Методы анализа и синтеза при построении компетентностной модели специалиста.
Исходя из анализа проектов ГОС третьего поколения, В.И. Байденко предлагает следующие методы анализа и синтеза компетенций, которые необходимо использовать при создании компетентностной модели специалиста:
А. Процесс анализа (подготовительный этап):
- наблюдения за специальностью (направлением) с точки зрения отечественных и международных характеристик и критериев;
- консультации с ведущими специалистами;
- изучение международных документов в области регулирования соответствующих видов деятельности;
- ознакомление с учебными планами (программами) подготовки в международных вузах-лидерах;
- исследование современного состояния сектора экономики, направления (специальности) подготовки;
- выявление компетенций, связанных с прогнозируемым развитием сектора экономики, направления (специальности) подготовки.
Б. Процесс синтеза актуального состава компетенций:
- моделирование «окружающей среды» сектора экономики, направления (специальности) подготовки (в т.ч. смежные профессии);
- обобщение требований менеджеров, специалистов по управлению персоналом;
- классификация навыков, компетенций, способностей ожидаемых от выпускников, и их ранжирование;
- описание деятельности и/или задач, которые необходимо выполнять с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего состояния деятельности.
В этом контексте комплекс общих (ключевых, универсальных) компетенций можно представить четырьмя компонентами:
1. Информационная составляющая компетенций (способы приема, хранения и оформления передачи информации).
2. Проектировочная составляющая компетенций (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий сроков)
3. Оценочная составляющая компетенций (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации).
4. Коммуникативная составляющая компетенций (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей) [2].
При проектировании общих компетенций важно учитывать пять основных потенциалов, задающих направленность процессу развития личности, которыми она должна овладеть в процессе образования [10].
А именно:
1. Познавательный потенциал - определяется, прежде всего, объектом и качеством информации, которой владеет личность, но и обязательно включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.
2. Морально-нравственный потенциал – характеризуется нравственно-этическими нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, взаимодействии с другими.
4. Творческий потенциал личности – определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.
5. Эстетический потенциал личности – характеризуется уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Компетентентностная модель специалиста – это не просто переориентация от знаний к компетенциям, а использование компетенций в качестве «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности. Образование становится способом преодоления человеком многочисленных непредсказуемых жизненных проблем.
Раздел 4. Семинарско-практические занятия
Рекомендации к семинарско-практическому занятию №1 «Педагогическое проектирование как важная часть деятельности преподавателя, основа его научно-методической работы».
При формировании у слушателей компетенции в области теоретических основ педагогического проектирования наиболее важно обеспечить понимание ими соответствующих базовых положений: концептуальные основы педагогического проектирования; общенаучные категории проектирования (цель, этап, стратегия, объект проектирования); принципы педагогического проектирования (научности, системности, саморазвития); образовательный процесс как объект системного педагогического проектирования; учебная программа как концептуально-описательная модель образовательного процесса.
При изучении учебного материала целесообразно использовать образовательную технологию, сочетающую лекцию и практическое занятие.
План.
1. Теоретические основы педагогического проектирования.
2. Рассмотрение и оценка реализации принципов системности и саморазвития на примере построения структуры действующих ГОС ВПО.
3. Анализ и обоснование, в соответствии с принципами педагогического проектирования, структуры программы учебной дисциплины, отражающей состав и функции элементов образовательного процесса (на примерах рабочих программ слушателей).
4. Проектирование социокультурных и профессиональных компетенций (по выбору слушателей, на примере программ, читаемых ими дисциплин).
Вопросы и задания.
1. Сравните определения педагогического проектирования и педагогической технологии, выясните, какое из этих понятий шире, в какой связи они находятся, можно ли понять одно без другого. Объясните свой ответ.
2. Рассмотрите понятие «конструирование» и изложите свою позицию по вопросу отличия этого термина от термина «проектирование».
3. Проанализируйте компетентностный и традиционный подход к образовательном процессу с позиций создания рабочих программ дисциплин.
4. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность вести обучение по определенной (избранной Вами) дисциплине в контексте ее использования в профессиональной деятельности. Приведите примеры обучения с использованием профессионального контекста.
5. Сформируйте состав социальных и профессиональных компетенций выпускника вуза по определенной специальности (по выбору слушателей) на примере дисциплины.
