Саморегуляция психических

СОСТОЯНИЙ УЧИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Не менее популярна в настоящее время регуляция психиче-ского состояния с помощью нейролингвистического программи-рования. Данный раздел подготовлен по материалам, разрабо-танным Г.Дьяконовым, который считает, что одна из важных особенностей труда учителя заключается в том, что учителя фак-тически являются «сезонными рабочими» — такими, которые не мигрируют. Эта аналогия основьшается на хорошо известном фак-те, как энергия и энтузиазм учителей в первые недели учебного года постепенно снижаются, выдыхаются, особенно перед кани-кулами. Исследования психологов подтверждают, что самочув-ствие и состояние учителя имеют предел ресурсов психического здоровья и, чтобы прожить двенадцать месяцев в году, они дол-жны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнять, восстанавливать. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может бо-лее осознанно и эффективно распределять свои силы в течение каждого дня, недели, месяца и целого учебного года.

Одним из распространенных стереотипов житейской психо-гигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия (хобби). Число их обычно ограничено, так как у боль-шинства людей есть не больше одного-двух хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы и следующее упражнение поможет это сделать любому, кто захочет воспользоваться ресур-сами своей психики.

УПРАЖНЕНИЕ 1

1. Выпишите 3—5 видов деятельности, при выполнении кото-рых Вы хорошо себя чувствуете.

2. Попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных Вами видов деятельности (или попросите кого-либо задать Вам эти вопросы):

а) выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми или она осуществляется в одиночестве?

б) где выполняется эта деятельность, каковы окружающие факторы, какие из них помогают Вам, а какие мешают осущест-влять эту деятельность?

в) имеет ли эта деятельность внешний или внутренний фо-кус (т.е. требует ли она больше внимания за внешними событи-ями или предполагает внутреннее сосредоточение?)

г) является ли она преимущественно визуальной (зритель-ной), аудиальной (звуковой) или кинестетической (связанной с телесными ощущениями, ощущениями движения, мышечного на-пряжения, дыхания, сердцебиения и т.п.)?

д) требует ли эта деятельность каких-либо материальных условий, средств, реквизитов?

е) какие из Ваших органов чувств получают преимущест-венный отдых во время этой деятельности?

ж) какие аргументы и контакты с другими людьми Вам нуж-ны, чтобы заняться этой деятельностью?

3. Ответив на эти вопросы по каждому из 3—5 видов деятель-ности, найдите значимые компоненты, которые дают Вам удов-летворение от занятий данной деятельностью. Запишите их, срав-ните с компонентами, которые дают удовлетворение в других видах деятельности.

В результате выполнения этого упражнения, как правило, вы-ясняется, что можно получать удовлетворение не только от од-ного-двух видов любимых деятельностей, а следовательно, что возможностей и ресурсов для восстановления своих сил у Вас гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Это упражнение можно продолжить, если подумать (и жела-тельно записать), какие компоненты удовлетворения и пользы Вы получаете также и в видах деятельности, которые для Вас обычно как будто бы нейтральны. И, может быть, Вы сумеете найти элементы удовлетворения (вторичной пользы) даже в ви-дах деятельности, которые Вы не любите?!

Осознание того, что полезное и приятное на самом деле свя-зано не только с излюбленными видами занятий, может играть важную роль в более мудром отношении к любым видам дея-тельности.

Разнообразные состояния хронического стресса постоянно за-бирают энергию у человека, как бы раздробляют его психиче-ские силы, уменьшают органичность и естественность их прояв-ления. Познакомимся с двумя важнейшими процессами и состо-яниями сознания, необходимыми для саморегуляции стресса —

ассоциацией и диссоциаацией. Процесс ассоциации (и состояние ассоциированности) поэнимается как направленность сознания человека на себя, как егго включенность, связанность, слитность, захваченность собственшыми чувствами и переживаниями. На-против, процесс диссощиации (и состояние диссоциированно-сти) заключается в том,, что внимание и активность психики че-ловека направлены на івнешнее окружение, на деятельность, на других людей. В этом ссостоянии человек как бы отрывается от собственных чувств и переживаний, «забывает» о самом себе. В состоянии ассоциащии человек ощущает полноту и единство психических процессовз и телесно-физических состояний, в со-стоянии диссоциации ээта связь раскрывается (или задерживает-ся, сдвигается во времегни).

