Имена собственные являются названиями
1) единичных предметов
2) групп однородных предметов
3) любых групп слов
4) и единичных предметов, и групп однородных предметов
5. Выберите верное утверждение.
1) Имена собственные всегда пишутся с маленькой буквы.
2) Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
3) Имена нарицательные всегда пишутся с большой буквы.
4) Имена нарицательные не используются в современном языке.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Когда в лесу (Б/б)елоруссии я разговаривал с бабочка-ми о том, чей нос лучше, бабочка-адмирал, между прочим, сказала, что есть бабочки, у которых язык на ноге. (2)Если бы я уже не был подготовлен ко всяким неожиданностям, то, наверное, и не поверил. (3)Но это, оказывается, действитель-но так. (4)И еду на вкус такая бабочка пробует ногой! (5)Кто не верит, пусть наберётся терпения и понаблюдает за траур-ницей или адмиралом. (б)Наблюдать можно около (Б/б)ерёзы или (Д/д)уба, у которых на коре ранка. (7)Из ранки вытекает сладкий сок, который любят многие бабочки. (8)Вот около такого дерева и надо спрятаться, вооружившись биноклем. (9)Тогда ты увидишь: подлетел адмирал, сел... (Ю)Как-то странно сел — прямо на вытекающий сок. (11)Во всяком слу-чае, одна ножка обязательно попадёт в сок. (12)И обязатель-но средняя или задняя. (13)И только после этого в сладкую жидкость опустится хоботок. (14)(Б/б)абочка «наступила» в сок, выяснила: да, это то, что нужно. (15)И тотчас же развер-нулся свёрнутый в спираль хоботок. (16)3начит, язык — то есть устройство, которое помогает бабочке выяснить, какая перед ней еда, — на средней или задней ноге.
(17)Поймай одну из них и подержи дня два-три в короб-ке без пищи, а потом осторожно посади её на край блюдца с подслащённой водой. (18)Но держи её так, чтоб ногой она не смогла дотронуться до воды, а хоботком, при желании, мог-ла бы до неё дотянуться. (19)Бабочка не обратит внимания на воду. (20)А теперь дай ей возможность «попробовать» воду но-
гой. (21)И ты увидишь, как сразу же после этого развернётся хоботок, и голодная бабочка примется сосать сладкую воду.
(22)Тут уж сомнений быть не может — нога «подсказала» ей вкус пищи.
(Ю. Дмитриев)
1. Какое из выделенных существительных является именем собственным? Выпишите его.
2. Какое из выделенных существительных является одушев-лённым? Выпишите его.
3. Какие из | предложений 8 - 1 6 содержат доказательства |
того, что у бабочки-адмирала язык на ноге? Запишите но- | |
мера этих | предложений. |
ТЕСТ 38. МОРФОЛОГИЧЕСКИМ РАЗБОР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. Укажите строку, в которой перечислены только существи-тельные.
1) утка, унты, угольный
2) бритва, бодрость, бежевый
3) труд, трудный, трудиться
4) глупость, гражданство, галоп
2. Укажите строку, в которой перечислены только существи-тельные мужского рода.
1) плетень, перстень, путь
2) плеть, полено, пельмень
3) пламень, платье, пряжка
4) полдень, племя, папа
3. Укажите строку, в которой перечислены только существи-тельные женского рода.
1) лебедь, колодец, дупло
2) вензель, энциклопедия, молодёжь
3) медаль, сирень, Кубань
4) поросль, шампунь, Суздаль
4. Укажите строку, в которой перечислены только существи-тельные среднего рода.
1) молоко, повидло, варенье
2) кофе, какао, суфле
3) лимонад, сок, мороженое
4) желе, вода, кисель
5. Укажите вариант, в котором верно охарактеризовано су-ществительное (по) улице.
1) существительное в род. пад. мн.ч.
2) существительное в предл. пад. ед.ч.
3) существительное в дат. пад. ед.ч.
