Структура умений (способностей) преподавателя.
Типы преподавателей.
Функции преподавателя вуза.
3.4. Образ-характер студента.
Структура умений (способностей) преподавателя.
Вопрос, каким должен быть преподаватель вуза и колледжа, всегда стоял в центре внимания педагогов. Постоянно велись наблюдения, эксперименты, исследования личности педагога. Предпринимались попытки создания «модели» педагога, публиковались статьи в журналах, монографии. Во всех работах речь идет о том, что должен представлять собой педагог как личность, специалист и человек вообще.
Совершенно очевидно, что успешность решения педагогических задач как воспитательных, так и дидактических всецело зависит от свойств личности преподавателя. Основные умения, необходимые педагогу, можно представить следующим образом (Таблица 2.):
Таблица 2.
Структура умений (способностей) преподавателя
№ п/п | Умения | Что для этого нужно |
1. | Коммуникативность преподавателя (контакт со студентами) | Все формы контакта. Всегда хорошее отношение к студентам. Положительная оценка перед лицом всей аудитории. Отрицательная оценка только индивидуально и с поощрением других факторов |
2. | Диагностические | 1. Определение исходного уровня (дифференцированный подход) 2. Определение общей способности, работоспособности группы 3. Прогнозирование результатов |
3. | Психолого-методического планирования (по принципу материала, по принципу работы) | 1. Определение комплекса ближайших задач 2. Определение динамических групп внутри учебной группы 3. Определение системы работы. Гибкость в выборе методов работы с отдельными студентами и всей группой 4. Индивидуальные приемы обучения. Определение шагов, степени трудности. |
4. | Организаторские (стиль работы, каждый должен иметь свой стиль работы) | 18 качеств (по Л. И. Уманскому): 1. Заразительность. 2. Инициативность. 3. Требовательность. 4. Находчивость. 5. Способность сочетать разные виды работы. 6. Способность находить путь к каждому человеку. 7. Определять совместимость между студентами (это важно при парной работе студентов). 8. Психологическая избирательность. 9. Критичность. 10. Психологический такт. 11. Умение предвидеть последствия своих слов, поступков. 12. Самостоятельность в отличие от слепого подражания. 13. Наблюдательность. 14. Самообладание и выдержка. 15. Умение действовать энергично. 16. Работоспособность. 17. Собранность. 18. Коммуникативность (К этим качествам можно было бы добавить юмор и творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение) |
5. | Гностические (от гр. gnosis — «знание, познание»), т.е. умения передать знания | 1. Стимулировать студентов к самостоятельной познавательной деятельности. 2. Обладать способностью внушения, убеждения, развития мотива деятельности 3. Отбирать и использовать методы обучения, разрабатывать свою технологию обучения с учетом особенностей обучаемых. 4. Передавать мысли, знания и чувства выразительными языковыми средствами. 5. Приучать студентов думать в процессе лекции или занятия. 6. Воспитывать в студентах творческое воображение, обострять интерес к своему предмету |
6. | Исследовательские | 1. Наблюдение. 2. Эксперимент. 3. Обобщение. |
Для того, чтобы овладеть этими умениями, преподавателю необходимо иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер; проявлять гибкость и быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Типы преподавателей.
Остановимся теперь на различных типах преподавателей. Доктор физико-математических наук А. Космодемьянский, проработавший в высшей Школе почти 40 лет, называет пять типов преподавателей: теоретист, реалист, утилитарист, артист, беспородный. Нет надобности их описывать, сами названия характеризуют особенности этих преподавателей. Вслед за известным российским педагогом Андреем Петровичем Минаковым, Космодемьянский требовал существования в педагоге высшей школы следующей пятерицы; ученого, философа, артиста, воспитателя и человека. Как видим, все это не потеряло актуальности и в наши дни, да пожалуй, останется на все времена.
Психолог Джон Кэррол различает три группы преподавателей:
1) Консерватор. Он признает только свою методику. «Не трогайте его, — говорит Дж. Кэролл, — он неплохо справляется с обучением».
2) Авантюрист. Дж. Кэррол рекомендует избавляться от него при первой же возможности.
3) Большинство, которое находится между первой и второй группой, оно приемлет все новое, на него и надо опираться.
Н. В. Кузьмина различает малоспособных преподавателей, у них базовыми являются два компонента знаний: знание предмета и методики преподавания, и талантливых преподавателей, у которых есть еще три критерия:
1) психологические особенности усвоения предмета (определенного раздела, вопроса) конкретными студентами.
