Предмет и задачи курса деловой риторики.

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерст­вом, у других «риторика», «оратор», «ораторское мастерство», «крас­норечие» — это слова одного синонимического ряда, у третьих слово «риторика» выступает как синоним краснобайства, пустословия, что характеризует способности с помощью речевых средств увести от исти­ны, заговорить, закамуфлировать свои истинные намерения и цели. (Действительно, если говорящий - блестящий оратор, то он своими риторическими способностями может воспользоваться и во благо и во вред.)

Обратимся к научному толкованию понятия «риторика». Даже в отечественной литературе встречается довольно значительный разброс мнений в определении того, что такое риторика. Наиболее характер­ным является взгляд на риторику как на науку об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. «Определим ритори­ку, — писал Аристотель, - как способность находить возможные спо­собы убеждения относительно данного предмета». Вместе с тем в той же книге Аристотеля «Риторика» читаем: «Риторика искусство, со­ответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех».

Современная трактовка понятия «риторика», на наш взгляд, полу­чила наиболее верное отражение в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гиндина. Так, В. И. Аннушкин пишет, что «ри­торика — это наука об убедительной и оптимальной речи». А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая риторика» дает такое определение: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнооб­разных формах преимущественного языкового воздействия на аудито­рию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях полу­чения желаемого эффекта».

Вместе с тем, как замечает С. И. Гиндин, «учитывая практику рито­рических исследований последних десятилетий, целесообразно, по-ви­димому, закрепить за термином «риторика» два смысла — узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ораторское искусство. Оно — предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каж­дого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя со­общения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуникации».

Не умаляя роли и значения природного дара говорить убежденно и красноречиво, можно констатировать, что, как и любая человеческая способность, «красноречивость» развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует опыт обучения риторике во многих странах мира.

На многовековом историческом пути к разработке курсов риторики прослеживаются и интегрируются два подхода. В рамках одного под­хода риторика разрабатывалась как наука. В этой связи в теории рито­рики отрабатывались нормы, принципы, приемы, правила ораторской речи.

В рамках другого направления риторика разрабатывалась как ис­кусство, где ставки делались на импровизацию, творчество, непрерыв­ное саморазвитие ораторского мастерства, на искусство красноречия. Наряду с интеграцией в настоящее время достаточно четко прослежи­вается и дифференциация научного знания в области риторики. Так, на­пример, в книге «Общая риторика» встречаются такие понятия, как «традиционная риторика», «литературная риторика», «классическая риторика», «логика риторики», «эвристическая риторика».

В связи с дифференциацией, а также и интеграцией научного знания, с реальными потребностями практики нам представляется правомер­ным выделить в относительно самостоятельную область науки и прак­тики — деловую риторику. С учетом анализа самых различных трак­товок понятия «риторика» применительно к «деловой риторике», мы считаем, что наиболее правильным будет следующее определение. Де­ловая риторика — это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.

Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делово­го общения: деловые беседы, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение конфликтов.

Понятие «жанр» речевого общения мы заимствовали у М. М. Бах­тина, который, характеризуя это понятие, пишет: «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использова­ния языка вырабатывает-свои относительно устойчивые типы таких вы­сказываний, которые мы и называем речевыми жанрами».

Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.

Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета является система закономерностей, принципов, правил, условий эффек­тивного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения. Основные задачи деловой риторики:

- изучение истории развития риторики (включая основы классичес­кой риторики).

- обучение различным видам и жанрам делового общения с ориен­тацией на творческое саморазвитие личности преподавателя.

Нельзя не отметить, что деловая риторика не отделена «китайской стеной» от других наук и учебных предметов, особенно гуманитарного, культурологического цикла. Более того, в настоящее время достаточно отчетливо осознается, что риторика как область человеческой культу­ры вбирает в себя и синтезирует знания очень многих наук: философию (особенно ее раздел «диалектика»), этику, эстетику, логику, лингвистику, психологию, педагогику, историю и др.

В 50-60-х годах в нашей стране был период, когда распространен­ным являлось представление о риторике как о науке, которая должна ориентировать лишь на обучение приемам красноречия. В практике публичных выступлений тех лет было немало общих и громких фраз, которые имели порой красивую форму, но были малосодержательны­ми, даже лживыми. А о преподавании курса «Деловая риторика» в сред­них и высших учебных заведениях в те годы приходилось лишь мечтать.

В настоящее время ситуация резко изменилась. И педагогами, и уча­щимися, и студентами в лицеях, в колледжах, в вузах проявляется по­вышенный интерес к изучению практически ориентированного курса «Деловая риторика». Действительно, в условиях рыночной экономики, роль и значение деловой риторики в жизнедеятельности начинающего бизнесмена трудно переоценить. Овладение ею и ее эффективное при­менение может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала любого бизнесмена. Это знание можно сравнить лишь с профессио­нальными знаниями и умениями. Риторические умения и способности порой становятся решающими в ситуациях спора, ведения переговоров, разрешения производственных конфликтов.

Часто приходится слышать о человеке, что он плохой или хороший оратор.

В словаре современного литературного языка слово «оратор» характеризуется так:

- лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

- лицо, произносящее речь;

- глашатай чего-либо;

- человек, обладающий даром речи.

Нетрудно заметить, что главными признаками, которые характерны для слова «оратор», являются искусство красноречия, дар красноречия, высокое мастерство речи, которые присуши лицу, произносящему речь.

В связи с этим в дальнейшем в понятие «оратор» мы будем вклады­вать следующее содержание. Оратор — это личность, произносящая пуб­лично речь, владеющая искусством красноречия.В этом определении не раскрывается, является ли искусство красноречия рожденным даром или это достигается целенаправленным обучением и саморазвитием мастерства речи. Возможно, и то и другое. Нелишне заметить, что в любом случае оратор - это точность, так как настоящий оратор это индивидуальность. Например, читая речи П.А. Столыпина, мы ощу­щаем личность большого масштаба, личность историческую. Оратор как личность с риторической точки зрения всегда характеризуется вы­соким уровнем мастерства красноречия. Вот почему часто используют эти понятия вместе: ораторское мастерство.

Наши рекомендации