Как правило, ассощиированные состояния сознания связаны с эмоционально-положштельными переживаниями, а тревожные, напряженные, стрессовзые состояния приводят кдиссоциирован-ности. Однако иногда івозможна и отрицательная ассоциация^в случаях, когда человек : прочно привык к какой-то постоянной и мучительной боли — фшзической или душевной) и положитель-ная диссоциация (о котгорой речь пойдет ниже). Следует также различать непроизволыную, произвольную и вынужденную фор-мы ассоциации и дисссоциации.

Профессиональная ддеятельность часто требует от учителя дис-социированных состояіний, ибо, принимая множество решений, касающихся его воспитганников, он должен видеть мир их глаза-ми и чувствовать, как сони, и при этом почти совсем забывать о себе. Единственный сгпособ восстановить свои силы после пе-риода профессиональнсой диссоциации — это погрузиться в состо-яние ассоциации. Рассшотрим несколько упражнений, помогаю-щих выработать полезшые способы ассоциирования-диссоции-рования.

УПРАЖНЕНИЕ 2

1. Установите для себбя определенное время в течение несколь-ких дней и выполняйтее данное упражнение минут 5—10.

2. Поставьте кресло) или стул поблизости от открытой двери или окна, расположитеесь поудобнее, вдохните несколько раз по-глубже, расслабьте все ваши мышцы.

3. Чтобы уменьшить і влияние внешних факторов, закройте глаза и это усилит возможнсости других чувств. Позвольте всем запа-хам и звукам проходитгь через органы Ваших чувств неотфильт-

рованными и одновременно оставайтесь в настоящем (т.е. чув-ствуйте, думайте, переживайте то, что Вы чувствуете, думаете и переживаете).

4. После упражнения опишите устно или в дневнике (наблю-дений за своими состояниями), насколько Вы смогли сконцент-рировать внимание, когда Ваш мозг создавал картины и называл их, определите, что это были за стимулы (предметы, картины, запахи, звуки).

5. Попытайтесь дать себе отчет, можете ли Вы еще больше концентрироваться на внешних стимулах, избегая при этом ра-ционально-логических интерпретаций (т.е. сможете ли Вы боль-ше и сильнее чувствовать, ошущать вещи, предметы, не называя их, не отдавая себе отчета об их связях с другими, а воспринимая их целостно, до-рационально. Эти попытки обычно удаются не с первого дня, а начиная с 3—5 дней Ваших упражнений.

6. Сравните Ваше энергетическое состояние за время выпол-нения упражнения (улучшилось ли Ваше самочувствие, измени-лось ли настроение, уменьшилась или появилась тревога и т.п.). Не нужно добиваться того, чтобы каждый день непременно «улуч-шать» настроение, ибо рациональные установки только отдаля-ют развитие чувственных процессов психофизического равнове-сия и личностного ассоциирования.

7. У многих не сразу получается переход к видению и пережи-ванию только ассоциированных состояний, так как поначалу со-стояния ассоциированности могут перемежаться состояниями диссоциированности. Однако постепенно состояния ассоцииро-ванности должны вытеснять диссоциированные состояния и ста-новиться доминирующими.

8. Выполняя это упражнение несколько дней подряд, Вы по-лучите опыт переживания чувств и распознавания образов, ко-торые Вами овладевают в нормальном, нестрессовом состоянии. Таким образом, Вы создадите у себя чувственный образ Ваших положительно-ресурсных ассоциированных состояний. Опира-ясь на этот исходный фон ассоциированных состояний, Вы по-лучаете один из способов разряжения и угашения напряженных состояний и некоторых хронических стрессов.

УПРАЖНЕНИЕ 3

1. Для выполнения этого упражнения пригласите себе в по-мощники человека, с которым Вы чувствуете себя максимально спокойно и комфортно (друг, супруг).

2. Попросите его подготовить продукты так, чтобы Вы не зна-ли, чем именно он будет Вас угощать. Подскажите Вашему пар-тнеру, чтобы он позаботился о достаточно широком выборе вку-сов, запахов, температур, текстур, форм, объемов предлагаемых Вам блюд.

3. Затем Вы закрываете глаза и Ваш помощник-партнер пре-доставляет Вам все, что он приготовил (потчует, кормит, дает попробовать и т.д.) любыми способами. Все это происходит без слов, невербально. Вы при этом можете издавать любые звуки, но не должны произносить ни слова!

