принимает участие в курсовых собраниях по вопросам организации и подведения итогов педагогической практики, а также совещаниях, проводимых руководителем организации, где проходит практика;
- совместно с преподавателями кафедр педагогики и психологии, другими руководителями практики выставляет общую оценку студентам;
- оформляет юридические и финансовые документы (договора на выполнение педагогической работы и акты об оказании услуг) для оплаты работников организаций, где проходит практика, за руководство ей и своевременно информирует их об условиях и сроках осуществления оплаты;
- анализирует ход и итоги педагогической практики на заседаниях кафедр и принимает меры по ее совершенствованию.
Руководитель практики от кафедры педагогики:
- консультирует студентов по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации;
- планирует совместно с классным руководителем (куратором учебной группы) воспитательную работу практикантов с учащимися, воспитанниками, консультирует их и обеспечивает выполнение заданий;
- посещает уроки и внеклассные занятия практикантов и проводит дидактический анализ уроков, оказывает методическую помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с групповым руководителем;
- обеспечивает деятельность практикантов по прогнозированию и проектированию различных форм организации и проведения учебной и воспитательной работы;
- готовит студентов к проведению внеклассных мероприятий, знакомит их с новыми формами организации внеклассной работы учащихся;
- принимает участие в курсовых собраниях по вопросам организаци