4) существительное в твор. пад. мн.ч.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)В первый день Раджи даже не взял мясо, которое ему дал служитель. (2)Не ел он несколько дней. (З)Наконец голод сделал своё дело. (4)Рыча и оглядываясь по сторонам, тигр крадучись присел на передние лапы и стал есть мясо. (5)Он ел неспокойно, всё время отрываясь от еды, готовый каждую секунду броситься.
(б)Раджи ел так всегда, всё то время, которое жил в Зоо-парке. (7)Другие тигры, получив свою порцию мяса, тут же ложились, а этот только приседал. (8)Он ел в клетке так же, как на свободе.
(9)При каждом резком движении кого-либо из сто-явших у клетки людей он с рёвом бросался на решётку. (Ю)Нескоро понял, что сделать ничего не может, и пере-стал обращать внимание даже на тех посетителей, которые его дразнили.
(11)По ночам не спал лишь один Раджи. (12)Он метал-ся по клетке и громко мяукал. (13)Его голос всегда мож-но было отличить от голосов других тигров — столько в нём было тоски. (14)Однажды ночью во львятнике, в той комнате, где готовили для зверей корм, работал печник. (15)Утром, когда пришёл служитель, печник попросил по-казать ему зверя, который всю ночь так кричал, что «душу вывернул». (16)Служитель сразу догадался, что разговор идёт о Раджи. (17)Повёл печника к клетке и показал ему тигра. (18) Долго и внимательно разглядывал печник тигра, его седую голову, жёлтые глаза...
(19) — Видно, по воле тоскует, — сказал он задумчиво.
(5. Чаплина)
1. Из предложения 5 выпишите существительные в форме в.п. ед.ч.
2. Запишите начальную форму выделенного существительно-го из предложения 9.
3. Определите род и падеж существительного из предложе-ния 7, которое имеет форму только единственного числа.
ТЕСТ 39. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО
МНОЖЕСТВЕННОГО ИЛИ ТОЛЬКО
ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ПРАВОПИСАНИЕ О - £ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. Укажите строку, в которой все слова — существительные, имеющие только форму единственного числа.
1) молодость, скорость, трость
2) кость, бодрость, локоть
3) юность, леность, полость
4) мудрость, ловкость, злость
2. Укажите строку, в которой все слова — существительные, имеющие только форму множественного числа.
1) брюки, сливки (молочные), санки
2) ворота, колена, глаза
3) сани, сени, тени
4) чернила, удила, колокола
3. Укажите строку, в которой все существительные употре-блены в форме множественного числа.
1) игры, стужей, воде
2) (о) фильмах, сторонами, (к) портретам
3) скобками, окраска, (в) вазах
4) леденцов, портретом, (о) книгах
4. После шипящих и Ц в окончаниях существительных
1) под ударением пишется О, без ударения — Е.
2) под ударением пишется Е, без ударения — О.
3) независимо от ударения — О.
4) независимо от ударения — Е.
5. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) над задач..й, под кольц..м, репортажам
2) над дворц..м, плащ..м, у горц..в
3) юношей, из чертеж..й, марш..м
4) гвардейцев, шалаш..м, полотенцам
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
Незнакомый голосок
(I)В полдневную жару всё стихает и прячется в тень. (2)Спрятался и я.
(З)Тихо в горах. (4)Вдруг слышу: на опушке леса, в густом кусту запищала какая-то птичка. (5)И всё на одном месте.
(б)Подхожу ближе и вижу: в кусту, как в тесной кле-точке, прыгает рыжегрудая заряночка. (7)Птичка эта мне хорошо знакома, но голосок такой у неё первый раз слы-шу. (8)И кричит не вовремя: другие птицы спрятались от жары и молчат. (9)Заряночка всё прыгала на одном месте, как привязанная, и голосок у неё был странный-странный. (Ю)Вдруг она отчаянно вскрикнула, соскочила вниз и смолкла.
(II)Я подошёл к кусту, но птичка не вылетела. (12)Я раз-двинул ветки и сквозь очки увидел... змею! (13)В пасти её была зарянка.