4. Это упражнение выполняется с уважением к партнеру и если его участники будут меняться ролями (в другие дни), то они получат хорошую возможность выразить друг другу свои чувства или хотя бы сделать опыт своих отношений более разнообраз-ным и богатым.

5. Цель этого упражнения — научиться концентрироватьеяна воспринимаемых стимулах и раздражителях настолько, чтобы избежать потребности отгадывать и называть все блюда и компо-ненты, из которых они состоят. Надо отдаваться полноте пере-живаний, чтобы, может быть, ощутить что-то новое как в про-дуктах, так и в собственных чувствах и состояниях, становящих-ся вашим ресурсом. Не беда, если Вам не удается полностью погрузиться только во вкусовые ощущения и Вы продолжаете называть (мысленно) то, что дегустируете. Но это значит, что пока для Вас затруднительно восхождение от рационально-вер-бальной диссоциированности к уровню чувственно-образной ас-социированности.

УПРАЖНЕНИЕ 4

1. Предложите Вашему партнеру (другу, супругу) взять Вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять Вам разнооб-разные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, тек-стур, температур и других характеристик реальных объектов, ис-пользуя Ваши кинестетические и аудиальные возможности.

2. Если Вы захотите снизить или подавить рационально-вер-бальную деятельность мозга (его левой половины), то можно по-пробовать считать в прямом или обратном порядке, в то время как будет происходить все остальное.

Рассмотренные упражнения на ассоциирование демонстри-руют принцип, подход к технике ассоциирования, но можно скон-

струировать и много других комплексов упражнений, создаю-щих основу для релаксации, психотехнической и эмоциональ-ной зарядки, позволяющих ослабить или преодолеть ситуации хронического педагогического стресса. Овладев техникой ассо-циирования на чувственно-предметном уровне, учитель сможет перенести ее на ассоциирование в различных социально-педаго-гических и личностно-смысловых ситуациях.

Часто, возвращаясь с работы, учитель ощущает, что он нужен детям, что они его понимают и любят, и хотя он отдает много сил, он чувствует «хорошую усталость». Но бывают дни, когда что-то не получается на уроках или падает дисциплина и тогда появляется «тягостная усталость», появляются мысли, что ты по-старел и т.п. В такой ситуации у учителя возникает эмоциональ-ное напряжение, он «зацикливается» на трудностях, оказывается во власти чувства вины и, несмотря на постоянную эмоциональ-но-психическую напряженность, не может выйти из «закоддо-ванного круга» личных проблем.

В такие дни и бывает полезно применять технику диссоции-рования, помогающую вырваться из «зацикливающей» последова-тельности причин и следствий, дистанциироваться от негативного переживания, от эмоциональных трудностей в педагогическом процессе.

Мы предлагаем упражнения, целью которых является выра-ботка и тренировка умения диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств.

Для выполнения этих упражнений нужно попросить кого-ли-бо не очень быстро прочитать Вам вслух следующие инструкции или записать эти инструкции на магнитофон и проводить трени-ровки индивидуально, самостоятельно. Еще лучше выполнять эти упражнения под руководством опытного человека, психолога, пси-хотерапевта.

УПРАЖНЕНИЕ 5

1. Удобно сядьте и сделайте два-три глубоких вздоха. Предо-ставьте Вашим глазам возможность спокойно рассматривать ок-ружающие предметы или постепенно закрываться.

А теперь подумайте, хотели бы Вы пересесть в другое место? Будет ли это место справа, слева, напротив, позади Вас? Будет ли оно выше или ниже места, на котором Вы сейчас сидите?

Если у Вас появляется ощущение нового места или ощуще-ние движения к нему, слегка поднимите Вашу голову. Мыслен-

но переместитесь на новое место, постарайтесь представить мак-симально реально ощущение того, где Вы находитесь, где нахо-дится Ваше тело.

Мысленно переместившись в новое положение, Вы осущест-вили диссоциацию, поскольку разорвали исходное единство ре-ального положения Вашего тела и Вашего видения-ощущения реального положения тела.

А теперь, представляя, что Вы на новом месте, слегка подни-мите голову, медленно откройте глаза и ощущайте как реальные все раздражители и предметы, которые Вас окружают на новом месте. Не теряя новых ощущений, потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся ото сна. Если Вам удалось это сделать, то Вы совершили реассоциацию, т.е. новую, воображаемую ассо-циацию после совершенной перед этим мысленной диссоциации.

