Упражнение «Подбери картинку»
Цель:Продолжать знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь.
Оборудование:Цветные картинки: цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветастый, цветущий (см. приложение).
Ход упражнения
Дети, отвечая на вопрос педагога, подбирают картинки и выставляют на доску.
Воспитатель:
— Как можно назвать цветок ласково? Цветочек.
— А еще как можно назвать? Цветик.
- Назовите место, где сажают цветы? Цветник.
— Как называется человек, который выращивает цветы? Цветовод.
— Как называют продавщицу цветов? Цветочница.
— Как называют карандаши разного цвета? Цветные.
— Как называют поднос с пестрым, ярким узором из цветов? Цветастый.
— Как называют луг, на котором цветут цветы? Цветущий.
Упражнение «Родственники»
Цель:Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование:Схемы слов.
Главное слово
(цветок)
Ход упражнения
1-й вариант: Педагог читает родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант:Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Варианты предложений:
* На лугу растут красивые цветы.
* Цветочница подарила девочке яркий цветок.
* Весной в саду происходит бурное цветение.
* Пчелы носят в улей цветочный нектар.
* Тетя надела на голову цветастую шаль.
Упражнение «Вспомни-назови»
Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Цветоводство по душе нашей бабе Даше
У нее цветник в саду — нет милей и краше.
Баба Даша — цветовод, знай себе, хлопочет,
У нее всегда цветет не один цветочек.
Вмае будет вся сирень белая, цветущая,
А бабуленька у нас — цветочница поющая.
Закружит затем пион запахом пьянящим.
Белый цвет, бордовый цвет — праздник настоящий.
Утром весь в росе цветок,
Днем прикроет глазки.
Видит он цветные сны из волшебной сказки.
Любит баба больше всех тот пион глазастый,
Сшила фартучек себе весь такой цветастый.
(Павлова Т.С.)
Упражнение
«Составь из слов предложения»
Цель:Учить составлять предложения по опорным словам; развивать слуховую память и внимание.
Ход упражнения
Педагог читает детям слова, они составляют из них предложения.
* Луг, на, расти, цветы, яркие. На лугу растут яркие цветы.
* Лиза, цветочек, рвать, мама, для. Лиза сорвала цветочек для мамы.
* Дом, около, наш, цветник, быть. Около нашего дома был цветник.
* Продавать, цветочница, букеты, яркие, цветы. Цветочница продавала яркие букеты цветов.
* Мама, купить, цветные, дочь, карандаши. Мама купила дочке цветные карандаши.
* Бабушка, надеть, шаль, цветастая. Бабушка надела яркую цветастую шаль.
* "Весна, расцветать, сад, в, сирень. Весной в саду расцветает сирень.
* Лето, луг, на, цвести, ромашки. Летом на лугу цветут ромашки.
Упражнение «Разгадай кроссворд»
Цель:Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, навыки чтения.
Ход упражнения
Инструкция: Отгадайте загадки.Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое слово. (Цвет)
Г | |||||||||
Загадки
1.Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
2.Маленький расточек, стебелек,
А наверху... (цветочек)
З.А я люблю цветочки
И с леечкой вожусь.
Мои друзья — цветочки,
На них не н&тяжусъ. (Цветовод)
4. Это что за поляна?
За нею ухаживает Яна.
Цветов там много, и на миг
Ворона села на ... (цветник)
Ребусы
Цель:Учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов.Совершенствовать навыки чтения.Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование:Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: 1.Прочитай слово (запиши), расположив буквы по цифрам.
Е В О К Г Ц
3 2 5 6 4 1
(цветок)
Н К В И Е Т Ц
5 7 2 6 3 4 1
(цветник)
К Т Е В И Ц
6 4 3 2 5 1 (цветик)
2.Составь слово по первым звукам названий картинок.
Упражнение «Перескажи рассказ»
Цель:Учить находить в тексте и запоминать родственные слова Продолжать закреплять навыки пересказа связного текста..
Ход упражнения
Инструкция:
— Чтение детям текста.
— Беседа по его содержанию.
— Разбор незнакомых слов.
— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.
Оля рассматривала дома цветныекартинки,. Она увидела из окна красивые, яркие цветы.Девочка вышла во двор и подошла к цветнику.За ним ухаживала цветоводтетя Аня. На плечах у нее был цветастыйплаток. Над цветамипорхали пестрые бабочки. Они садились на цветкии пили цветочныйнектар. Оля любовалась цветущимирастениями.
60
Литература:
1. В.В. Коноваленко Родственные слова, М., 2004г.
2. Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, «Союз», С-Пб.,1999г.
3. Л.Г. Парамонова Стихи для развития речи, С-Пб.,1998г.
Содержание
Введение.........................................................................................3
Группа, слов родственных слову «САД».....................................5
Группа, слов родственных слову «ГРИБ».................................13
Группа слов, родственных слову «ДОЖДЬ»............................19
Группа слов, родственных слову «СНЕГ».................................26
Группа слов, родственных слову «ЗИМА»................................30
Группа слов, родственных слову «МОРОЗ»..............................35
Группа слов, родственных слову «ВОДА».................................39
Группа слов, родственных слову «РЫБА».................................48
Группа слов, родственных слову «ЦВЕТОК»...........................53
Приложение 1
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»..............................................................59
Литература....................................................................................61
Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В.