Главные условия организации работы над проектом
1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной технологии, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу.
3. Определенный уровень владения знаниями по предмету учащимися.
4. Продуманность всех этапов работы над проектом. Доступность информации о ходе проекта.
5. Результативность деятельности, создание итогового продукта в ходе совместной деятельности. Рефлексия.
Приложение 2
Рекомендации по подготовке проектной исследовательской работы
При написании проектной исследовательской работы можно пользоваться следующей схемой:
· Сформулируйте цель и задачи работы в соответствии с выбранной темой
· Составьте план работы.
· При изучении литературы и источников выделите основные идеи и положения, выводы, доказательства и аргументы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
· Классифицируйте выписки, сделанные при изучении материалов. При этом не забывайте указывать выходные данные источника (автор, название источника, место и год издания, номер страницы).
· Проанализируйте собранный материал и сделайте обобщения. Литературно оформите работу.
Примерная структура работы
1. План или оглавление с указание страниц, глав, разделов.
2. Введение (обоснование выбора темы).
3. Основная часть.
4. Заключение (выводы и обобщения, практическое значение работы)
5. Список использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, дается характеристика литературы и источников, формулируется цель и определяются задачи исследования.
В основной части исследования излагается содержание проблемы. Эта часть обычно делится на две-три (реже - четыре) главы. Не следует гнаться за обилием вопросов. Это может привести к неглубокому, поверхностному освещению материала. Нужно стремиться к логической стройности изложения содержания. Все исследование должно представлять единую цепь доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, его различные аспекты. При этом между разделами продумайте связки-мостики для сохранения единства и целостности работы.
В заключительной части следует изложить выводы, к которым автор пришел в результате изучения проблемы, дать самоанализ реализации целей, а также раскрыть практическое значение проведенного исследования.
Работа должна быть правильно оформлена, пронумерованы страницы, сокращение слов не допускается, текст должен быть разделен на логические части-абзацы, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами, таблицами.
· На титульном листе указываются: тема работы, фамилия, имя автора и научных руководителей, а также рецензента (полностью), класс, школа.
· При необходимости к работе оформляются приложения (документы, иллюстрации, таблицы, и т. д.).
· Объем работы – 3-6 страниц (начальная школа), 10- 25 страниц (средняя и старшая школа) машинописного текста. При этом объем приложений может быть любым.
· Текст печатается только на одной стороне листа.
При оценке проектной исследовательской работы учитывается:
· Знания и умения ученика на уровне требований стандарта в конкретной образовательной области (знание фактического материала, усвоение общих идей, представлений, понятий).
· Широта кругозора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению.
· Глубина проникновения в проблему, по которой велась работа.
· Владение основами исследовательской деятельности (умение грамотно определить цели и задачи исследования, выделить методы, провести эксперименты, проанализировать первоисточники, оформить результаты).
· Способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу исследуемой проблемы.
· Проявление творческих способностей при решении задач исследования.
· Способность во время публичной защиты кратко и грамотно изложить суть работы.
· Участие в диалоге, способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы членов комиссии.
· Культура речи (культура устной речи, культура письменного изложения материала)
· Культура оформления материалов работы.
Этапы работы над проектной исследовательской темой
I. этап: организационный (к ноябрю)
1. Выбор темы исследования и научных руководителей.
2. Подготовка обоснования выбора темы.
3. Определение предмета и цели исследования.
4. Поиск и ознакомление с литературой и источниками по теме.
II. этап: (к январю)
- Изучение и характеристика литературы и источников по теме.
- Написание черновика первого раздела.
III. этап: (к марту)
Подготовка черновика второго и последующих разделов работы.
IV. этап: заключительный (к маю)
1. Переработка материала по согласованию с руководителями и написание текста работы.
2. Подготовка наглядности и выбор формы демонстрации, а также приложений.
Предзащита в форме сообщения на научно-практической конференции в школе.
3. Подготовка к защите (написание автореферата) Переработка материала по согласованию с руководителями
4. Представление работы рецензенту за 10 дней до защиты.
5. Публичная защита.
Приложение 3
Настоящее Приложение определяет статус, цели и задачи, порядок и сроки проведения внутришкольного Фестиваля учебных проектов (ФУП).
I. Общие положения.
Проектная методика – педагогическая технология нового образования.
1. Целью ФУП является
-стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем;
-умение практически применять полученные знания;
-развивать рефлекторное или критическое мышление, интеллектуальные способности учащихся;
-выявить одаренных учащихся;
-повышать качество образовательного процесса.
2. Задачи ФУП
· повышение мотивации учеников к процессу обучения;
· популяризация среди учащихся учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· формирование банка данных одаренных учащихся для дальнейшего создания условий развития их способностей, интересов, склонностей;
· популяризация педагогического опыта.
II. Организация и проведение ФУП
1. Порядок организации и проведения ФУП. Состав организационного комитета и экспертной группы определяется и утверждается директором школы.
В состав организационного комитета входят директор школы, заместители директора по УВР, председатели МО;
2. Оргкомитет ФУП разрабатывает порядок оценивания участников, оказывает методическую помощь, информирует участников образовательного процесса о проведении ФУП, подводит его итоги, награждает победителей.
3. Экспертная группа осуществляет оценивание участников ФУП, учитывая мнения всех членов педагогического коллектива.
4. За организацию и проведение ФУП отвечает заместитель директора по УВР.
5. Участниками ФУП являются педагоги, курирующие проектную деятельность учащихся, учащиеся 1-11 классов.
6. Защита учебных проектов осуществляется в той очередности, которая установлена в плане заседаний МО.
7. Защита работ допускается в различных формах:
· устное сообщение автора/авторов (не более 10 минут)
· презентация проекта (не более 10 минут)
· клип, журнал, стенгазета
8. Сроки проведения и подведения итогов ФУП: октябрь – май каждого учебного года
III. Награждение победителей
1. По окончании ФУП оргкомитет и экспертная группа определяют победителей ФУП, занявших I, II, III места.
2. Победитель и призеры награждаются грамотами, участие педагогов учитывается при распределении фонда доплат и надбавок.