2. Чтобы ускорить, закрепить и усилить ощущение реассоци-ации, слегка поднимайте голову так, чтобы увидеть и почувство-вать физическую дистанцию между Вашим новым местом и фи-зическим телом, на которое Вы смотрите. Все это должно по-мочь Вам сказать о себе в третьем лице: «Он сидит, скажем, в дальнем конце комнаты, на диване, в трех метрах от окна и т.д.».

После этого Вы можете подумать и сказать про себя (сидяще-го теперь на новом месте): «Я перед окном, вот край стола, круг-лая лампа на столе и т.п.».

3. Теперь, из диссоциированного (реассоциированного) со-стояния попытайтесь посмотреть на свое физическое тело и рас-ширяйте обзор так, чтобы увидеть больше объектов в комнате. Всякий раз, упражняясь в этом, старайтесь достигать панорам-ного видения, открывающего широкую перспективу происходя-щего, т.е. полностью реассоциируйтесь.

4. Теперь добавьте аудиально-звуковые компоненты со сле-дующими словами: «Из моего нового состояния я восприни-маю звуки, которые могу слышать», углубляя тем самым реассо-циацию.

Ознакомившись с идеей и техникой диссоциации, Вы можете проводить это упражнение несколько дней, постепенно умень-шая время, в течение которого Вы совершаете эффективную дис-социацию.

После нескольких тренировок Вы, несомненно, овладеете дис-социацией-реассоциацией и сможете делать ее, произвольно вы-бирая место диссоциации, достаточно продолжительное время.

5. Когда Вы овладеете этими навыками, выполняйте упраж-нение с закрытыми глазами. Затем выполняйте упражнение в

движении и, наконец, разговаривая (сначала с самим собой, а потом и с партнером).

Высокий уровень овладения диссоциацией позволит Вам при-менять ее во многих случаях, нарушающих Ваше душевное рав-новесие, чтобы отсоединяться от стрессовых или эмоционально-напряженных состояний.

Можно сказать, что диссоциация заключается в том, что че-ловек «выходит из себя», а ассоциация позволяет ему «прийти в себя», «вернуться к себе». Однако различие эмоциональных по-тенциалов состояний ассоциаций и диссоциаций может быть столь значительным, что само по себе превращается в фактор, вызыва-ющий эмоциональные затруднения или преграды или даже в на-стоящий стресс. Например, в опасной или критической ситуа-ции человек действует, находясь в диссоциированном состоя-нии, как бы отрешившись от некоторых эмоций. Но сразу же после того, какреальная опасность миновала, накопившиеся эмо-ции обрушиваются на человека и могут его захлестнуть, выража-ясь в крике, смехе, плаче, резких движениях.

Мгновенный переход от диссоциации к ассоциации может быть целесообразен и органичен лишь для острых, критических ситуа-ций, но в болышшстве других жизненных и профессиональных событий более эффективным является постепенный переход, ко-торый может представлять собой специально отработанный и доста-точно привычный ритуал. К числу первых и простых, но важных способов такого перехода можно отнести углубленное дыхание в течение какого-то времени или же совершение определенных фи-зических движений (ходьба по комнате, прогулка по улице и т.п.).

Возвращаясь после рабочего дня домой в диссоциированном состоянии и уже предвкушая удовлетворение от скорого возвра-щения в ассоциированное состояние, мы порой не получаем же-лаемого успокоения или даже чувствуем себя еще хуже, чем на работе. Дело в том, что мы иногда слишком резко «отпускаем себя» в состояние ассоциированности и оказываемся наедине с собой, во власти самых откровенных и глубинных мыслей и чувств. Этими чувствами легко могут стать обида или жалость к самому себе и наплывают мысли, возбуждающие и усиливающие чувст-во вины, горести или досады: «Ну почему я? Неужели я не заслу-жил другого? Неужели это был я? Почему это происходит имен-но со мной?» и т.п.

Поэтому, приходя домой и снимая свои «профессиональные туфли, шляпу и костюм», мы не должны мгаовенно поддаваться

15 Е. И. Рогов, кн. 2 449

самым глубоким и крайним состояниям ассоциированности. Если Вы заметите такое за собой, то сможете придумать более целесо-образные способы перехода от «профессиональной диссоциации» к «домашней ассоциации». Это позволит лучше сохранить эмо-циональную энергию.