2) социально-психологические особенности взаимоотношений, преподавателя со студентами и студентов между собой.
3) аутопсихологические особенности самого преподавателя (его сильные и слабые стороны знаний, навыков, умений).
Главная задача преподавателя — это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления. Педагогическое мастерство индивидуально, самобытно, приходит оно с опытом, раздумьем, знанием и пониманием системы на основе методических и дидактических требований. Мастерство преподавателя зависит от ряда условий:
1) Высокая квалификация;
2) Призвание к педагогической деятельности и развитие этого призвания;
3) Упорный труд при подготовке к занятиям, постоянное научное и педагогическое совершенствование;
4) Пополнение психолого-дидактических знаний.
Кстати сказать, упорный труд при подготовке к занятиям — это то, что недооценивается рядом преподавателей. А выдающиеся педагоги всегда придавали большое значение именно этому моменту. Так, например, проф. Космодемьянский, начав преподавание, завел себе две тетради: в одной коллекционировал интересные задачи и примеры, во второй записывал впечатление от прочитанных курсов, мысли к лекциям (особенно к первой и последней), оценки знаний студентов на экзаменах и цитаты любимых авторов — ученых, философов, писателей.
Работа над планами занятий дает возможность продумать не только их ход, но и связь с предыдущим и последующим материалом с точки зрения его дозирования и формирования умений и навыков. Записи, внесенные после занятия, помогают организовать следующее занятие и в целом способствуют совершенствованию календарных планов.
Подготовка к занятиям экономит и время преподавателя на занятиях, так как заранее продумывает, кого и о чем спросить. Естественно, каждый это делает по-своему, но главное — регулярная тщательная подготовка к каждому занятию. Можно писать развернутый план или конспект занятия, сжатый план или тезисы. Это зависит от опыта работы в вузе, способностей самого преподавателя, специфики предмета, ТСО и пр. Необходимо помнить, что студенты всегда видят и оценивают преподавателя, а преподаватель держит перед ними экзамен на каждой лекции, на каждом занятии.
Говоря об образе-характере современного преподавателя, нельзя не отметить особое значение внешнего вида преподавателя. Не случайно Антон Семенович Макаренко акцентировал внимание на внешности воспитателя, выражении его лица, интонации голоса, походке, одежде. Это все как бы внешняя сторона преподавателя, его форма, а его внутренней стороной, его содержанием является, несомненно, мировоззрение преподавателя, т. е. его система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, его основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В мировоззрении преподавателя отражены и его нравственные качества: его такт, педагогическое терпение, доброжелательность, открытость и т. п., все, что входит в понятие «педагогическая этика».
Непосредственно с мировоззрением связан и характер преподавателя. Тут уместно напомнить, что художник с плохим характером может создать хорошую картину, композитор с плохим характером может создать прекрасное музыкальное произведение, но преподаватель с плохим характером работать не может. Он становится обузой для своих коллег, нетерпим студентами и в конечном итоге портит жизнь самому себе.
Функции преподавателя вуза.
Основные функции преподавателя вуза:
1) Производство знаний, т. е. проведение научных исследований, осуществление опытно-конструкторских разработок, проведение экспертизы, внедрение в производство и т. п.
2) Передача знаний или проведение учебного процесса на всех уровнях, включая повышение квалификации специалистов, внешнее консультирование.
3) Распространение знаний, иными словами, подготовка учебных и методических материалов, научных и педагогических статей, монографий и т.п.;
4) Оказание услуг государственным и частным предприятиям и т.д.;
5) Воспитание студентов и развитие их способностей.
Все функции преподавателя важны, но за рубежом приоритет отдается второй функции, т. е. передаче знаний, а также умений, ибо знания и умения рассматриваются в единстве. Четвертую функцию возлагают обычно на тьюторов в Англии, на туторов — в Германии, своего рода кураторов, помогающих студентам в решении их учебных и жизненных проблем.
В России же приоритет второй функции рассматривается в динамике взаимодействия всех функций преподавателя. Причем, обобщая оценки экспертов и студентов, наш преподаватель должен обладать следующими качествами:
- интеллектом выше среднего уровня;
- психической уравновешенностью;
- способностью обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студентов;
- повышенным уровнем активности;
- искусством устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами;
- педагогической прозорливостью;
- готовностью пойти на риск.
