Интеллектуальная саморегуляция.Интеллектуальная саморегуляция - это следующий этап снятия стресса.

Ø Остановка мысли. Современный человек с утра до ночи решает проблемы, звонит по телефону, принимает решения, обсуждает варианты. Находясь наедине с собой, он продолжает диалог; но уже внутри себя.

Дайте отдохнуть своему мыслительному аппарату. Остановите внутренний диалог, возьмите ментальную паузу. Ментальная пауза - это состояние, находясь в котором Вы не отвлекаетесь на повседневные мысли и способны легко сосредоточиться на интересующем Вас предмете. Чтобы достичь внутренней тишины, применяйте следующую последовательность действий.

Понаблюдайте за потоками мыслей, которые текут в вашем сознании.

Обратите внимание своим ясным бодрствующим сознанием на то, как много хаоса и ненужных мыслей у Вас в голове.

Представьте, что эти мысли - громкие голоса, мешающие Вам сосредоточиться.

Мягким усилием волн остановите этот поток, скажите себе: «я останавливаю этот ноток мыслей».

Остановив все мысли, слушайте тишину.

Представьте, что Вас окружает океан, и Вы слушаете его безмолвное дыхание. Побудьте в этом пространстве тишины, напитываясь могучей энергией безмолвия.

Если возникают какие-нибудь мысли, мягко убирайте их. Возвращайтесь к активному слушанию тишины. Эта практика незаменима для тех, кого одолевают тяжелые мысли. Работая с ней. Вы заметите, что со временем Вам станет проще сосредоточиться на какой-нибудь конкретной проблеме. Вы перестанете отвлекаться.

Ø Аффирмации. Ни для кого не секрет: вначале было слово, и именно слова создают мир вокруг нас. Можно сказать, что с помощью слов Вы создаете себя и свое будущее. Аффирмация - это положительное словесное убеждение, некая формула качества, которое Вы хотите приобрести. Работа с аффирмациями - это создание базовых положительных мыслей, на основе которых строится вся логическая цепочка. Для борьбы со стрессами используйте следующиеаффирмации:

Я полон сил. Я здоров. Я спокоен.

Усталость проходит, меня наполняют бодрость, энергия и радость.

Я расслаблен.

Я одобряю себя.

Каждое препятствие - это драгоценный урок.

Я полностью контролирую себя.

Чтобы аффирмация «заработала», ее нужно повторить 300-400 раз. Находясь в состоянии внутренней тишины. Вы ни на что не отвлекаетесь. Вдумывайтесь в каждое слово, в его значение в этом предложении, пытайтесь проникнуть в глубинный смысл аффирмации как единого целого, а не как совокупности слов.

После проведения тренингового модуля каждому испытуемому предлагаются следующие рекомендации и упражнения для самостоятельной работы.

Навыки чтения:

Ø Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме (если есть) - получите представление о книге.

Ø Анализ. Задумайтесь, для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги необходимую информацию за короткий промежуток времени.

Ø Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.

Ø Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.

Ø Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

Навыки запоминания:

Ø Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.

Ø Вводные предложения. Задерживаем на них внимание в каждом абзаце, особенно если абзацы большие.

Ø Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.

Ø Сигнальные фразы типа: подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит… - не пропустите их, они говорят о важном.

Ø Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы. Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Приемы запоминания:

Мнемоника - искусство запоминания, система приемов, которая помогает удержать в памяти запоминаемые объекты путем образования внешних ассоциативных связей.

Пример (литература): часто мы путаем кланы, к которым принадлежали герои Шекспира. Одна фраза: «Мой Ромео», - крикнула Джульетта», - поможет навсегда запомнить, что Ромео Монтекки, а Капулетти - Джульетта.

Пример (русский язык): чтобы правильно написать слово ВИНЕГРЕТ, нужно подумать, что он такой же красный, как вино.

Пример (биология): анаболизм - процесс образования сложных веществ из простейших компонентов, катаболизм - процесс распада сложных органических веществ на более простые: можно придумать подсказку: анаболизм - Аня строит, катаболизм - Катя рушит.

«Мышление заголовками» - по первым буквам заголовков какого-либо плана составляем аббревиатуру.

Например, навыки чтения, которые приводились выше, можно запомнить как ОАОАР, а навыки запоминания - КВАСС (Ключевые фразы, Вводные предложения, Авторские выводы, Сигнальные фразы, Схемы).

Кинезиологическиеупраженения для активизации познавательных процессов:

Ø Вытянуть вперед руку с раскрытой ладонью. Прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.

Ø Стоя нарисовать правой рукой круг по часовой стрелке, а одновременно левой ногой - круг в противоположную сторону. Повторить, поменяв руку и ногу.

Ø Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом «Во». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, сменив руки.

Упражнения для включения в работу после отдыха:

Ø Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавить фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Поменять руки.

Ø Большим пальцем правой руки нажать на середину левой ладони. С нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. То же самое с другой рукой.

Ø Написать свое имя головой в воздухе.

Как не надо сдавать экзамен:

Ø Не спешите! Ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату.

Ø Четко определите, что от вас требуется! Многие студенты дают прекрасные ответы, но…не на поставленные вопросы.

Ø Планируйте время, возьмите с собой часы! Много времени тратится на подробное написание ответов по первым вопросам, а последний решается наспех, либо остается без ответа вообще.

Ø Будьте внимательны! Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно.

Подведем итоги:

Ø Живем по режиму.

Ø Умеем работать с книгой.

Ø Знаем приемы запоминания.

Ø Чувствуем себя уверенно (Это ваш огромный плюс).

Наши рекомендации