Предмет и задачи курса деловой риторики.
Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерством, у других «риторика», «оратор», «ораторское мастерство», «красноречие» — это слова одного синонимического ряда, у третьих слово «риторика» выступает как синоним краснобайства, пустословия, что характеризует способности с помощью речевых средств увести от истины, заговорить, закамуфлировать свои истинные намерения и цели. (Действительно, если говорящий - блестящий оратор, то он своими риторическими способностями может воспользоваться и во благо и во вред.)
Обратимся к научному толкованию понятия «риторика». Даже в отечественной литературе встречается довольно значительный разброс мнений в определении того, что такое риторика. Наиболее характерным является взгляд на риторику как на науку об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. «Определим риторику, — писал Аристотель, - как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета». Вместе с тем в той же книге Аристотеля «Риторика» читаем: «Риторика искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех».
Современная трактовка понятия «риторика», на наш взгляд, получила наиболее верное отражение в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гиндина. Так, В. И. Аннушкин пишет, что «риторика — это наука об убедительной и оптимальной речи». А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая риторика» дает такое определение: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественного языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта».
Вместе с тем, как замечает С. И. Гиндин, «учитывая практику риторических исследований последних десятилетий, целесообразно, по-видимому, закрепить за термином «риторика» два смысла — узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ораторское искусство. Оно — предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуникации».
Не умаляя роли и значения природного дара говорить убежденно и красноречиво, можно констатировать, что, как и любая человеческая способность, «красноречивость» развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует опыт обучения риторике во многих странах мира.
На многовековом историческом пути к разработке курсов риторики прослеживаются и интегрируются два подхода. В рамках одного подхода риторика разрабатывалась как наука. В этой связи в теории риторики отрабатывались нормы, принципы, приемы, правила ораторской речи.
В рамках другого направления риторика разрабатывалась как искусство, где ставки делались на импровизацию, творчество, непрерывное саморазвитие ораторского мастерства, на искусство красноречия. Наряду с интеграцией в настоящее время достаточно четко прослеживается и дифференциация научного знания в области риторики. Так, например, в книге «Общая риторика» встречаются такие понятия, как «традиционная риторика», «литературная риторика», «классическая риторика», «логика риторики», «эвристическая риторика».
В связи с дифференциацией, а также и интеграцией научного знания, с реальными потребностями практики нам представляется правомерным выделить в относительно самостоятельную область науки и практики — деловую риторику. С учетом анализа самых различных трактовок понятия «риторика» применительно к «деловой риторике», мы считаем, что наиболее правильным будет следующее определение. Деловая риторика — это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.
Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения: деловые беседы, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение конфликтов.
Понятие «жанр» речевого общения мы заимствовали у М. М. Бахтина, который, характеризуя это понятие, пишет: «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает-свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами».
Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.
Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета является система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения. Основные задачи деловой риторики:
- изучение истории развития риторики (включая основы классической риторики).
- обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности преподавателя.
Нельзя не отметить, что деловая риторика не отделена «китайской стеной» от других наук и учебных предметов, особенно гуманитарного, культурологического цикла. Более того, в настоящее время достаточно отчетливо осознается, что риторика как область человеческой культуры вбирает в себя и синтезирует знания очень многих наук: философию (особенно ее раздел «диалектика»), этику, эстетику, логику, лингвистику, психологию, педагогику, историю и др.
В 50-60-х годах в нашей стране был период, когда распространенным являлось представление о риторике как о науке, которая должна ориентировать лишь на обучение приемам красноречия. В практике публичных выступлений тех лет было немало общих и громких фраз, которые имели порой красивую форму, но были малосодержательными, даже лживыми. А о преподавании курса «Деловая риторика» в средних и высших учебных заведениях в те годы приходилось лишь мечтать.
В настоящее время ситуация резко изменилась. И педагогами, и учащимися, и студентами в лицеях, в колледжах, в вузах проявляется повышенный интерес к изучению практически ориентированного курса «Деловая риторика». Действительно, в условиях рыночной экономики, роль и значение деловой риторики в жизнедеятельности начинающего бизнесмена трудно переоценить. Овладение ею и ее эффективное применение может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала любого бизнесмена. Это знание можно сравнить лишь с профессиональными знаниями и умениями. Риторические умения и способности порой становятся решающими в ситуациях спора, ведения переговоров, разрешения производственных конфликтов.
Часто приходится слышать о человеке, что он плохой или хороший оратор.
В словаре современного литературного языка слово «оратор» характеризуется так:
- лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;
- лицо, произносящее речь;
- глашатай чего-либо;
- человек, обладающий даром речи.
Нетрудно заметить, что главными признаками, которые характерны для слова «оратор», являются искусство красноречия, дар красноречия, высокое мастерство речи, которые присуши лицу, произносящему речь.
В связи с этим в дальнейшем в понятие «оратор» мы будем вкладывать следующее содержание. Оратор — это личность, произносящая публично речь, владеющая искусством красноречия.В этом определении не раскрывается, является ли искусство красноречия рожденным даром или это достигается целенаправленным обучением и саморазвитием мастерства речи. Возможно, и то и другое. Нелишне заметить, что в любом случае оратор - это точность, так как настоящий оратор это индивидуальность. Например, читая речи П.А. Столыпина, мы ощущаем личность большого масштаба, личность историческую. Оратор как личность с риторической точки зрения всегда характеризуется высоким уровнем мастерства красноречия. Вот почему часто используют эти понятия вместе: ораторское мастерство.