Практическое занятие «Семинар, практическое занятие как форма организации обучения в высшей школе»
(форма обучения очная, заочная) – ролевая игра
1. Семинар, практическое занятие в высшей школе. Типы семинаров, практических занятий и особенности их организации при изучении экономических дисциплин. Новые формы: семинар-исследование, семинар-дискуссия, семинар – «круглый стол», семинар – «карусель», «мозговой штурм», «деловая игра» и др.
2. Ролевая игра – студенты демонстрируют фрагмент практического занятия с использованием интерактивных методов. Анализ, обсуждение.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение следующим терминам (понятиям): дидактика, интерактивное обучение, активное обучение, образовательные технологии.
2. Согласны ли вы с утверждением о том, что ФГОС ВО и соответствующие ОП формируются на основе технологического подхода в образовании? Аргументируйте свой ответ.
3. Просмотрите комплекты журналов «Вопросы образования», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня» за последние три года и прореферируйте две статьи по теме 2.1.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к семинару и практическим занятиям
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике.
Данная тема является одной из основных при изучении дисциплины. Для начала необходимо уяснить проблему технологического подхода к реализации образовательной деятельности в высшей школе. Проследите, когда понятие «педагогические технологии» вошло в науку, как эволюционировало, какие трактовки существуют в современной науке. Выясните: как с педагогической технологией связано понятие педагогических таксономий; что такое «технологический подход в дидактике и предметных методиках»; как технологический подход к организации учебного процесса изменяет формы взаимодействия обучающихся и обучаемых. Далее охарактеризуйте основные признаки педагогической технологии, а именно: диагностичность целей обучения, наличие максимально четких критериев оценки достигнутых результатов, обязательность итоговой рефлексии учащихся и преподавателя, соотнесение целеполагания с определенным временным циклом. Далее проанализируйте требования к современным вузовским технологиям обучения.
Второй вопрос семинарского занятия посвящен инновационным технологиям обучения. Необходимо понять, что предусматривает обобщенная модель инновационного обучения, как происходит движение от «традиционной» к «инновационной» модели. Далее следует сравнить инновационные технологии обучения: контекстное обучение (А.А. Вербицкий), имитационное обучение (В.М. Ефимов, В.Ф. Комаров), проблемное обучение (М.И. Махмутов), модульное обучение (П.А. Юцявичене), полное усвоение знаний (М.В. Кларин), дистанционное обучение (Е.С. Полат). Рассмотрите алгоритм выбора и использования образовательных технологий (5 этапов), предложенный Р.Н. Азаровой, Н.В. Борисовой, В.Б. Кузовым (Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: метод. рекомендации).
Затем следует четко уяснить понятия активные и интерактивные методы. Выясните, с чем связана необходимость внедрения интерактивных методов.
Первое практическое занятие посвящено организации лекций. Последовательно разберите следующие вопросы: развитие лекционной формы в системе вузовского обучения; роль и место лекции в вузе на современном этапе; структура лекции; оценка качества лекции; методические аспекты изложения лекционного текста; психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. Особое значение уделите новым лекционным формам - проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция, лекция - провокация.
Второе практическое занятие посвящено организации семинарских (практических) занятий. Проработайте следующие вопросы: цель и структура практических занятий; типы семинаров, практических занятий и особенности их организации при изучении экономических дисциплин, семинар как взаимодействие и общение участников; новые формы: семинар-исследование, семинар-дискуссия, семинар – «круглый стол», семинар – «карусель», «мозговой штурм», «деловая игра» и др.
И на первом, и на втором практическом занятии проводится ролевая игра – студенты демонстрируют фрагмент лекции или практического (семинарского) занятия с использованием интерактивных методов. Желательно сделать видеозапись, провести обсуждение, анализ увиденных фрагментов учебных занятий.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое многосторонняя коммуникация?
2. Чем интерактивное обучение отличается от традиционного?
3. Назовите трудности, которые возникают при применении интерактивных форм в учебном процессе.
4. Для реализации каких педагогических целей (в том числе и для развития каких компетенций) может быть использована технология «Дебаты» в ходе изучения дисциплины «Институциональная экономика»?
Тема 2.2. Основы организации самостоятельной работы студентов
Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе в соответствии с ФГОС ВО. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС. Цели и основные направления организации СРС. Виды и формы самостоятельной работы студентов. Пути дальнейшего совершенствования СРС. Международный опыт в организации самостоятельной работы студентов.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте научное сообщение на тему: «Международный опыт в организации самостоятельной работы студентов».
2. Изучите «Положение об организации самостоятельной работы студентов в Российской таможенной академии»: структура документа, цели, условия организации и виды самостоятельной работы студентов, соответствие компетентностному подходу.
3. Просмотрите комплекты журналов «Вопросы образования», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня» за последние три года и прореферируйте две статьи по теме 2.2.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике.
Проработку данной тематики следует начать с изучения нормативных документов, а именно Федерального закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОСов. Определите, что такое самостоятельная работа студентов, каковы ее цели и задачи. Уясните: 1) как происходит планирование самостоятельной работы студентов, какие материалы разрабатывает преподаватель дисциплины; 2) какие условия должны выполняться для организации эффективной самостоятельной работы. Проследите, как происходит организация самостоятельной работы студентов в вузе, каковы функции преподавателя.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое самостоятельная работа студентов? Какие виды и формы самостоятельной работы студентов Вам известны?
2. Какие основные подходы к планированию самостоятельной работы студентов Вам известны?
3. Каковы цели и задачи самостоятельной работы студентов?
4. Каким требованиям должен отвечать контроль самостоятельной работы студентов?