(14)Я придавил змею прикладом, схватил её сзади за шею и поднял на воздух. (15)3мею такую я видел впервые. (16)Короткая, толстая, как обрубок, и на носу — чешуйча-тый рог.
(17)Это была ядовитая гадюка-носорог. (18)Она выворачи-валась из моих пальцев, злобно шипела, неподвижные глаза её устрашающе мерцали.
(19)И я подумал: может, и заряночка увидела змею впер-вые, заглянула в её мерцающие глаза. (20)3ашлось у неё
сердчишко от страха, закричала она не своим голосом и ста-ла прыгать вперёд — назад, вперёд — назад, всё ближе и ближе к чудовищу. (21)Тут змея её и схватила.
(Я. Сладкое)
1. Из предложений 11 - 15 выпишите существительные, кото-рые имеют либо форму только единственного, либо только форму множественного числа.
2. Из предложений 17 - 19 выпишите существительное с ор-фограммой «О-Е после Ц в окончаниях существитель-ных». Обозначьте условие выбора данного написания.
3. Образуйте форму множественного числа выделенного су-ществительного (предложение 14), не изменяя падежа это-го слова. Запишите получившуюся форму.
ТЕСТ 40. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. В какой строке перечислены существительные 3 склонения?
1) ширь, гладь, синь
2) стынь, наледь, голубь
3) прорубь, конь, боль
4) ноль, король, олень
2. Укажите вариант с правильной характеристикой приве-дённых слов.
1) удачей — сущ. 1 скл., грозой — сущ. 2 скл.
2) рожью — сущ. 3 скл., (в) журнале — сущ. 2 скл.
3) диван — сущ. 2 скл., кроватью — сущ 2 скл.
4) голубь — сущ. 3 скл., мосты — сущ. 2 скл.
3. В какой строке все слова — несклоняемые существи-тельные.
1) пальто, очки, склон
2) Сочи, кафе, метро
3) глина, горе, поле
4) кофе, желе, жаркое
4. Склонение существительных определяется по форме
1) именительного падежа множественного числа
2) родительного падежа единственного числа
3) винительного падежа множественного числа
4) именительного падежа единственного числа
5. В какой строке приведены примеры существительных всех типов склонения?
1) арбуз, ангина, Астрахань
2) балет, брошь, Бобров
3) ворон, ворона, Воронеж
4) глина, голубь, Гданьск
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Перепела кричат повсюду. (2)Голоса их перекликаются, порою даже сливаются в какую-то непрерывную щёлкающую трель.
(З)Утренняя свежесть и чистота воздуха придают им осо-бую звонкость. (4)Теперь уже совсем не разобрать, у кого чище голос. (5)Да тут ещё и другие певцы мешают: из при-речных кустов, из болотистых зарослей слышатся скрипучие голоса коростелей. (6)«Дрррр, дрррр!..» — громко скрипят они, словно раздирают на части туго натянутую материю. (7)Из болота им вторят горластые лягушки. (8)А с вышины бесконечной звенящей трелью сыплется песня жаворонков.
(9)Вот и берёзовый перелесок, прямо за ним нужно оста-новиться.
(Г. Скребицкий)
1. В каком из предложений 1 - 4 есть два существительных 3 склонения? Напишите номер этого предложения.
2. Определите склонение существительного — названия пти-цы из предложения 5.
3. Из предложений 7 - 8 выпишите все существительные 2 скло-нения, поставив их в начальную форму.
ТЕСТ 41. ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Часть 1
1. Выберите правильное утверждение.
1) Окончание -Е пишется у существительных 1 скл. в д.п. и п.п. (кроме существительных на -ИЯ) и у существитель-ных 2 скл. в п.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ).
2) Окончание -И Ы пишется у существительных 1 скл. в р.п. и у существительных 2 скл. в р.п., д.п. и п.п.
3) Окончание -Е пишется у существительных 1 скл. в р.п. и у существительных 3 скл. в р.п., д.п. и п.п.
4) Окончание -И Ы пишется у существительных 1 скл. в д.п. и п.п. (кроме существительных на -ИЯ) и у су-ществительных 2 скл. в п.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ).
