Автор программы не предполагает деление на возрастные группы: старшая, подготовительная. Воспитатель отбирает материал, исходя из возрастных особенностей, из развития детей и их интересов.

Срок проведения Форма проведения Цель
Сентябрь
1 неделя Рассматривание национальной и современной одежды. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллина. Игра «Давай познакомимся». Художественно-продуктивная деятельность «Моя любимая кукла» (рисование). Чтение стихотворения А. Ахметкужина «Колыбельная для куклы». Находить отличия в элементах одежды. Различать жанры произведений рассказ, сказка; осмысливать содержание, характеры персонажей. Дать понятие, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.
2неделя Беседа «К нам гости пришли». Рассматривание иллюстраций одежды, какие узоры украшают одежду. Игра с национальной куклой «Семья» (варианты «В гости», «Кафе-бар», «Театр»). Закрепить название элементов национальной одежды. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды.
3неделя Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки - харауса». Пересказ башкирской сказки «Петух-батыр». Закрепить название элементов одежды. Закрепить знание названий элементов башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.
4неделя Беседа «Хлеб – всему голова». Рассказ воспитателя о традиционных башкирских блюдах из муки: баурсак, вак-беляш и др. Чтение стихотворения Д. Юлтыя «В пекарне», Р. Ураксиной «Баурсак». Уточнить, расширить знания о труде хлебороба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Продолжить знакомить с традиционными башкирскими блюдами – баурсак, вак-беляш и др., о традициях, связанных с их приготовлением.
Октябрь
1 неделя Дидактическая игра «В гостях у подруги». Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (роспись). Рассматривание картины Б. Домашникова «Осень». Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Игра-развлечение «Башкирская ярмарка». Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства. Развивать самостоятельность. Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой. Вызвать уважение к труду тружеников Башкортостана.
2неделя Беседа с модельером о том, как шьют одежду. Развивающие игры с использованием рабочей тетради. Беседа о труде садоводов и овощеводов. Изготовление салата «Башкортостан». Беседа «Какие традиционные блюда готовят у вас дома?» Подвижная игра «Эстафета сбора картофеля». Закрепить представление о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Развивать интерес к труду работников швейной промышленности. Научить детей разным способам различения даров полей и садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.  
3неделя Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (аппликация). Сюжетно-ролевая игра «Мастерская женской одежды», «Дом мод». Неделя «Детской моды» (совместно с родителями). Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины». Закрепить знания о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Знакомить с картинами башкирских художников.
4неделя Дидактическая игра «В гости бабушка пришла». Беседа о целебных напитках. Кумыс. Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка. «Клубок» Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока; с башкирским фольклором. Развивать творчество.  
Ноябрь
1 неделя Придумывание сказки по литературному образцу (башкирская сказка «Клубок»). Творческий вечер, посвященный творчеству детской писательницы Фарзаны Губайдуллиной. Беседа о труде скотоводов: «Какую пользу приносит труд скотовода?» Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации. Придумывать сказки, используя литературный образец, используя речевые выразительные средства. Воспитывать интерес и уважение к труду скотоводов, результатам их труда. Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора.  
2неделя Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем. Закрепить правила и обычаи башкирского гостеприимства. Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра.
3неделя Беседа о традиционной пище башкир из молока (творог). Включить в меню детского сада творог. Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка «Лесная девочка». Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог).
4неделя Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай». Рассказ легенды «Легенда о курае». Подвижная игра «Курай» (сл. И мелодия Ф. Гершовой). Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.
Декабрь
1 неделя Рассказывание сказок «Камыр батыр», «Грачиная каша», «Клубок». Развлечение «Поющий родник» (о курае). Формировать у детей этикетные нормы обращения. Закрепить знания детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.
2неделя Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы. Придумывание продолжения сказки «Кто сильнее?» Народные игры «Бой с мешками», «Бег в мешках». Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей. Обогатить знания о развлечениях башкирского народа.
3неделя Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». Беседа по пословицам. Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль». Закрепить этикетные нормы, правила общения. Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами, легендами.
4 неделя Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки. Использовать знания об искусстве башкирского народа.  
Январь
1 неделя Чтение сказки «Старая мать». Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка. Формировать нормы уважительного отношения к старшим. Знать функции предметов быта: нары, сундук, печь, урза.
2неделя Игровая ситуация. Рассматривание предметов домашней утвари, изготовленных из кожи – сосуды, сумки, ведра. Изготовление по трафарету атрибутов из кожи для игры в кукольном уголке. Театрализованная деятельность. Спектакль «Петух-батыр». Закрепление этикетных правил. Знакомство детей с домашней утварью, сделанной из кожи, со свойствами кожи.
