Старшая и подготовительная к школе группы
При переходе ребенка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. В этом возрасте дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола со спущенной скатертью и пр.). Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игры с партнерами-сверстниками.
Функция сюжетосложения принадлежит разнообразным мелким игрушкам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих).
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры. Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов. Для становления режиссерской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом. Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить зону для подготовки детей к школьному обучению с различными игровыми пособиями, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности. У ребенка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Хорошо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.) Хорошо, если в группах имеются иллюстративные материалы краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом», «Наша река, лес, озеро». Таким образом, насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
В заключение обзора требований к среде разных возрастных групп хочется отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса.
Литература
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом №1155 от 17 октября 2013года
· Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика»: Новая школа, 1993.
· Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. – М., Центр педагогического образования, 2008.
· Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
· Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
· Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
· Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения кабинетов ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008.