2. Выберите правильное утверждение.
1) У существительных ж.р. на -ИЯ в р.п., д.п. и п.п. единственного числа пишется на конце -ИЕ.
2) У существительных ж.р. на -ИЯ в р.п., д.п. и п.п. единственного числа пишется на конце -ИИ.
3) У существительных м.р. на -ИЙ и у существительных ср.р. на -ИЕ в тв.п. ед.ч. пишется на конце -ИМ.
4) У существительных м.р. на -ИЙ и у существительных ср.р. на -ИЕ в п.п. ед.ч. пишется на конце -ИЕ.
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о талант.., в столети..
2) в ботинк.., к парти..
3) о парикмахер.., с образованием
4) в случа.., о ванил..
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
1) в тетрад.., на тетрадк..
2) по пропис.., о порци..
3) на вол.., к деревн..
4) в арми.., в календар..
5. В какой строке у обоих существительных правильно опре-делён падеж?
1) на станции (п.п.), к цели (д.п.)
2) из города (в.п.), у брата (р.п.)
3) с сестрой (т.п.), о выборе (в.п.)
4) из полиции (д.п.), с шарфом (п.п.)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Язык у некоторых бабочек находится на средней или задней ноге.
(2)Однако язык на ноге — штука редкая, и есть он не у всех бабочек, а лишь у бабочек семейства нимфалид. (3)К этому семейству относится траурница, адмирал, крапивница, переливница, шашечница, дневной павлиний глаз, ленточник и перламутровка.
(4)Ты видел больших ночных бабочек? (5)Ну, например, бражников, языканов? (6)Если бы они пробовали еду но-гой, им обязательно приходилось бы садиться на цветки. (7)Ну, а какой цветок выдержит такую бабочку? (8)Далеко не всякий!
(9)Эти бабочки и не садятся на цветки. (Ю)Они пробуют пищу как-то иначе. (11)И достают нектар на лету, вися в воз-духе и опуская в чашечки цветов свой длинный хоботок.
(12)Когда я сам об этом узнал, то почему-то сразу подумал о бабочке, которая называется большой ночной павлиний глаз. (13)Сколько же такой громадине — размах её крыльев достигает 15-16 сантиметров — надо еды?! (14)Оказывается, эта бабочка всю свою жизнь — а живёт она много дней — ничего не ест! (15)У неё не только языка на ноге нет — у неё вообще нет рта.
(Ю. Дмитриев)
1. Из предложения 2 выпишите существительные в форме родительного падежа.
2. Определите падеж выделенного существительного (предло-жение 13).
3. Из предложений 9 - 12 выберите такое, в котором есть су-ществительные в.п. и п.п. Запишите номер этого предло-жения.
Имя прилагательное
ТЕСТ 42. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО
Часть 1
1. Имя прилагательное — это
1) служебная часть речи, служащая для соединения слов в словосочетания
2) самостоятельная часть речи, которая обозначает пред-
мет и отвечает на вопросы к т о ? ч т о ?
3) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й ?
ч е й ?
4) самостоятельная часть речи, которая обозначает дей-
ствие предмета и отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь ?
ч т о с д е л а т ь ?
2. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, числам и лицам
2) по родам, числам и падежам
3) по числам и лицам
4) числам и падежам
3. Укажите неверное утверждение
1) В предложении имена прилагательные могут быть ска-зуемыми. Имена прилагательные согласуются с имена-ми существительными.
2) Прилагательные имеют тот же корень, что и имена су-ществительные, от которых они образованы.
3) Прилагательные ставятся в том же роде, числе и паде-же, что и существительные, к которым они относятся.
4) Прилагательных в предложении столько же, сколько и существительных.
4. В какой строке все слова — прилагательные?
1) грациозный, грациозно, громко
2) высокий, высоко, высь
3) беговой, бежать, бег
4) алый, авторский, алтайский
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о цветущ..й вишн.., в последнем местоимени..
2) к убаюкивающей песн.., о пропавшей телеграмм..
3) о выигравш..й команд.., в ближайш..м санатори..
