Имена собственные и нарицательные

— Придумайте клички зверятам-ученикам. (Лисенок Мудрик, еж Умняжка, зайчик Попрыгунчик, белочка Милашка.)

— Мудрик — имя собственное или нарицательное? (Собст­венное.)

— Белочка - имя собственное или нарицательное? (Нарица­тельное.)

— Какую букву показывает ученикам учитель Сова?

Сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником.

Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак-помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!»

— Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание.

— Так в чем же состоит отличие звуков от букв?

Начинаем знакомиться с буквами и звуками.

3. Знакомство со звуком [а]

— Что просит произнести врач, когда осматривает горло боль­ного человека? (А-а-а.)

— Какой у меня цветок в руках? (Астра.)

(Учитель выделяет звук [а] в слове «астра».)

— С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?

— Посмотрите на с. 21 «Азбуки», какого цвета астры.

— Проведем звуковой анализ слова «аист».

— Как мы обозначаем твердые и мягкие согласные звуки? Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным

цветом.

— Проанализируйте слова «утка», «лиса».

— Почему на схеме в таблице есть красный цвет? синий? зе­леный?

— От чего зависит количество слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)

— Где мы слышим звук [а] в словах? Слова такие: арбуз, бара­бан, аист, аквариум, вода, ветер, кошка, мята.

— Кто запомнит больше слов со звуком [а]? (Текст JI. Яхнина.) Август. Алые астры. Аромат акаций.

— Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ана­насы!

Антоновка! Анисовка! Апорт!

Aппетитный август.

v Физкультминутка

VI Продолжение работы по теме урока

(Мри знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обознача­ть ю г звук, с которого начинаем произносить слово. Например, аист, барабан, волк и т. д. Также вывешиваются образцы правиль­ного написания буквы.)

Кто знает эти буквы А, а?

Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на с. 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему? (Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.)

Они обозначают гласный звук [а], который может быть удар­ным или безударным.

(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». 11собходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки

*(С)разуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с глас­ным — это прямой слог.)

— А кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [а]? (Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.)

— Поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски.

А. А. А. А! А! А! А? А? А?

— Пропойте гласный звук [а], используя музыкальный ряд.

— Определите место звука [а] в словах «кошка», «шар».

— Сегодня мы начинаем работать с частью 2 Прописей. От­кройте с. 3.

— Что девочка говорит врачу? (А-а.)

(Проводится анализ начертания строчной буквы а. Сравнивается письменная буква а с печатной. Трудность заключается в том, что она состоит из двух элементов.)

— Обратите внимание на округлость формы буквы. (Написание элементов буквы по контуру.)

Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабо­чей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь ведем наклонную линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.

— А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а. (Далее заранее подготовленные дети рассказывают стихи.)

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

А. Шибаев Вот два столбика наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

(Написание двух строк сдвоенной буквы аа. Далее учитель проводит слого-звуковой анализ слов «мама», «папа», «бабушка». Дописывание буквы а в этих словах. Соотнесение этих слов со схемами слов, в которых гласные звуки обозначены красным цветом.)

— Ответьте на вопросы, которые находятся в синих рамочках в верхней части с. 21 учебника.

— Что нового вы узнали на уроке? (Гласный звук [а] может быть в словах ударным или безударным.)

— Выполните задания, которые отмечены красными кружками^

— Научимся писать заглавную букву А.

(Сначала пишутся элементы буквы.)

— Откройте Прописи на с. 4 и начните писать букву А снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем в сторону за буквой.

— Прочитаем пословицы внизу с. 20.

(Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.)

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Прочитаем стихотворение на с. 21.

— Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву/! во всех словах стихотворения.

— Посмотрите, на ленте букв на с. 23 буква А занимает самый первый прямоугольник.

(Учитель предлагает заучить хором стихотворение Н. Коста ' рева со с. 21.)

— Откройте учебник на с. 22. Рассмотрите иллюстрации к сказкам «Айболит» и «Сестрица Аленушка и братец Ива нушка».

— Кто пришел лечиться к доктору Айболиту?

— Это имена собственные или нарицательные?

— Одушевленные или неодушевленные?

— Как вы думаете, о чем говорит с ними доктор?

— Для чего нужны врачи в наше время?

— Кто из вас обращался к врачам за помощью? В каких случаях это происходило?

— Насколько важна эта профессия для людей?

— Выполните задание под первым красным кружком. (Одинаковое количество звуков, букв, разное количество слогов, потому что в словах разное количество гласных звуков.)

— На чем сидит Аленушка?

— Почему Аленушка плачет?

— Опишите, как одета Аленушка.

— Одеваются ли так дети в наше время?

— Почему случилась беда с ее братцем Иванушкой?

— Почему нужно слушаться советов старших?

— Составьте предложение про Аленушку из двух слов. (Аленушка плачет.)

— Распространите это предложение до трех, четырех и более слов.

— Напишите буквы Л, а на с. 4 Прописей.

(Затем учитель проводит звуко-буквенный анализ слов Анна», «Алик», «мак».)

— Откройте «Азбуку» на с. 22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее. (Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.)

(Дети обозначают перестановку схем стрелками.)

— В какой части находится в этих словах звук [а]?

— Ребята, почему все любят цветы?

— По какому поводу можно дарить цветы?

— Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?

Ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому ими подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают весной ландыши, поступают очень плохо.

VII. Подведение итогов урока

— С какой буквой русского алфавита вы познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Понравился ли вам урок?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки «Лиса и волк» по иллюстрациям («•Азбука», с. 23).

Урок 1 3. Гласная буква О

Задачи: познакомить учащихся с буквами О, о; учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; формировать умение четко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.

Обучение УУД: умение строить доказательство; находить не­обходимую информацию в учебнике; объяснять смысл пословиц и правильно применять их в речи; самостоятельно решать постав­ленную учителем задачу.

Пропедевтика: представление об экологии, Красной книге, бережном отношении к природе.

Ход урока

Наши рекомендации