Семинар «Воспитательный аспект деятельности преподавателя
экономических дисциплин»
(форма обучения очная) – конкурс практических работ с их обсуждением
1. Основные концептуальные подходы к воспитательной деятельности в высшей школе в соответствии с принятым государственным стандартом.
2. Практическая часть:
2.1. Воспитательный потенциал дисциплин экономического цикла (разработка и защита фрагментов учебных занятий с явно выраженным социально-воспитательным компонентом).
2.2. Разработка проекта «Москва как социокультурная среда воспитательной деятельности со студентами» (экономическая составляющая обязательна).
Задания для самостоятельной работы
1.Как вы считаете, какое содержательное наполнение должно быть у структурных компонентов 6 раздела ОП вуза «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций студентов». Проанализируйте 6 раздел конкретных ОП. Чем бы вы могли дополнить данные разделы, что вам показалось спорным?
2. Проанализировать социально-культурную среду Российской таможенной академии. Записать тезисы.
3. Просмотрите комплекты журналов «Вопросы образования», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня» за последние три года и прореферируйте две статьи по теме 2.4.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных научных статей.
Изучение темы целесообразно начать с изучения роли воспитательной работы согласно Закону об образовании и принятого стандарта. Следует учитывать, что в ФГОС 3 поколения четко выражен воспитательный аспект образования. Принципы единства обучения и воспитания, сформулированные в Законе об образовании предполагают присутствие в учебном процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также наличие как учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.
Далее рассмотрите цели, функции воспитательной работы. Отдельно проработайте проблему социокультурной среды вуза (задание для самостоятельной работы № 2).
Отметим, что преподаватель в вузе является одним из основных звеньев воспитательного процесса, он является не только источником профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой. Практически каждая учебная тема несет информационно-значимую воспитательную нагрузку.
Учитывая вышеизложенное, на практической части занятия предполагается провести конкурс практических работ студентов с их обсуждением. Студенты демонстрируют подготовленные фрагментов учебных занятий с явно выраженным социально-воспитательным компонентом. Дисциплину студенты выбирают сами.
Также студенты разрабатывают (пишут сценарий) и защищают проект «Москва как социокультурная среда воспитательной деятельности со студентами». Обязательным условием является экономическая составляющая мероприятия. Например, нами практикуются выездные заседания студенческого кружка кафедры в особняк Рябушинских на Малой Никитской улице (переплетение трех тем: динанстия российских предпринимателей Рябушинских, архитектурный стиль модерн Ф.О.Шехтеля, дом-музей М.Горького).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как вы понимаете воспитательная среда вуза?
2. Каковы цели и задачи воспитательной работы со студентами?
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