4) к весенн..й свадьб.., о дальн..й авиаци..
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(I)Привезли Раджи зимой 1925 года. (2)В тот первый год, когда Зоопарк только начал пополняться животными после тяжёлых лет разрухи и голода. (З)Раджи был первый бен-гальский тигр, полученный нами, и, конечно, каждому хоте-лось его посмотреть...
(4)Около клетки Раджи свисала на шнуре яркая лампа, и я могла хорошо разглядеть тигра. (5)Самыми интересными мне показались его глаза. (6)Они были совсем не такие, как у остальных львов и тигров, которые жили в Зоопарке. (7)У тех зверей глаза были коричневатые, а у Раджи светлые, буд-то янтарь. (8)Глаза Раджи невольно обращали на себя внима-ние и придавали ему выражение неукротимой свирепости.
(9)Хорошо разглядела я и большую седую голову тигра, его сильное, мускулистое тело и огромный рубец, который пересекал полосатую спину. (Ю)Судя по рубцу, рана была страшная, и как он её перенёс, я даже не могла представить.
(II)Было уже поздно — часы пробили два часа, и я при-легла на скамейку. (12)Не знаю, дремала я или спала, но каж-дый раз, когда открывала глаза, встречала пристальный взгляд зверя и слышала его глухое рычание. (13)Он по-прежнему на-
ходился в углу клетки, прижавшись животом к полу, каждую секунду готовый к прыжку. (14)Прыжком на решётку и диким рёвом встретил он утром служителя, пришедшего на работу.
(В. Чаплина)
1. В каких предложениях первых трёх абзацев содержится описание тигра? Запишите номера этих предложений.
2. Из предложений третьего абзаца выпишите словосочета-ния «прилагательное + существительное», в которых при-лагательные помогают описать внешний облик тигра.
3. Определите род, число и падеж прилагательного из пред-ложения 8.
ТЕСТ 43. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. В каком варианте ответа указана правильная последова-тельность действий при определении окончания прилага-тельного.
A. Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательно-го в этой форме
Б. Определить, к какому существительному относится прилагательное
B. Подставить для проверки вопросительное слово какой?
Г. Определить род, число и падеж этого существительного
и прилагательного
1) | Б, | Г, | А, | В. | 3) | В, | Г, | А, | Б. |
2) | А, | Б, | Г, | В. | 4) | В, | А, | Б, | Г. |
2. Окончанияприлагательные в какой форме нельзя проверятьвопросом?
1) в форме женского рода в п.п. и р.п.
2) в форме среднего рода в д.п. и т.п.
3) в форме мужского рода в и.п. и в.п.
4) в формах всех родов и падежей
3. В окончаниях имён прилагательных после шипящих пи-шется
1) под ударением О, без ударения Е
2) под ударением Е, без ударения О
3) независимо от ударения Е
4) независимо от ударения О
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) о ранн..м картофел.., в утренн..м неб..
2) о вечерн..м ча.., со скорейш..м выздоровлением
3) о поступившем распоряжение, об осенн..м дождик..
4) о дальн..й деревн.., в соседн..м санатори..
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о весенн..м дожд.., перед решающ..й встреч..й
2) о завтрашн..м пут.., в син..м мор..
3) о ранн..й слав.., в дальн..м плавани..
4) о трёхсторонн..м союз.., в действующем профилактори..
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Летом на утренней зорьке Володя вставал первый раз в жизни, и как это было чудесно! (2)Городок ещё спал непро-будным сном, даже собаки не лаяли. (З)Они лежали, свернув-шись калачиком, возле калиток и только изредка вздрагива-ли и ворочались во сне.
(4)Крыши домов, сараев, заборы — всё мокро, всё блестит от обильных капель ночной росы. (5)И над всем этим — над домами, над пожарной каланчой, над старым городским са-дом — прозрачно синело чистое предутреннее небо. (б)Из-за заборов тянуло свежим запахом огородной зелени; особенно сильно пахло укропом.