Мы предлагаем упражнение, которое позволяет овладеть пе-реходом от диссоциации к ассоциации и помогает эффективно разграничивать профессиональную и личную жизнь.

УПРАЖНЕНИЕ 6

1. Прежде всего опишите, как долго Вы ассоциированы обыч-но, каково Ваше окружение, какие факторы увеличивают или уменынают состояние ассоциированности. Опишите, где в до-машних условиях Вы сильнее всего ощущаете состояние\про-фессиональности». Все, что Вы описали, можно считать Вашим методом и стилем личного и профессионального ассоциирова-ния в домашних условиях.

2. Расскажите (опишите), как Вы переключаетесь от «профес-сионального» к личному состоянию, включая смену одежды, ме-ста с профессиональными материалами и другие значимые места и предметы Вашего домашнего обихода.

3. Если Вы занимаетесь дома профессиональной работой, то насколько постоянно сохраняется место этих занятий?

4. Совпадают ли, пересекаются ли места Вашего домашнего отдыха и домашних занятий профессиональной деятельностью?

5. Попытайтесь определить самое «тревожное» для Вас место (и время) и если Вы испытываете тревогу, то лучше провести какое-то время размышлений и переживаний именно в этом спе-циально установленном месте. Если Вы заведете себе такое обык-новение, то через некоторое время заметите, что отдаваясь тре-воге на «тревожном» месте, Вы быстрее и легче снижаете уро-вень своей тревожности.

Есть и другие техники преобразования сознания, которые по-могут сберечь Вашу энергию, когда Вы почувствуете «тревогу». Рассмотрим одно из таких упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 7

1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержа-нии Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, то

лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а по-том провести такую же работу с остальными мыслями, содержа-ниями тревоги.

2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности).

3. Выберите время и место, не характерное для Вашей трево-ги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно Ваше место, тем более эффективна эта техника.

4. В это ответственное время Вам надо думать только о нега-тивном содержании Вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем созна-нии свободно, несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительны-ми альтернативами, которые Вам может подбрасывать сознание по принципу «Да... но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании.

Вряд ли Вам удастся прокручивать все более худшие и опас-ные варианты более, чем несколько минут.

5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все, что можешь».

6. Как это ни неожиданно, но скоро Вы увидите, что несколь-ких минут (5—10) Вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже изба-виться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнете цели — ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.

В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию: «Да, дорогое сознание... уважаемое "Я"... (и т.п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».

7. Полезно проводить «тревожную игру» с доверенным лицом (другом, близким человеком), однако этот человек не должен Вас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научиться справляться со своими тревожными пережива-ниями.

Внезгапный, острый стресс заключается в том, что его первые же возд<ействия и проявления настолько неожиданны и сильны, настолыко захватывают и поражают человека, что он «не успева-етопомюиться», чувствует себя подавленным, сокрушенным, «раз-мазанньым по стенке». Почти всегда ощущается нехватка возду-ха, дыхашие сбивается или сдерживается, сердце начинает коло-титься ш грозно дают знать о себе другие болезненные состояния организіма.

Безуссловно, техники управления хроническим стрессом, тех-ники пеерехода от диссоциации к ассоциации (и обратно) при внезапнюм, остром стрессе почти бесполезны. И все же сущест-вуют нежоторые способы овладения своим поведением при та-ком моіщном потрясении психики, каким является стресс.

Напомним, что стресс является мощной эмоционально-фи-зиологшческой реакцией на неожиданно возникшую неопре-деленнгасть в ситуации необходимости принятия решения и осущестгвления действия. Внутренняя эмоционально-психическая неопределенность получает выражение и во внешней картине поведеыия: человек не может оставаться в каком-то месте спо-койно ((сидеть, стоять, лежать), он совершает разные действия, не вполше понимая, зачем он это делает, он буквально «не нахо-дит себ«е места». Поэтому первым шагом к овладению собой в тревожшой, стрессовой ситуации является поиск такого места, созданиіе зоны психической определенности, внутренней устой-чивостиі. Поэтому многие предыдущие упражнения по отработке внутреніних образов тревоги и выявлению внешних мест тревож-ных дисссоциаций и ассоциаций являются важными инструмен-тами прюфилактики и подготовки к возможным стрессовым со-стоянияш.

