IV. Проверка усвоения материала.
Самостоятельная работа с текстами упр. 679.
V. Подведение итогов урока.Самоанализ усвоения матери-ала.
VI. Домашнее задание.Упр. 678.
Урок 181. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием (§ 119)
Цели урока: закрепить и совершенствовать навык выбора правиль-ного написания безударного личного окончания глагола; развить спо-собности использования глаголов в сочинениях по картинкам.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Самооцен-ка. Познавательные УУД. Создание устного и письменного текста. Обогащение словарного запаса. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Ведение диалога.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Как превратить эти суще-ствительные в глаголы: воз, нос, пыл, быт, быль (вёз, нёс, пил, быть, был)? Какие фонетические изменения вы для этого про-извели? (Замена парным по твёрдости-мягкости согласным.) Определите форму получившихся глаголов.
II. Проверка домашнего задания.
— Какая орфограмма, помимо орф. № 25, есть в глаголах
славится, помнится, видится? Запишите эти глаголы в на-чальной форме, образуйте от них одну из форм прошедшего времени. Учитель обращает внимание на глагол видеть (ви-деться) и предлагает сопоставить написание формы 3-го л.ед. ч. и формы прошедшего времени: видит, видится — видел, виделся. Учащиеся выделяют окончания и суффиксы в этихглаголах.
III. Тренировочные упражнения.Работа ориентирована наумение использовать глаголы в собственных текстах.
1. Упр. 673, 674, 682 (учащиеся могут выбрать один из сю-жетов). Конкурс на лучший рассказ по картинкам.
2. Упр. 681 сопровождается лексической работой. Почему
в тексте используются глаголы настоящего времени? В момент речи или постоянно происходят действия, которые они обозна-чают?
3. При работе над заданием упр. 683 учитель предлагает написать сочинение так, чтобы глаголы обозначали действия, происходящие постоянно.
4. Упр. 684, использование материалов упражнения при подготовке диалога по заданию упр. 685. Учащиеся работают
в парах, готовят сценку, класс выбирает лучший вариант, оце-нивает использование в диалоге «вежливых слов», разнообраз-ной лексики, интонационных вариантов.
IV. Подведение итогов урока.Учащиеся формулируют во-просы по изученному материалу, задают вызванным к доске ученикам, оценивают их ответы, а также проводят самооценку усвоения материала.
V. Домашнее задание.Упр. 686.
Урок 182. Морфологический разбор глагола (§ 120)
Цели урока: научить делать морфологический разбор глагола с со-блюдением последовательности действий; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Самоанализ. Анализ степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Построение устного и письменного высказы-вания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Расшифровка представлен-ных схем:
1) по | ит ; 2) пере | ешь | . Подбор примеров. | ||||||
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Диктант по упр. 686 с взаимопроверкой либо графический (предложения 1, 3) и выборочный. Записанные глаголы, как
и глаголы из лингвистической разминки, характеризуются по известным учащимся признакам.
III. Работа по теме урока.
1. Анализ порядка морфологического разбора глагола, сопо-ставление его с разбором существительного и прилагательного (с. 79, 94); сравнение устного и письменного разбора глагола (с. 128), повторение элементов связи между частями рассужде-ния (во-первых, во-вторых, в-третьих).
2. Устный разбор глаголов из домашней работы (4-е предло-жение), письменно — из упр. 687. После этого стихотворение выразительно читается, выполняются текстовые задания.
IV. Закрепление изученного материала.Объяснительныйдиктант.
Заря разгорается, заливает долину светом и возвращает лесу его яркий цвет. В траве стрекочут кузнечики, хлопочут в цветах пчё-лы, колышется у берега тростник, взлетают в воздух перепёлки. Небо висит низко, но дышится легко, и красота окружающей при-роды захватывает, очаровывает, забирает путника в плен сво-ей прелести. Состояние удивительного спокойствия переполняет душу, и хочется повалиться на траву, обнять землю и целовать её. (М. Бондаренко)
По итогам диктанта группы готовятся к устному морфологи-ческому разбору глаголов из записанного текста, формулируют вопросы для подведения итогов урока.
V. Подведение итогов урока.Перекрёстный опрос междугруппами.
VI. Домашнее задание.Подготовка к словарному диктанту.