(7)Городок спал. (8)Не спали одни воробьи. (9)Они пере-пархивали в палисадниках, отряхивали отсыревшие от росы пёрышки и чирикали как-то нехотя, ещё спросонья.
(Ю)Сергей Иванович и Володя свернули в переулок, веду-щий круто вниз, и спустились к речке. (11)Она была тихая, слегка подёрнутая дымкой тумана. (12)Кое-где на поверхно-сти изредка расплывались круги; рыба начинала играть.
(13)В уголке возле дощатого мостика старичок рыболов уже раскидывал удочки.
(Г. Скребицкий)
1. Из предложения 5 выпишите существительное небо с зави-симыми от него прилагательными. Определите род, число и падеж этих слов, выделите окончания прилагательных.
2. Из предложения б выпишите словосочетание «прилага-тельное + существительное», оба слова в котором м.р. ед.ч. т.п.
3. В предложении 10 найдите существительное, которое обо-значает предмет, характеризуемый прилагательным ти-хая из предложения 11. Запишите получившееся слово-сочетание в форме женского рода единственного числа предложного падежа.
ТЕСТ 44. ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Часть 1
1. Укажите строку, в которой правильно описаны особенно-сти изменений кратких прилагательных.
1) не склоняются
2) не склоняются, но изменяются по числам, а во множе-ственном числе — по родам
3) склоняются, как полные прилагательные
4) не склоняются, но изменяются по числам, а в един-ственном числе — по родам
2. В какой строке все слова — краткие прилагательные?
1) быстр, угловат
2) могуч, туч
3) пригож, корж
4) усидчив, лучик
3. В какой строке правильно указаны характеристики при-лагательных из предложения:
Своими слабыми клювами и лапками корольки не могли защищаться от свирепых сов.
1) слабыми — ед.ч. т.п., свирепых — мн.ч. р.п.
2) слабыми — мн.ч. т.п., свирепых — мн.ч. р.п.
3) слабыми — мн.ч. п.п., свирепых — мн.ч. п.п.
4) слабыми — мн.ч. т.п., свирепых — ед.ч. д.п.
4. У какого прилагательного не образуется краткая форма?
1) ленивый
2) храбрый
3) заботливый
4) стеклянный
5. Укажите верную синтаксическую характеристику прила-гательного из предложения:
Там небеса и воды ясны.
1) прилагательное является дополнением
2) прилагательное является определением
3) прилагательное является сказуемым
4) прилагательное является обстоятельством
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Вот проснулся глухарь и сказал — «дак!». (2)Он тоже не знает, что мы близко. (З)Голос его спокоен и чист.
(4)Глухарь прислушался к тишине и снова сказал: «дак!». (5)Потом он запел. (б)Глухариная песня — это колдов-ство! (7)В ней ни лихости, ни звонкости. (8)В ней скрипучий деревянный ритм, глухая лесная силища, дикая красота. (9)Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костя-ным стуком разворачивает широкий веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багряные брови, а чёрная бородка топор-щится и трясётся. (Ю)Он, как шаман, самозабвенно колдует и бормочет заклинания. (11)И околдованный охотник, как заведённый, то шагает, то прыгает под эту песню, забыв обо всём. (12)Песня зовёт, манит, ведёт по ночному лесу, делает с охотником что хочет. (13)Она утихнет — и охотник за-мрёт и перестанет дышать. (14)Песня зазвучит — и охотник сожмётся, как тугая пружина. (15)«Точение» — и охотник срывается с места, прыгает в чащобу, в сопящий под ногами мох. (16)Опять перемолчка — и опять охотник замер; он бо-
ится дышать, боится стука своего сердца.
(17)Страшная сила у этой песни. (18)Она поднимет с по-стели, она не даст покоя, она поведёт в чёрный насторожен-ный лес. (19)Песня ведёт охотника, песня командует им: он пленник песни.
(Н. Сладкое)
1. Из предложений 2 - 6 выпишите краткие прилагательные.
2. Из предложений 5 - 9 выпишите прилагательные, которые не образуют краткую форму.
3. Определите род, число, падеж прилагательного из предло-жения 12.
