Организация и проведение педагогической практики

Педагогическая практика организуется факультетами совместно с кафедрами общественных наук, педагогики, психологии, методики спецдисциплин, а также педагогическими коллективами образовательных учреждений и органами управления образования, на базе которых она проводится.

Перед началом педагогической практики деканат факультета совместно с соответствующими кафедрами проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют цель, задачи, содержание, формы организации, порядок прохождения педагогической практики и порядок отчета. По окончании практики факультетами проводится заключительная конференция с анализом ее итогов. На основании установленных отчетных документов на каждом курсе выставляется дифференцированный зачет.

Основной базой педагогической практики являются общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, колледжи, профессиональные училища, лицеи, гимназии, дошкольные образовательные учреждения. Педагогическая практика может быть организована также в детских больницах, отдельных типах внешкольных учреждений, клубах по месту жительства, других образовательных учреждениях, закрепленных за университетом в качестве базы педагогической практики.

Летняя педагогическая практика организуется в загородных, городских, сельских оздоровительных учреждениях отдыха школьников, детских площадках, спортивно-оздоровительных трудовых объединениях, где студенты работают в качестве физруков, вожатых, воспитателей, руководителей самодеятельных творческих объединений, кружков, клубов, спортивных секций.

Летней педагогической практике предшествует 12-часовая методическая подготовка студентов и участие в 6-дневном инструктивно-методическом лагерном сборе. В программу методических занятий включаются занятия по технике безопасности, охране здоровья и природы.

Кафедра педагогики организует и контролирует практику студентов в летних оздоровительных учреждениях отдыха школьников, а по итогам практики проводит конференцию, на которой студенты выступают с сообщениями о своей работе.

Педагогическая практика студентов старших курсов

На IV-V курсах педагогическая практика организуется с отрывом от учебных занятий на 5-8 недель в базовых образовательных учреждениях, где студенты работают в качестве учителей по специальности, классных руководителей, педагогов - психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, воспитателей. На предвыпускном курсе все студенты работают в школах г. Благовещенска. На выпускном курсе имеют возможность прохождения педпрактики по месту жительства следующие категории студентов:



  • наиболее подготовленные студенты, не имеющие удовлетворительных оценок на III, IV, V курсах;
  • студентки, имеющие малолетних детей (по рекомендации кафедры и с учетом возможностей кафедры осуществлять методическое руководство и контроль).

Студентам, обучающимся по целевому набору, разрешается прохождение практики на выпускном курсе по месту будущей работы, в районе, обозначенном в контракте.

Конкретизация форм организации практики зависит от специфики, особенностей и условий педагогического процесса, с учетом которых на факультетах разрабатываются программы педпрактики.

Режим работы студента в период практики

Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со школой, классом и организацией учебно-воспитательного процесса.

Практиканты посещают уроки всех учителей в закрепленном классе, знакомятся с различными видами внеклассной работы и к концу первой недели составляют индивидуальные планы работы на период практики, которые утверждаются групповым руководителем.

В последующие недели практики студенты работают согласно общему плану педагогической практики и индивидуальным планам. Они выполняют следующие виды работ:
1) ведут уроки, дополнительные и внеклассные занятия в закрепленных классах. Не позднее чем за два дня до проведения занятия они обязаны показать руководителю или учителю конспект урока или занятия и подготовленные к нему пособия. К проведению всех видов занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены;
2) проводят психодиагностические исследования;
3) присутствуют на уроках (не менее 5 в неделю) и внеурочных занятиях (не менее 3 за весь период практики), проводимых однокурсниками; фиксируют в дневниках их ход, свои наблюдения и замечания, а затем участвуют в их обсуждении;
4) принимают активное участие в работе по плану классного руководителя;
5) участвуют во всех школьных мероприятиях (педсоветах, совещаниях, заседаниях предметных методических объединений, проведении дня здоровья и т.п.);

Рабочий день студентов в этот период составляет не менее 6 часов. График работы студентов должен быть согласован с учителем, классным руководителем и доведен до сведения всех руководителей практики.

Еженедельно студенты проводят на предвыпускном курсе не менее 2, на выпускном - не менее 5 уроков.

На период педагогической практики в образовательном учреждении в каждой группе один из студентов назначается старостой. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентами образовательного учреждения и общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант обязан:

  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
  • проявлять себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к учащимся, к педагогической профессии;
  • быть образцом организованности, дисциплинированности и трудолюбия;
  • организовать свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняться правилам внутреннего распорядка, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики образовательного учреждения и университета.
  • в процессе работы с учащимися показать свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру;
  • активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Студенты-практиканты имеют право:

  • применять теоретические знания, полученные в университете, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении;
  • по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и педагогам образовательного учреждения;
  • вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;
  • принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в университете и образовательном учреждении;
  • пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений университета.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Наши рекомендации