Мониторинг отношения к школе

5.1. Методология анализа отношения к школе

5.2. Методика диагностики отношения к школе

5.3. Примеры мониторинга отношения к школе

Рекомендуемая литература

6. Мониторинг взаимной толерантности членов образовательного сообщества

6.1. Методология анализа толерантности

6.2. Методика экспертного анализа толерантности

6.3. Примеры экспертного анализа толерантности

Рекомендуемая литература

Программа развития школы на основе экспертных данных

7.1. Программа развития технического лицея, лауреата конкурса «Лучшие школы России 2008»

7.2. Программа развития центра образования

Рекомендуемая литература

Системный мониторинг развития школы

8.1. Содержание системного мониторинга

8.2. Системный анализ результатов мониторинга и структура экспертного заключения

Рекомендуемая литература

Приложения

Приложение 1. Модель педагогического портфолио

Приложение 2. Диагностическая методика «Индекс отношения к здоровью»

Введение

Практика показывает, что использование учителями даже самых эффективных методик преподавания отдельных учебных дисциплин само по себе не обеспечивает желаемого образовательного результата. Как правило, при этом достигается соответствующий локальный обучающий эффект, в то время как важнейшие педагогические, прежде всего, воспитательные, личностно развивающие задачи, поставленные обществом перед системой образования, так и остаются без кардинального решения. Многие педагогические коллективы упорно работают над повышением уровня преподавания учебных дисциплин, а также организации культурных и досуговых мероприятий, но для перехода школ на новую качественную ступень образования этого недостаточно. Более того, в большинстве случаев внедрение инноваций носит недостаточно продуманный и плохо подготовленный характер, то есть массовость нововведений не только не обеспечивает повышения качества образования, но нередко приводит к обратному результату. В итоге, специалистами констатируется «кризис инновационного движения» в российских школах.

Ключевое противоречие этого кризиса, на наш взгляд, в большинстве случаев заключается в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процесса со всей организационно-образовательной системой, характерной для большинства отечественных школ, а также с устоявшимися профессиональными стереотипами большинства членов педагогического коллектива. Более того, сама организационно-образовательная система, как правило, формируется стихийно, слабо представляется администрацией и педагогическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут приводить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые руководством школы противоречия. Другими словами, часто наблюдается, по существу, абсурдная ситуация: инновационные процессы, с огромным трудом вводимые в школе (и нередко выступающие предметом профессиональной гордости коллектива), на деле оказываются не способом решения назревших проблем, а источником новых.

Таким образом, проблема внедрения эффективных механизмов системной организации деятельности школы представляется сегодня одной из актуальнейших, по сути, ключевой проблемой совершенствования школьного образования.

Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создатьв нейорганизационно-образовательную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы,какее структурная организация, координационные механизмы,образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса и т.д.

Первым шагом к разработке такой системы является всестороннийанализ жизнедеятельности школы, на основе которого

  • разрабатывается системная модель, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы;
  • констатируются явные и выявляются скрытые проблемы и противоречия;
  • вырабатываются стратегические приоритеты социального и организационного развития школы;
  • определяется необходимость введения соответствующих инноваций;
  • делается прогноз их «приживаемости» в школьном коллективе;
  • моделируется характер их влияния на различные элементы социальной и организационно-образовательной подсистем школы.


Представленный ниже методический арсенал разработан и апробирован нами в течение 10 лет в рамках инновационного сетевого проекта Департамента образования города Москвы «Развитие школьных образовательных систем».

Наиболее оптимально работать с данным комплексом в сочетании с книгой В.А. Ясвина «Экспертно-проектное управление развитием школы» (- М.: Сентябрь, 2011).

1.

Мониторинг развития

образовательно-организационной системы школы

Методология анализа

организационно-образовательной модели школы

Для анализа организационно-образовательной системы школы нами использован подход, разработанный группой европейских консультантов в области образования. Данный подход получил международное признание и используется в Нидерландах, Бельгии, Англии, Германии, Швеции и других европейских странах, а теперь также и в России.

В основе предлагаемой классификации организационно-образовательных моделей лежит градация способности школ к эволюционному развитию в контексте реализации трех основных организационных функций:

  1. способность к гибкости – управление образовательным процессом, приспосабливая его к меняющимся социальным условиям;
  2. способность к усложнениям – развитие образовательного процесса в школе от простого к более сложному;
  3. способность к организационному развитию – организационные изменения в школе, как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

В соответствии с данными критериями выделяется пять образовательных моделей школ: отборочно-поточная, постановочная, смешанных способностей, интегративная и инновационная, а также – пять организационных (управленческих) моделей: сегментная, линейная, коллегиальная, матричная и модульная.

Основное положение данного подхода заключается в наибольшей практической эффективности деятельности школы при взаимном соответствии определенных образовательной и организационной моделей, а именно: отборочно-поточной и сегментной; постановочной и линейной; смешанных способностей и коллегиальной; интегративной и матричной; инновационной и модульной.

Таким образом, рассматривается пять основных моделей школ, представляющих собой комбинации соответствующих образовательных и организационных моделей (Л. де Калуве, Э. Маркс, М. Петри, 1993; Р. де Гроот, 1995; Э. Маркс, 1995):

1. отборочно-поточно-сегментная модель,

2. линейно-постановочная модель,

3. смешанно-коллегиальная модель,

4. интегративно-матричная модель,

5. инновационно-модульная модель.

Наши рекомендации