Глагол
ТЕСТ 45. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Часть 1
1. Выберите верный вариант определения глагола как части речи.
1) Самостоятельная часть речи, которая обозначает пред-мет и отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь ? ч т о с д е -
л а т ь ?
2) Самостоятельная часть речи, которая обозначает дей-
ствие предмета и отвечает на вопросы | к т о ? | ч т о ? | |
3) | Самостоятельная часть речи, которая обозначает пред- | ||
мет и отвечает на вопросы к а к о й ? | ч е й ? | ||
4) | Самостоятельная часть речи, которая обозначает дей- | ||
ствие предмета и отвечает на вопросы | ч т о | д е л а т ь ? |
ч т о с д е л а т ь ?
2. Как изменяются глаголы?
1) по временам и числам
2) по видам
3) по падежам
4) по лицам и падежам
3. В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?
1) в прошедшем и настоящем
2) в настоящем и будущем
3) в будущем и прошедшем
4) не изменяются
4. В каком времени глаголы изменяются по родам и числам?
1) в прошедшем
2) в настоящем
3) в будущем
4) не изменяются
5. От чего зависит написание -ТЬСЯ ТСЯ в глаголах?
1) от времени глагола
2) от вида глагола
3) от вопроса, на который отвечает глагол
4) от лица глагола
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(I)Для песни кукушке нужен звонкий лесок: чтобы голос стал упруг и звучист. (2)Есть в лесу такие уголки; всё там звенит — и птицы и ветер.
(З)Любят кукушки чужие годы считать. (4)Уж и дроздам надоест свистеть, утонут кусты в ночном тумане, а они всё кричат да кричат.
(5)Стоим мы в звонком борке, и над нами кричит кукуш-ка. (б)Сидит она на чёрной сосне, над которой дрожит звезда. (7)Сидит и кланяется зелёной заре: чуть приподнятый хвост, чуть обвислые крылья и набухшее толстое горло. (8)Это уме-лый крикун.
(9)Сосновый борок подхватывает крик и мчит к заре за зуб-чатую полосу леса. (10)А оттуда отвечает ему другая кукушка.
(II)Все другие кукушки умолкли, а наша кричит: уж больно соперник упрям, не одолеть никак!
(12)Давно мы со счёта сбились, давно разгадали тайну от-ветного крика. (13)Вторит нашей кукушке не соперник, а лес-ное далёкое эхо, перекликается она сама с собой, сама себя хо-чет перекричать. (14)Жить бы да слушать, слушать да жить!
(Н. Сладкое)
1. Из предложений 3 - 5 выпишите все глаголы в неопреде-лённой форме.
2. В каком из предложений 11-14 все глаголы употреблены
в неопределённой форме. Напишите номер этого предло-жения.
3. В каком из предложений 2 - 6 употреблено наибольшее ко-личество глаголов? Запишите номер этого предложения и количество использованных в нём глаголов.
ТЕСТ 46. ВИД ГЛАГОЛА.
БУКВЫ Е - ИВ КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Часть 1
1. Как определяется вид глагола?
1) по слову, которое зависит от глагола
2) по слову, от которого зависит глагол
3) по вопросу
4) по значению глагола
2. В какой строке все глаголы одного вида?
1) свернёт, выжигает, нарисует
2) плывёт, убирает, расстелет
3) рисует, выскажет, читает
4) звенит, убирает, смотрит
3. От чего зависит выбор гласной Е или И в корнях с чередо-ванием?
1) от вопроса
2) от последующего суффикса
3) от значения слова
4) от смысла высказывания, в котором употреблён глагол
4. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) нат..реть, подб..рать, отд..ру
2) выб..рать, зап..рать, заб..рать
3) взб..раться, бл..стеть, т..реть
4) бл..стать, зап..р, зам..рло
5. В какой строке все слова — глаголы совершенного вида с пропущенной гласной Е?