3.4. Образ-характер студента.
Ну а теперь займемся образом-характером студента.
1. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, надменна, невыдержанна, просто ужасна».
2. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
3.«Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Не правда ли, порой приходится слышать нечто подобное и даже читать о современной молодежи, напоминающее вышеприведенные высказывания?
Первая точка зрения принадлежит Сократу (470-399 гг. до н.э.), вторая Гесиоду (около 720 г. до н.э.). Однако и они не родоначальники подобной традиции: автор третьего высказывания — египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. Итак, проходили века и тысячелетия, а молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, несмотря на «злокозненность» ее вечных продолжателей — молодых, но и достичь огромных успехов, свидетелями которых мы являемся. В чем же дело? Неужели старшее поколение всегда не понимало и не знало молодежь? Конечно, нет. Но тогда откуда разные по времени и довольно близкие по сути суждения? Очевидно, по разным причинам.
Bo-первых, молодежь неоднородна и наряду с передовой частью в ней всегда были представлены и отрицательные типы, которые вели себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим.
Во-вторых, в среде старших поколений тоже были и есть люди разные: одни хулили молодежь, оправдывая таким образом свою бесцельно растраченную молодость, другие — чтобы оправдать свое не слишком нравственное настоящее, третьи — поддаваясь влиянию известного стереотипа: «Раньше и солнце ярче светило, и вода холоднее была», четвертые — в силу определенного возрастного консерватизма, привычки к стандартам поведения
Но в каждом поколении были и есть люди, и их большинство, которые прекрасно понимают, что каждое новое поколение, вбирая в себя опыт и культуру всех предыдущих, не может быть хуже своих предшественников. Мало иметь оптимистический взгляд на подрастающее поколение. Необходимо знать его, знать его особенности, знать то, что отличает и что сближает его со взрослыми. В принципе, это должен знать каждый взрослый, ибо детей и молодежь воспитывают все взрослые. Особенно важно знать это тем, для кого воспитание — основной вид деятельности, — педагогам».
Рассмотрим особенности нашей молодежи вообще и студентов в частности. На их личностном формировании несомненно сказываются изменения, происходящие как в обществе в целом, так и с молодым человеком в отдельности:
1) Изменяется семья. Малодетных семей — большинство, значит иной стала педагогическая ситуация. Меняется и распределение свободного времени родителей. Все больше его идет на повышение квалификации, на работу и меньше — на воспитание детей.
2) Повысилось материальное благосостояние. Получая все, имея с детства в изобилии игрушки, одежду, они стали меньше непосредственно участвовать в общественно-полезном труде. За последние 25-30 лет рост расходов на девятиклассника в среднем увеличился в 3 раза, на одиннадцатиклассника — в 4.
Этот расход обгоняет рост доходов семьи. Гардероб девушки - одиннадцатиклассницы в среднем в 2 раза превышает стоимость гардероба матери. Для ребят стало нормой иметь не только необходимое, но и то, что недавно еще было предметом роскоши: магнитофоны, фотоаппараты, видеоаппаратура, очень хорошее спортивное, туристическое снаряжение. Посмотрите, как ребята одеваются не только на прогулку в город или дискотеку и т.п., но и в колледж или в вуз, все самое дорогое, самое лучшее. И они не задумываются, что для каждого случая уместна своя одежда, что все это было бы хорошо, если бы сопровождалось ростом требований к их трудовой деятельности в общественном и семейном хозяйстве и к их учебе в учебном заведении.
3) Студент вуза, колледжа или техникума претерпевает некоторые психологические изменения, ведущие к изменению его эмоциональной жизни. Вот три рычага, которые меняют эмоциональную жизнь студента:
а) изменение жизненного статуса (был школьником, стал студентом);
б) перестройка уровня притязаний и формирование адекватной самооценки (получив первую стипендию, считает себя независимым от родителей. Растратив ее за 1—2 дня, понимает свое место в жизни);
в) изменение жизненной перспективы.