Владіение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разре-шения :экстремально-стрессовых ситуаций. К сожалению, мно-гие из шас бывают настолько ошеломлены и напуганы стрессом, что прездпочитают не возвращаться к нему, и это значит, что реальный опыт переживания стресса не используется впослед-ствии, ш каждая острая ситуация переживается человеком как новая.

Мы предлагаем упражнения, которые способствуют форми-рованиш внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабить эмоциошальные последствия пережитых стрессовых состояний и определіить некоторые сценарии противостояния разрушитель-ной и шарализующей силе экстремальных ситуаций.

Вследствие значительной эмоциональности этих упражнений рекомендуется выполнять их под руководством опытного трене-ра, психолога, психотерапевта.

УПРАЖНЕНИЕ 8

1. Участники сеанса тренировки разбиваются на пары. Каж-дый из них вспоминает очень сильное и позитивное состояние из прошлого опыта и затем показывает, как оно выглядит (это состояние будем называть «ресурсный круг», или «ресурсы»).

2. Затем пары участников разбиваются-группируются в чет-верки, в каждой из которых выделяются такие роли: учитель, помощник и два актера, играющие учеников (коллег, начальни-ков, родителей).

3. Помощник отводит учителя от актеров и просит вспомнить человека, чей внешний вид, тон голоса, положение тела или фразы могут немедленно вызвать ухудшение настроения (т.е. вызвать нехватку «ресурсов»), внезапный, острый стресс.

4. Когда учитель вспомнил человека, вызывающего стрессо-вое состояние, он возвращается к актерам и пытается показать этого человека-стрессора.

5. Теперь актеры отражают поведение человека-стрессора, а помощник наблюдает за учителем. Как только учитель «зацеп-лен» копированием актеров, помощник сразу же отводит его в сторону, а актеры прекращают играть роль стрессора.

6. Затем учитель делает дополнительный шаг в установленное ранее место, соответствующее «ресурсному кругу». Помощник напоминает ему сделать один вдох, затем второй и еще несколько.

7. Учитель продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга (оставляя там «ресурсы») и затем подходит близко к актерам.

8. Актеры сразу же демонстрируют поведение, угнетающее и раздражающее учителя.

9. Учитель смотрит на игру актеров, но как только он снова ощущает напряжение, то опять отходит от актеров (они, конечно, останавливаются) и возвращается в «ресурсное состояние». Помощ-ник напоминает ему сделать два-три вдоха, затем спрашивает, где, в какой части тела, организма он ощущает первоначальное напря-жение. Учитель должен показать его или сказать, где оно находится.

10. Учитель снова стоит перед актерами и достаточно долго, так, чтобы почувствовать не только первоначальное напряже-ние, но и последующее.

11. Как только учитель ощутит второе напряжение, он отхо-дит от актеров (как он сделал в шаге 9), идет к позитивному «ресурсному кругу» и делает два-три глубоких вдоха. Помощник спрашивает, чувствует ли он второе напряжение в том же месте, что и раныие, или в другом месте.

Обычно человек определяет первоначальное место где-то между десятым и пятнадцатым шагом (что подтверждает способность мозга экранироваться происходящими событиями и терять кон-такт с телом). Назначение данного упражнения заключается в том, чтобы дать возможность учителю в ослабленной форме пе-режить прошлый стрессовый опыт и, зафиксировав изменение места напряжения, привести его к выводу, что теперь он может выдержать встречу со стрессором даже без обращения к «ресур-сному кругу». \

Наряду с приятными, удачными, радующими нас событиями жизни, бывает и так, что мы терпим неудачу, совершаем про-фессиональные или человеческие ошибки. Воспоминания об этих неудачах и ошибках нередко возвращаются к нам, беспокоят, мучают нас, побуждают искать более правильные, справедливые и успешные решения. Это означает, что мы стихийно стремимся сделать пересмотр своего поведения в том или ином неудачном эпизоде. Рассмотрим психологическую стратегию и технику вы-полнения пересмотра.

Нашу память, запечатлевающую эмоционально-значимые и стрессовые состояния, можно сравнить с кинолентой, на кото-рой каждый кадр (слайд) значимого события хотя бы немного отличается от других, соседних кадров. Очень важно, какой имен-но кадр (слайд) всплывает в сознании первым, чтобы напомнить об этом тревожном эпизоде. Наблюдения показывают, что боль-шинство людей называют кадр, непосредственно предшествую-щий кульминации тревожного события.