6. Предложите описание нескольких уровней (не меньше трех) сформированности у выпускников таких качеств как самостоятельность и ответственность, а также способов их выявления и оценки.
7. Укажите компетенции, которые должен проявлять преподаватель. Следует указать области, в которых они должны демонстрироваться, распределив их по следующим ипостасям (ролям):
- как личность;
- как член общества;
- как специалист в определенной научной сфере;
- как педагог.
Темы творческих заданий.
1. Проведите сравнительный анализ между методологией инженерного и педагогического проектирования с опорой на рассмотрение эволюционной стратегии и принципа саморазвития.
2. Можно предложить слушателям в качестве объекта для самостоятельной работы ознакомиться с законодательством в сфере образования и выписать тексты статей, относящиеся к проектированию, в частности к реализации принципа саморазвития.
3. Предложите подход к определению рационального соотношения между детерминированной и вариативной частями педагогического проекта.
4. Теоретические идеи, которые легли в основу моей педагогической деятельности.
5. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность вести обучение по определенной (избранной Вами) дисциплине в контексте ее использования в профессиональной деятельности. Приведите примеры обучения с использованием профессионального контекста.
6. Свободная тема.
Литература к главе VII.
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург; Деловая книга 1996.(часть первая)
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон РФ №125-ФЗ от 22.08.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. №35(статьи 1-12)
6. Петровичев В.М., Жаркова Н.А. Проектирование компетентностной модели специалиста в вузе: монография/ - ТулГУ,2008.-156с.
7. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М.: Логос 2006.
Раздаточный материал.
1. Образцы ГОС ВПО различных специальностей
2. Письмо Минобразования РФ №14-52-353 от 19 мая 2000 г.
4.2. Рекомендации к семинарско-практическому занятию №2 «Целеполагание как инструмент обновления современного образования».
При организации освоения слушателями деятельности преподавателя в области целеполагания делается акцент на формирование ценностно-этической компоненты этой компетенции. Подчеркивается исключительная важность целевых установок в сфере образования и умения всесторонне и глубоко анализировать все факторы, влияющие на их выбор.
С этой целью рекомендуется организовать дискуссию о целях и ценностях образования в форме семинара, предложив слушателям в качестве отправной точки проанализировать официальную позицию государства в этом вопросе. Затем сформировать желательный образ молодого современного специалиста. Целесообразно предложить слушателям перевести описание образа современного специалиста на язык компетенций и разместить в рабочей программе (применительно к преподаваемой дисциплине, курсу).
План.
1. Философия образования и постановка целей образовательного процесса. Концепции И.Г.Песталоцци, Д.Дьюи, Г.Спенсера, Д.Локка и др. Современные образовательные парадигмы.
2. Анализ законодательства и документов Правительства РФ с позиции содержащихся в них целей образования.
3. Обсуждение и оценка желательного перечня личностных характеристик образованного человека.
4. Установление рейтинга предпочтения.
Вопросы и задания.
1. Докажите, что функция целей образования является системообразующей. Приведите примеры.
2. Как соотносятся цели воспитания и обучения? Подтвердите свои выводы их описанием в законодательных и нормативных актах РФ.
3. Какое влияние оказывают мировые и российские факторы на формирование целей.
4. Сформируйте цели программы учебной дисциплины, которую преподаете.
Темы творческих заданий.
1. В какой степени система высшего образования, являясь объектом воздействия со стороны общества, может и сама порождать цели его экономического и духовного развития? Является ли эта функция ВШ ее инициативой или она предписана ей законом? Приведите примеры.
2. Какие из целей личностного развития, по вашему мнению, в наибольшей степени инициируются (важны) студентам, а какие обществу? Обоснуйте ответ.
3. На основе серии вопросов осуществить целевое проектирование развития образования в ХХI веке.
3.1. Каков идеальный результат образования ХХI века как системы (для человека, общества, цивилизации)?
3.2. Каковы признаки качества результатов образования?
3.3. В каких направлениях нужно начинать работать немедленно, чтобы достичь этого качества?
3.4. Каковы основные этапы качественного перехода к идеалу?
3.5. Что нужно сделать нам вместе в 2010 году, чтобы улучшить качество образования?
3.6. Что нужно сделать немедленно?
3.7. О чем нам нужно договориться друг с другом уже здесь?
4. Свободная тема.
Литература.
