Эффективности реализации программы развития
Экспертиза организационно-образовательной системы ЦО и мониторинг эффективности реализации программы его развития представляют собой процедуру (периодическую для мониторинга) сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов организационно-образовательной системы (образовательных условий) с заявленными образовательными целями.
Экспертиза и мониторинг включают следующие основные направления.
I. Мониторинг развития учащихся:
- динамика личностного развития учащихся;
- динамика развития познавательных функций учащихся;
- динамика результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам, предметных олимпиад и конкурсов;
- динамика сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности в различных сферах культуры жизнедеятельности;
- динамика отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;
II. Мониторинг развития образовательных условий:
1. социально-психологический анализ развития сообществ учащихся;
- развитие организационно-образовательной системы;
- динамика отношения к школе учащихся, педагогов, родителей, общественности и руководителей района и округа.
III. Мониторинг социальной результативности образовательной деятельности:
1. динамика поступления выпускников в профессиональные учебные заведения;
- динамика поступления выпускников на работу и анализ их карьерного роста.
Рис. 8. Модель мониторинга эффективности реализации программы развития ЦО.
Анализ динамики личностного развития учащихся предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, воли, толерантности, креативности, трудолюбия, структуры интересов и ценностей, умения адекватно вести себя и самовыражаться в социуме и т.п. в контексте развития их лидерских свойств и качеств.
Методический арсенал: методы экспертно-педагогической оценки, методика анализа терминальных ценностей (в модификации Д.А. Леонтьева), методика анализа личностных смыслов (Д.А. Леонтьев), дифференциально-диагностический опросник профессиональных предпочтений (Е.А.Климов), 16-факторный личностный опросник (Р.Кетелл), методика «Индекс толерантности» (В.А. Ясвин) и др.
Анализ динамики развития познавательных функций учащихся предусматривает оценку свойств и особенностей их памяти, внимания, мышления, и воображения на различных возрастных этапах, а также оценку соответствия уровня развития этих функций соответствующим требованиям образовательного процесса.
Методический арсенал: методики диагностики интеллекта (Д. Векслер, Р. Амтхауэр и др.) методики диагностики внимания (концентрации, распределения, устойчивости и т.п.), памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, образной и т.п.), мышления (логического, креативного, образного и т.п.), воображения.
Анализ результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам устанавливает соответствие знаний учащихся нормативным требованиям в ходе контрольных проверок и экзаменов, а также их достижений по итогам конкурсов и олимпиад различного уровня.
Анализ сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности учащихся предусматривает оценку их способности к решению различных практических и социальных проблем в надпредметном, междисциплинарном плане, то есть не только на основе имеющихся знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Методический арсенал: методы экспертно-педагогической оценки.
Социально-психологический анализ развития сообществ учащихся предусматривает оценку их межличностных отношений в группе. Такой анализ направлен на изучение феноменологии лидерства; определение социометрических характеристик учащихся; выявление мотивов межличностных выборов; выявление учащихся с деструктивным отношением к окружающим, оценку направленности и причин этих отношений; определение приоритетных групповых ценностей и т.п.
Методический арсенал: социально-психологических характеристик малых групп (сплоченности, надежности, организованности, устойчивости, слаженности, социального потенциала), социометрия, референтометрия, выявления мотивационного ядра межличностных выборов (А.В. Петровский и др.); определение неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы; методика «подставной» самооценки – выявление степени и направленности взаимовлияния членов группы (Е.Ю.Уварина); метод «репертуарных решеток» (Дж. Келли) – выявление характера взаимовосприятия членов группы и т.д.
Анализ динамики отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни предусматривает психолого-педагогический контроль, позволяющий своевременно осуществлять ценностно-смысловую и поведенческую коррекцию в области отношения к здоровью.
Методический арсенал: методика «Индекс отношения к здоровью» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо).
Анализ состояния организационно-образовательной системы предусматривает оценку динамики организационного развития ЦО. Производится экспертиза управленческо-педагогической модели лицея; анализ содержания образовательного плана; определение характера организационной культуры педагогического коллектива; психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды на различных уровнях с анализом её восприятия педагогами, учащимися и родителями; анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии ЦО и т.п.
Методический арсенал: методика построения организационно-образовательных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри), методика векторного моделирования и психолого-социальной экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин), методика психолого-социального анализа развивающего потенциала школы (В.А.Ясвин), методика анализа организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн) и т.д.
Анализ динамики отношения к ЦО учащихся, педагогов и родителей предусматривает оценку их восприятия образовательного процесса и пространственно-предметной среды (помещение и оборудование), а также учащихся и сотрудников. Рассматривается эмоциональный план отношения («нравится – не нравится»); интерес к школьной жизни; готовность и стремление к практической деятельности, связанной с ЦО. Полученные результаты являются интегративным показателем успешности деятельности ЦО и позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к ЦО всех субъектов образовательного процесса.
Методический арсенал: методика диагностики субъективного отношения к школе (В.А. Ясвин).
Анализ социальной результативностиобразовательной деятельности ведётся социологическими методами, а также «Советом выпускников» путём постоянных контактов с вузами и предприятиями.
Мониторинг осуществляется в основном специалистами психологической службы в тесном сотрудничестве с педагогами. Индивидуальные данные отдельных учащихся хранятся в психологической службе и служат основой для коррекционно-развивающей работы, а также для консультаций педагогов и родителей. Ряд таких данных заносится в персональные портфолио учащихся. Мониторинг состояния организационно-образовательной системы проводится психологами под непосредственным руководством научного руководителя.
Итоговые аттестации учащихся проводятся в присутствии представителей других образовательных учреждений, методистов органов управления образованием, родителей, представителей общественности.
Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях советов различного уровня; доводятся до сведения родителей и учащихся; ряд данных мониторинга, по усмотрению администрации, может публиковаться в соответствующих изданиях.
8.