Говоря об особенностях студентов вуза, нельзя не отметить, что юноши меньше стараются согласовать себя с преподавателем. Особенно это касается 17-летних выпускников школ. В этом возрасте человек еще растет, а развивающийся организм неустойчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Он особенно остро реагирует на большие физические и умственные нагрузки, если он к ним не подготовлен. В этом возрасте юноши стремятся к самостоятельности, чаще излагают материал по-своему. И пусть вас не раздражает, даже если эта самостоятельность облекается иногда в дерзкую форму. Дерзость — это их ширма, ей надо противопоставить вежливость, и все станет на свои места. Девушки более конформны, чаще повторяют за преподавателем материал слово в слово, и это мало радует. Хотелось бы видеть у них больше смелости, свободы в обращении с наукой меньше ученичества (школярства). Часто девушки довольствуются ролью только исполнителей. В этом качестве они даже лучше и надежнее юношей. Однако им не хватает уверенности в своих силах, в праве быть самостоятельными. Учитывая эти особенности юношей и девушек, видимо, в институте следует воспитывать в юношах чувство дисциплинированности, которая во многом является надежной гарантией успешности обучения, а в девушках воспитывать чувство самостоятельности и активности своих действий.
Однако как юношам, так и девушкам не хватает трудолюбия, они не привыкли к длительным нагрузкам. И причина этого в следующем: знания, приобретенные школьниками, доставались им с минимальным духовным напряжением (кино, радио, телевидение, популярная литература, выставки, многочисленные контакты, общение и т. д.). «Информационная осведомленность такого рода носит поверхностный характер, но создает у школьников убеждение, что знания, в том числе и в высшей школе, также можно приобретать легким путем, без планомерного напряжения умственного труда». В основе перевоспитания таких ребят должно лежать убеждение, что для получения глубоких знаний нужен труд.
При составлении планов обучения, комплекса упражнений, цикла лекций и т.п. необходимо учитывать психологические особенности студентов вуза, влияющие на их обучение в вузе вообще и на обучение данной дисциплине в частности. О двух особенностях мы уже говорили, это особенности зрительного анализатора и склонность к использованию формул, таблиц и т.п..
Ho основной особенностью студентов является их интеллектуальное развитие. В вузе, как известию, учатся люди в возрасте 17—25 лет. Исходя из исследований физиологов и психологов (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. Н. Соколов, А. Н. Леонтьев, В. Г. Ананьев и др.), можно считать основным критерием интеллектуального развития взрослого человека не просто способность усвоить сумму определенных знаний (это критерий интеллектуального развития младших школьников, как показали исследования Д. В. Эльконина и В. В. Давыдова), а способность аналитически, самостоятельно и творчески мыслить при оперировании накопленными знаниями.
Наши студенты — взрослые люди, чувствительные в эти годы ко всякой фальши, как на словах, так и в поступках. Влиять на них может только личность преподавателя, преданного делу, долгу, бескорыстно заинтересованного в будущем своих воспитанников.
Студенты очень внимательно следят за преподавателями. Так, по данным Н. В. Кузьминой, основанным на исследовании в ЛГУ, на первой лекции более 60% студентов изучают лектора по внешним данным: речь, свобода движений и манера говорить, эмоциональность, увлеченность, убежденность. Из них: 34% судят о лекторе по внешним данным; для 17% важен характер отношения лектора к студентам, видит ли лектор студента, на каких лицах фиксирует свое внимание; 8% судят о лекторе по содержанию лекции, читает он лекцию по конспекту или без него; для 25% студентов оказалось значимым мнение старшекурсников о лекторе.
Постоянно проводится много исследований, чтобы выяснить, чего хотят от нас студенты. Это можно обобщить следующим образом:
— эмоциональность, отсутствие контакта со студентами;
— жизнерадостность, свободная манера общения.
Опытные преподаватели знают, что студенты, как правило, дают верную и объективную оценку преподавателю. Это подтвердил и экспресс-опрос 730 студентов Ленинградского горного института. Студенты выделили 28 наиболее значимых для них «характеристик личных качеств и особенностей ведения преподавателями учебного процесса: доброжелательность, заинтересованность своим предметом, совпадение слова и дела, терпение, оптимизм, культура взаимоотношений, требовательность, объективность, творческий подход к делу, компетентность, стремление помочь студенту в овладении знаниями, способность видеть в студенте личность, образность и яркость изложения, умение разрядить обстановку на лекции, способность заинтересовать аудиторию, ясность объяснения материала, громкость и отчетливость речи и пр.».
Кроме того, как показывает многолетний опыт преподавания в вузе, там, где преподаватель не боится узнать о себе мнение своих студентов, там эффективность их обучения и воспитания будет всегда выше.