1. Байденко В.И. Целеполагание как инструмент обновления образовательных стандартов и программ // Проблемы качества образования. Кн. 1. М.: Уфа, 2003.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 3-е, стереотипное – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 14 с.
5. Ларионова М.В., Мешкова Т.А. Обзор международных проектов по сближению национальных квалификационных систем./ Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика 2006, №1
6. Петровичев В.М, Жаркова Н.А. Проектирование компетентностной модели специалиста в вузе: монография/ - ТулГУ,2008.-156с.
7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3.
Раздаточный материал.
1. Выдержки из образовательного законодательства и правительственных постановлений, характеризующие черты современного специалиста.
2. Цели подготовки преподавателя в компетентностном формате (фрагмент проекта нормативного документа).
3. Дублинские дескрипторы.
Литература к главе VII.
1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/ Инновац. Об-ние АН СССР, Всесоюзн.методол. центр. – М.: Экономика, 1991. – 415 с.
2. Байденко В.И., Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 214с.)
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.
5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 3-е, стереотипное – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.- 114 с.
6. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования./ Монография. – Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. – 440 с.
7. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 43 с.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая игра», 1996. – 344 с.
9. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: Учеб. пособие. – М., 2006. – 216 с.
10. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. Интернет: <wwwtisbi. ru/science/vestnik/2003/issre2/cult3 html – 23k>
11. Болонский процесс: середина пути/ под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В..И. Байденко./ - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.]
13. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материала к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
14. Джонс Дж. К. Методы проектирования. Системный подход. – М.: Мир, 1986. - 326 с.
15. Делор Ж. Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 / Университетская книга 1997, №4
16. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. – Челябинск: ЧПИ, 1990. - 98 с.
17. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование //Педагогика. - №3. – 2002/
18. Зеер Э.,Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//. - №4. – 2005.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
20. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста// Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании /Под ред. Н.А. Селезневой и В.Г. Казановича. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – с. 31-37.
21. Измайлова А.А. Системное педагогическое проектирование. Ч.1. Общие теоретические основы: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – 41с.
22. 22.35. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., Педагогика. 1990. – 144с.
23. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
24. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения, М. 1990, с. 90].
25. Нечаев Н.Н.Профессионализм как основа профессиональной мобильности: Материалы к пятому заседанию методологического семинара 8 февраля 2005 г. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 92 с.
26. Отчёт о научно-исследовательской работе по проекту: «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей» / Научный руководитель Фёдоров И. Б. - М., 2003. – 208 c. С. 81// Интернет: <http://www.technical.bmstu.ru>.
27. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 57
28. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. Пособие. Санкт-Петербург, СПбГТУ, 1996. -140 с.
29. Раймундо Хосс Высшее образование в Латинской Америке//Высшее образование в Европе. - №1. – 2003.
30. Скок Г.Б. Инновационные процессы в образовании.// Проблемы высшего технического образования: Межвуз. Сб. науч. тр./Под. ред. А.С. Вострикова; Новосиб.гос. техн. ун-т – Новосибирск, №1, 1992.
31. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие. Изд. второе, перераб. и дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 96 с.
32. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий поиск// Педагогическое образование и наука.- №1.- 2005.
33. Смирнова Е.С. Формирование модели специалиста с высшим образованием. - Томск, 1984.
34. Татур Ю.Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. М.: 2006, №1, ст. 27)
35. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: «Россия в Болонском процессе; проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.// Интернет:http://www. rc. edu. ru.
36. Тонда Л., Пейша И.Методологические аспекты системного проектирования. Вопросы философии, №2, 1987. с. 87-90.
37. Управление современным образованием; социальные и экономические аспекты. Под ред. А.Н. Тихонова. – М.: - М: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.
38. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога//Педагогическое образование и наука.- №2..- 2006.
39. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - №3. – 2004.
40. Шевченко Е. В. Какая кредитная система нужна России?: Доклад // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов: III междунар. конф., 22.05.2001, Екатеринбург. - Раздаточный материал. - Архив Е.В. Шевченко, 2001. – [Не опубликовано].
41. «TUNING» Educational Structures in Europe //Интернет: Сайт Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов <http://www.cre.fr/ectn/tuning%20background.htm> 81
Глава VIII. Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования
Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней.
Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними. Поэтому повышение профессиональной компетентности преподавателей – одна из ключевых проблем современного образования.