Социальный педагог в школе и проблемы разрешения конфликтов
Направления работы
школьного социального педагога:
u помощь семье в проблемах, связанных с учебой
и воспитанием ребенка;
u помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;
u привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;
u распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;
u консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;
u выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;
u помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
Основными задачами
социального педагога является:
- предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее;
- обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога - оздоровление окружающей среды ребенка.
Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.
Из практических наблюдений и анализа своей работы в школе я пришла к выводу, что базовые умения и качества социальных педагогов вообще должны быть следующими:
· слушать клиента (ученика, родителя) и задавать вопросы;
· проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;
· проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;
· деликатность, чувство такта;
· быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;
· быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;
· быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;
· быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;
· всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;
· защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;
· находить себе помощников в работе;
· информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;
· соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;
· вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;
· защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;
· не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;
· стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.
Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:
· наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);
· беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, педагогическими работниками;
· анализ анкет, социологических опросников;
· участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей;
· изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;
· анализ профессиональной социально-педагогической документации.
Обязательной документацией для социального педагога является:
1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.
2. Медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов (эти документы относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке).
3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.
4. Ежедневный и годовой планы работы.
Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе. Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы. Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты. Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы школьных социальных педагогов, что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более “высоких” социальных служб.
Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции:
o Позиция авторитарного вмешательства, т.е подавление конфликта;
o Позиция нейтралитета, т.е. стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
o Позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач, в воспитательной работе с детьми;
o Позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение – либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Тактики посреднического поведения социального педагога:
o Поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;
o Сделка (упор на принятие компромиссного решения);
o Челночная дипломатия (посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения;
o Давление на одного из участников конфликта;
o Директивная тактика (акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу).
Правила по преодолению конфликта:
o Стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;
o Не делать поспешных выводов;
o Не давать конфликту разрастись;
o Преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
o Определить момент для начала переговоров между участниками конфликта;
o При обсуждениях анализировать мнения противников;
o Конфликт разрешим при твердой гибкости обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
o Разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.
Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.