УПРАЖНЕНИЕ 9

1. Чтобы осуществить пересмотр своего состояния тревожно-сти, стресса, используется техника хронологического обратного перехода из стрессового в нейтральное или положительное эмо-циональное состояние. Для этого нужно представить развитие событий, как в фильме, который прокручивается в обратном по-рядке, и спросить: «А что было до этого? А какие кадры можно было увидеть раньше? Какие кадры предшествовали рассматри-

ваемому моменту?» По мере возвращения назад к кульминаци-онному кадру надо следить за тем, чтобы дыхание было глубо-ким и полным.

Для развертывания пересмотра необходимо постараться дать себе отчет, сколько потребуется кадров (слайдов), сколько по-требуется временньгх этапов или изменений местоположения, по-ка Вы возвращаетесь, двигаетесь к ядру тревожного события.

2. На втором шаге необходимо стабилизировать диссоциацию, для чего надо представить себя так, как будто Вы можете видеть себя как бы со стороны. Подумайте, как далеко тот человек от Вас? А кем являетесь Вы, когда смотрите на него? Есть ли разни-ца между ним и Вами?

3. Вы должны смотреть на «того себя» с симпатией, с благо-склонностью, понимая, что в ситуации «до события» (тревожно-го) тот человек делает лучшее, что он может.

4. Итак, Вы уже знаете, что с ним произойдет, а он еще нет, как если бы Вы стояли на крыше здания и знали, что вот сейчас произойдет крушение двух автомобилей, а потом бы медленно, в подробностях, по кадрам, видели бы это столкновение, но в нем бы не участвовали.

Посмотрите на «того себя» из своего состояния диссоцииро-ванного наблюдателя и определите, что ему потребуется, чтобы успешно действовать в последующей ситуации. Опишите необ-ходимые ресурсы (внешние или внутренние условия, которые способствуют положительному решению трудной и тревожной ситуации).

После этого Вы представляете себя диссоциированным и пе-редаете «ему» эти ресурсы (убедитесь, что он может хорошо ви-деть Вас в этом застывшем кадре-слайде).

Вы ясно представляете его визуальный образ, слышите ха-рактерные особенности его голоса и, если сочтете нужным, можете мысленно дотянуться и прикоснуться к нему (можно даже представить себя резиновым и способным растянуться так, чтобы коснуться его). Продолжайте наблюдать за его из-менениями, пока Вы передаете «ему» ресурсы (советы, под-сказки, дружеские улыбки, или, напротив, энергию, собран-ность, решительность и т.п.).

Вы передаете «ему» ресурсы и продолжаете наблюдать за его изменениями до тех пор, пока не увидите, что, принимая ресур-сы, он становится все более и более готов к реальному действию и, наконец, достигает состояния полной готовности действовать.

Возможны следующие варианты передачи ресурсов (помощи):

а) рагзнообразить способ передачи ресурсов, используя ви-зуально-зірительные, аудиально-звуковые и кинестетически-ор-ганическиіе образы и ощущения;

б) раасширять круг участников, передающих ресурс, а также всегда можно включить, ввести другого человека в схему дейст-вия (осуицествив диссоциацию).

5. Наксонец, достигается целевое состояние, такое, в котором «он» — в состоянии полной готовности действовать успешно в экстремаліьно-стрессовой ситуации. Вы диссоциированы, т.е. как бы отстрашены от того, что будет происходить с «ним».

Позвогаьте сценарию проигрываться кадр за кадром, и при этом Вы гпродолжаете оказывать «ему» некоторую помощь, перег даете ресуурс, а «он», получая их, достигает почти максимально\ мыслимоій степени готовности действовать успешно в трудной ситуации..

После всего этого Вы наблюдаете его, осуществляющего ус-пешно деійствие и достигающего желаемого состояния.

В заклкочение заметим, что лучше всего, конечно, пройти сна-чала обучсение в группе тренинга-НЛП под руководством специ-алиста-псшхолога, а потом уже применять вышеописанные тех-ники в сашостоятельной работе по регуляции и овладению своим поведениезм в трудных, напряженных, стрессовых ситуациях. Од-нако мы шадеемся, что определенных результатов можно достиг-нуть и на основе той системы упражнений, которую мы предло-жили в даінной работе.

Наши рекомендации