Упражнение «Подбери слово к схеме»

Цель:Продолжать учить образованию родственных слов по опорным схемам.

Оборудование:Схемы слов.

Упражнение «Подбери слово к схеме» - student2.ru

Ход упражнения

1-й вариант.Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок состав­ляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

Упражнение «Как ты понимаешь?»

Цель: Учить объяснять семантику слов. Закрепить понятие «родственные слова».

Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и объясните значение слова.

РЫБЕШКА Маленькая рыба.
РЫБИНА РЫБИЩА Рыба большого размера.
РЫБАК РЫБОЛОВ Человек, который ловит рыбу
РЫБАЧОК Маленький рыбак.
РЫБАЧКА Женщина-рыбак.
РЫБАЧИТЬ Ловить рыбу.
РЫБНЫЙ (суп) Суп, сваренный из рыбы.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Учить подбирать слова, подходящие по смыслу.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову РЫБА.

— Утром с удочками мы пойдем на ... рыбалку.

— Уха — это суп из ... рыбы.

— Папа поймал в пруду большущую... рыбину.

— В аквариуме плавают маленькие... рыбки.

— На берегу реки ловит рыбу... рыбак (рыболов).

Упражнение «Вспомни-назови »

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там — рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Все подкармливают рыбу

Ибез дела не сидят.

Ты ловись, рыбешка, рыбка,

Не зевай!

Червячков, личинок, блесны —

Все хватай!

Будут ведра рыбы полные у всех

. И раздастся у реки веселый смех.

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

Наловили рыбы много — красота!

Накормили даже кошку и кота.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

(Кулакова Т.В.)

Упражнение «Небылицы»

Цель:Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зри­тельное внимание, мышление, связную речь.

Оборудование:Сюжетные картинки (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошиб­ки.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель:Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части со словом рыба.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, послушайте слова, назовите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. Рыба, рынок, рыбак, рыбалка. Рыбина, рыбешка, окунь, рыбка. Рыболов, рыба, работник. Рыбачка, море, рыбачить, рыбий.

Ребусы

Цель:Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное воспри­ятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:Карточки-задания.

Ход упражнения

Инструкция: Разгадай ребус. Запиши слово.

Упражнение «Подбери слово к схеме» - student2.ru

Упражнение «Подбери слово к схеме» - student2.ru

Цветок, цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветы, цветной (карандаш), цветущий (луг), цветастый (сарафан), цвести, цветоводство.

«Лишние» слова: клумба, роза, лейка.

Наши рекомендации