3неделя Педагогические ситуации. Рассматривание предметов утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки. Знакомство с этикетными правилами. Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением.
4неделя Разыгрывание педагогических ситуаций. Рассказ-беседа «Что такое металл (стекло, фарфор)?» Выставка «Что можно сделать из металла (стекла, фарфора)?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Посуда» Самостоятельно выводить этическое правило. Закрепить представления детей о различных материалах, их свойствах. Формировать умение описывать. Воспитывать уважение к человеку – творцу прекрасного, вызвать желание детей делать такие же вещи.
Февраль
1 неделя Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья». Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья». Расширять представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях.
2неделя Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Вечерние игры». Развлечение «Вечерние игры» (по мотиву народного праздника). Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях. Расширять представления детей о древних башкирских праздника.  
3неделя Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Показ гостя». Дать понятие о том, что у каждого есть семья. Расширять знания детей о древних башкирских праздника.  
4неделя Чтение стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта». Рисование на тему «Как я помогаю маме». Развлечение «В гостях у сказки». Закрепить понятие детей о том, что мама – это самый дорогой на свете человек. Воспитывать уважение, любовь и желание заботиться о маме, бабушке. Закреплять знания детьми башкирских народных сказок.
Март
1 неделя Беседа «Наша дружная семья». Чтение рассказа М. Буракаевой «бабушка – солнышко». Чтение стихотворения Ф. Мажитова «бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам». Составление родословной (шежере) совместно с родителями. Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама». Закрепить понятие «Семья» - это самый родной и близкий круг людей. Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения.
2неделя Рассматривание родословной и его комментирование. Чтение сказки «Ленивый сын». Праздник «День матери». Закрепить знание детьми своей родословной (шежере). Вспомнить знакомую сказку.
3неделя Беседа «Моя республика Башкортостан». Рассказ легенды «Происхождение башкир». Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия». Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда». Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела». Рисование на тему «На пасеке». Подвижная игра «Медведь и пчелы». Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о природе, богатстве Башкортостана. Познакомит с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода.
4неделя Беседа о родном городе Стерлитамаке. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город». Слушание песни В. Беляева «Город над Стерлей». Рассматривание иллюстраций (просматривание видеоматериала) «Достопримечательности города». Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ: аласык, тирмэ, бревенчатые жилища. Сюжетно-ролевая игра «На пасеке». Расширить и закрепить представления детей о родном городе. Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. Находить отличительные особенности в строениях. Закрепить знания о труде пчеловода.
Апрель
1 неделя Рассматривание иллюстрации «Жилище». Изготовить макет бревенчатого дома, юрты, аласыка. Устройство в группе «Мини-музея». Праздник «Первый шаг малыша». Рассказывание сказки «Шумбай». Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п. Показать, какие традиции могут быть в каждой семье. Подготавливать детей к театрализованной деятельности.  
2неделя Экскурсии по улицам города Стерлитамака. Чтение стихотворений о Стерлитамаке. Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе», А. Э. Тюлькина «Изба Салавата». Игры со строительным материалом, строительство театра. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Рассказать, чьи имена носят улицы города. Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях.  
3неделя Рассматривание иллюстраций «Улицы Стерлитамака». Чтение стихотворения К. Вуколова «На проспекте Ленина». Рисование (аппликация) на тему «Улицы города». Рассказ воспитателя «Что такое сабантуй». Чтение стихотворения З. Ахметзяновой «Сабантуй». Вспомнить названия улиц, почему улицы названы именем Худайбердина, Блюхера и др. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях на улицах города. Познакомить детей с древним праздником – Сабантуй.
4неделя Итоговая беседа об искусстве башкирского народа. Художественно-продуктивная деятельность «Укрась башкирским орнаментом одежду (утварь, жилище)». Чтение стихотворения М. Гали «Сабантуй». Праздник «Сабантуй». Закрепить знания детей об искусстве башкирского народа. Развивать творчество детей, самостоятельность. Закрепить представления о празднике «Сабантуй».
Май
1 неделя Знакомство с произведениями башкирского художника Б. Ф. Домашникова «Березняк», «Осень», «Снег выпал». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Игры в свободном доме». Развлечение «Игры в свободном доме». Рассказ воспитателя о празднике «День Победы». Чтение стихотворения А. Игебаева «День Победы». Рассматривание картин, различных по сезону, их сравнение. Обогащать знания детей о древних башкирских праздниках, заинтересовать детей праздником, организовать его в группе. Воспитывать уважение, благодарность ветеранам ВОВ.  
2неделя Экскурсия в музей. Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы». Праздник «Играй, гармонь». Закрепить представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре.
3-4недели Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». Диагностика развития. Закрепление пройденного за год материала. Анализ результата проведенной с детьми работу.




Наши рекомендации