Интеллектуальная саморегуляция.Интеллектуальная саморегуляция - это следующий этап снятия стресса.
Ø Остановка мысли. Современный человек с утра до ночи решает проблемы, звонит по телефону, принимает решения, обсуждает варианты. Находясь наедине с собой, он продолжает диалог; но уже внутри себя.
Дайте отдохнуть своему мыслительному аппарату. Остановите внутренний диалог, возьмите ментальную паузу. Ментальная пауза - это состояние, находясь в котором Вы не отвлекаетесь на повседневные мысли и способны легко сосредоточиться на интересующем Вас предмете. Чтобы достичь внутренней тишины, применяйте следующую последовательность действий.
Понаблюдайте за потоками мыслей, которые текут в вашем сознании.
Обратите внимание своим ясным бодрствующим сознанием на то, как много хаоса и ненужных мыслей у Вас в голове.
Представьте, что эти мысли - громкие голоса, мешающие Вам сосредоточиться.
Мягким усилием волн остановите этот поток, скажите себе: «я останавливаю этот ноток мыслей».
Остановив все мысли, слушайте тишину.
Представьте, что Вас окружает океан, и Вы слушаете его безмолвное дыхание. Побудьте в этом пространстве тишины, напитываясь могучей энергией безмолвия.
Если возникают какие-нибудь мысли, мягко убирайте их. Возвращайтесь к активному слушанию тишины. Эта практика незаменима для тех, кого одолевают тяжелые мысли. Работая с ней. Вы заметите, что со временем Вам станет проще сосредоточиться на какой-нибудь конкретной проблеме. Вы перестанете отвлекаться.
Ø Аффирмации. Ни для кого не секрет: вначале было слово, и именно слова создают мир вокруг нас. Можно сказать, что с помощью слов Вы создаете себя и свое будущее. Аффирмация - это положительное словесное убеждение, некая формула качества, которое Вы хотите приобрести. Работа с аффирмациями - это создание базовых положительных мыслей, на основе которых строится вся логическая цепочка. Для борьбы со стрессами используйте следующиеаффирмации:
Я полон сил. Я здоров. Я спокоен.
Усталость проходит, меня наполняют бодрость, энергия и радость.
Я расслаблен.
Я одобряю себя.
Каждое препятствие - это драгоценный урок.
Я полностью контролирую себя.
Чтобы аффирмация «заработала», ее нужно повторить 300-400 раз. Находясь в состоянии внутренней тишины. Вы ни на что не отвлекаетесь. Вдумывайтесь в каждое слово, в его значение в этом предложении, пытайтесь проникнуть в глубинный смысл аффирмации как единого целого, а не как совокупности слов.
После проведения тренингового модуля каждому испытуемому предлагаются следующие рекомендации и упражнения для самостоятельной работы.
Навыки чтения:
Ø Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме (если есть) - получите представление о книге.
Ø Анализ. Задумайтесь, для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги необходимую информацию за короткий промежуток времени.
Ø Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
Ø Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
Ø Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.
Навыки запоминания:
Ø Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
Ø Вводные предложения. Задерживаем на них внимание в каждом абзаце, особенно если абзацы большие.
Ø Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
Ø Сигнальные фразы типа: подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит… - не пропустите их, они говорят о важном.
Ø Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы. Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.
Приемы запоминания:
Мнемоника - искусство запоминания, система приемов, которая помогает удержать в памяти запоминаемые объекты путем образования внешних ассоциативных связей.
Пример (литература): часто мы путаем кланы, к которым принадлежали герои Шекспира. Одна фраза: «Мой Ромео», - крикнула Джульетта», - поможет навсегда запомнить, что Ромео Монтекки, а Капулетти - Джульетта.
Пример (русский язык): чтобы правильно написать слово ВИНЕГРЕТ, нужно подумать, что он такой же красный, как вино.
Пример (биология): анаболизм - процесс образования сложных веществ из простейших компонентов, катаболизм - процесс распада сложных органических веществ на более простые: можно придумать подсказку: анаболизм - Аня строит, катаболизм - Катя рушит.
«Мышление заголовками» - по первым буквам заголовков какого-либо плана составляем аббревиатуру.
Например, навыки чтения, которые приводились выше, можно запомнить как ОАОАР, а навыки запоминания - КВАСС (Ключевые фразы, Вводные предложения, Авторские выводы, Сигнальные фразы, Схемы).
Кинезиологическиеупраженения для активизации познавательных процессов:
Ø Вытянуть вперед руку с раскрытой ладонью. Прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.
Ø Стоя нарисовать правой рукой круг по часовой стрелке, а одновременно левой ногой - круг в противоположную сторону. Повторить, поменяв руку и ногу.
Ø Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом «Во». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, сменив руки.
Упражнения для включения в работу после отдыха:
Ø Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавить фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Поменять руки.
Ø Большим пальцем правой руки нажать на середину левой ладони. С нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. То же самое с другой рукой.
Ø Написать свое имя головой в воздухе.
Как не надо сдавать экзамен:
Ø Не спешите! Ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату.
Ø Четко определите, что от вас требуется! Многие студенты дают прекрасные ответы, но…не на поставленные вопросы.
Ø Планируйте время, возьмите с собой часы! Много времени тратится на подробное написание ответов по первым вопросам, а последний решается наспех, либо остается без ответа вообще.
Ø Будьте внимательны! Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно.
Подведем итоги:
Ø Живем по режиму.
Ø Умеем работать с книгой.
Ø Знаем приемы запоминания.
Ø Чувствуем себя уверенно (Это ваш огромный плюс).