1) уб..ру, вымерли, соб..рут
2) забирают, расст..лет, запирают
3) выст..лают, зад..рают, отб..рут
4) избирает, выб..рет, отд..рёт
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Небо сияет — глаз не поднять. (2)И в этом сиянии, не-видимо, летят с юга на север птичьи песни. (З)Летят в оди-ночку и стайками: никому их не видно, но всем слышно.
(4)Медленно тонут в набухшем снегу нагретые солнцем хвоинки, чешуйки и щепки. (5)Синицы собирают на снегу оттаявших комаров и мух. (б)Услышав летучие песни, сини-цы скачут вверх по стволу, с сучка на сучок, всё выше и выше, как по ступенькам винтовой лестницы. (7)Вот и ело-вый шпиль: дальше синее небо, белое сияние... (8)Ничего не видать. (9)Разве песни увидишь?
(10)А песни летят, домой торопятся — песня за песней, одна за другой. (И)Журчащие как ручейки.
(12)Осенью птицы улетают молча: были и нет. (13)Или кричат унылыми прощальными голосами. (14)А весной каж-дая пичужка звенит. (15)Не видя, узнаешь. (16)Вон та — тря-согузка, а это — зарянка. (17)А эта, что летит и журчит, — жаворонок. (18)Близкая сердцу птица: песнь и полёт!
(19)По липкой пашне бегают скворцы и кричат чибиси-ными голосами. (20)Видно, устали чибисы в пути, и сквор-цы обогнали их. (21)На лету подхватили чибисиные унылые крики и унесли их с собой. (22)А может, налетела на чибисов беда, может, снежные вихри заломили им крылья и понесли по земле. (23)Не долетела бы песня домой, если бы не сквор-цы. (24)Весна — вот и торопятся песни домой. (25)Песни спе-шат наперегонки. (26)Песни летят как на крыльях!
(if. Сладкое)
1. Из предложений 4 - 7 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.
2. Из предложений 7 - 11 выпишите глаголы, определите их вид.
3. Из предложений 12 - 17 выпишите глагол совершенного вида.
ТЕСТ 47. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА:
ПРОШЕДШЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЁН
Часть 1
1. Укажите неверное утверждение.
1) Для образования прошедшего времени обычно использу-ется суффикс -JI-.
2) Глаголы могут употребляться только в формах прошед-шего и настоящего времени.
3) Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
4) В прошедшем времени перед суффиксом -JI- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.
2.Укажите неверное утверждение.
1) Глаголы могут употребляться в формах прошедшего, настоящего и будущего времени.
2) Формы настоящего времени имеют только глаголы не-совершенного вида.
3) Будущее время имеет три формы: простую, составную и сложную.
4) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое, от глаголов несовершенного вида — будущее сложное время.
3. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме настоящего времени.
1) растит, выращивает, вырастает
2) вырастит, прорастит, рос
3) вырастет, расти, растил
4) растить, расту, пророс
4. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме прошедшего времени.
1) строит, построит, строить
2) пристроить, строил, стройка
3) пристройка, строительство, построю
4) застроил, выстроил, пристроил
5. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме будущего времени.
1) буду писать, пишет, запись
2) писать, будет записывать, писарь
3) напишет, запишу, буду расписывать
4) спишу, списать, списывает
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 . (1)Разрешение на ловлю перепела было получено; нужен
был только один, но зато самый голосистый.
(2)Не раз на вечерней заре бродил Сергей Иванович с Во-лодей в заречных лугах. (З)Шли не спеша, останавливались, присаживались у дороги, слушали. (4)Тут и там звонко кри-чали — отбивали зорю — перепела. (5)Но какой же из них са-мый голосистый? (6)Этот вопрос разрешить было совсем нелег-ко: кричали примерно все одинаково. (7)Однако это так только может казаться несведущему человеку. (8)Зато ухо Сергея Ивановича улавливало тончайшие оттенки в их голосах.
(9)Вон тот, у речного затона, громко «бьёт», да голос не-чист, с хрипотцой. (10)А этот, возле овражка, какой-то тре-скучий, звонкости нет. (И)Значит, опять не годится.
(12)Разбирался ли в этом и Володя, кто его