Принцип полифункциональности

1. Полифункциональность – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие

образовательного процесса.

2. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду сконструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

3. К передовому опыту дошкольных учреждений относят следующее: оформление лестничных маршей, по которым ходят дети, разнообразной символикой (цифры, алфавит, фрукты, насекомые и т. д.); оформление рекреаций (стенды по пожарной безопасности, правила дорожного движения для детей и т.д.)

Принцип вариативности

1. Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

2. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Достижение цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Предметное окружение должно соответствовать основной общеобразовательной программе учреждения.

3. Развивающая среда каждого образовательного учреждения уникальна и

своеобразна. В рекреациях ДОУ оформляются выставки, информация и результаты тематических проектов и событий учреждения, выполненных при участии детей и родителей.

4. Развивающая среда каждой группы разнообразна.Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве.

5. В современном детском садустроится работа по комплексно-тематическому принципу (построение образовательного процесса по предметной модели — вчерашний день и не соответствует современным требованиям). Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.

Принцип доступности

1. Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

2. Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

3. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка в группе детского сада при одновременном нахождении 20-25 детей на протяжении 9-10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ

(старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.

4. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В соответствие с этим наглядно-образному мышлению малышей будут соответствовать реальные предметы и действия с ними. В старшем возрасте закладываются основы словесно-логического мышления. Дети могут воспринимать некоторые знаки и символы. В одной возрастной группе могут быть представлены разные уровни организации среды, соответствующие уровням развития детей.

5. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности.

6. Важно создать разнообразные центры активности с учетом интересов и потребностей детей группы, наполнить их инструментами для совместной и

самостоятельной деятельности, в том числе открыть центр самостоятельного экспериментирования!

7. Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.

8. Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки, пооперационные карты.

9. Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

10. Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для

этого необходимо обустроить участок детского сада.

Принцип безопасности

1.При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры макаронами).

2. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие:

правила создаются самими детьми.

3.Необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого. Следует провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и

ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Современные нормативные документы содержат требование комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса. И в этом разделе подчеркивается роль детских видов деятельностей, и в особенности игры в развитии ребенка, а, значит, педагогам необходимо создавать условия в развивающей среде для становления и развития этих деятельностей.

Очень важно, что в нормативных документах прозвучало важное требование - обеспечить возможность организации разнообразной игровой деятельности. Идет ли в документе речь только об игре? Если иметь в виду формы активности ребенка, то надо выделять и другие виды деятельности. Если адекватные возрасту формы работы с детьми учитывают характерные дошкольнику формы познавательной и социальной активности, то содержание данного пункта может быть расширено, конкретизировано. Адекватные возрасту формы работы с детьми могут быть ориентированы не только на игровые, но и на другие, характерные для дошкольника, способы открытия мира, и потому дошкольный возраст сензитивный, наиболее благоприятный для их развития.

Во-первых, это сенсорные способы познания (работы А.В.Запорожца, Л.А.Венгера и его школы).

Во-вторых, это экспериментирование, которое Н.Н.Поддьяков, наряду с игрой, относит к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте и дает соответствующие рекомендации по обогащению предметно-развивающей среды.

В-третьих, это вхождение в социальный, предметный мир, природу через активное, творческое воображение (работы Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой и др.).

В соответствии с вышеизложенным далее приводятся методические рекомендации по построению и насыщению предметно-развивающей среды в

группах.

Наши рекомендации