II. Работа по теме урока: систематизация сведений о типах речи, анализ повествования.
1. — Является ли текстом сделанная запись? Почему? Что такое текст?
2. Повторение сведений о типах речи.
Учитель напоминает учащимся, что в зависимости от содер-жания высказывания наша речь может быть повествованием, описанием или рассуждением. Если мы хотим последователь-но передать действия, то создаём повествование; в описании мы перечисляем признаки чего-либо, а если хотим разобраться в причинах, то строим рассуждение.
Учитель может сопроводить рассказ построением простой схемы:
повествование | описание | рассуждение |
Ї | Ї | Ї |
Что происходит | Каков предмет, | Почему так |
сначала, потом? | что его отличает? | происходит? |
3. Выразительное чтение и анализ текстов, определение их принадлежности к конкретному типу речи.
I. В дверях показался коренастый, маленького роста, чернявый матрос с медною серьгою в ухе. На вид ему было лет пятьдесят. За-стёгнутый в мундир, высокий воротник которого резал его красно-бу-рую шею, он казался неуклюжим и весьма неказистым. Густые взъе-рошенные брови придавали его лицу несколько сердитый вид. (Какой матрос?)
II. Федос Чижик пользовался большим авторитетом и в своей роте,
и на судах, на которых плавал. Все знали его как человека правиль-ного, вдобавок с умом и не раз доказавшего и знание дела, и отвагу. (Почему он пользовался авторитетом?)
III. Был уже пятый час, когда Федос простился с хозяевами
и вышел на улицу. Сделав необходимые покупки, он пошёл на Пе-тровскую пристань, встретил там среди гребцов на шлюпках зна-комых, поговорил с ними, узнал, что его судно находится теперь в Ревеле, и в седьмом часу вечера направился домой. (Что делал
Чижик после того, как вышел из гостей?) (По К. Станюковичу)
4. Работа с текстом повествовательного типа: выделение гла-голов-сказуемых, передающих совершаемые героем действия,
и подбор наречий, которые помогают подчеркнуть последова-тельность происходящего: (сначала) простился1 → (потом) вышел2 на улицу → (затем) сделал покупки3→ (дальше) пошёл4 на пристань → (через некоторое время) встретил5 гребцов → (после этого) поговорил6→ (наконец) направился7
домой. — В течение какого времени развивается действие? Ка-кими словами в тексте это показано? Сколько действий смени-лось? Можно ли запечатлеть происходящее на одной фотогра-фии или нужно сделать несколько кадров?
III. Подготовка к изложению.
1. Чтение текста К. Паустовского (упр. 282), определение его функционально-смыслового типа. Составление плана (соответ-ствует последовательности действий). Пересказ истории с опо-рой на выделенные глаголы.
2. Представляет ли читатель то, как выглядит шкатулка? С помощью какого типа речи это достигается? Учащиеся анали-зируют, каким образом автор вводит описание шкатулки в по-вествовательный текст:
1) нашли шкатулку — на её крышке надпись;
2) открыли крышку — (увидели) внутри...
3. Учащиеся самостоятельно работают с продолжением исто-
рии шкатулки (упр. 283), опираясь при этом на памятку на с. 169 и на задания к упражнению, в том числе выделяют описа-тельный фрагмент и выписывают трудные слова, необходимые
для передачи содержания текста. Учитель предлагает использо-вать те приёмы работы с повествованием, которые были рассмо-трены выше: выделить глаголы, найти указания на развитие действия во времени. Итогом работы должен стать план текста.
4. Обсуждение составленного учащимися плана, внесение необходимых исправлений и дополнений. При работе с гла-голами учитель говорит, что все глаголы стоят в одной фор-ме — прошедшего времени. Он сообщает учащимся, что такие формы чаще всего используются в художественном и разговор-ном стилях речи. Учащиеся анализируют стиль данного текста.
5. Соединение двух текстов, составление общего плана, под-бор заголовка, сжатие первого текста, подбор связки между первым и вторым текстами: о шкатулке забыли... — и вот как-то осенью; но неожиданно...; вдруг однажды...; никто не ожидал, что... и др.
6. Формулировка задания: на основе двух текстов написать подробное изложение-повествование, введя в него фрагменты описания шкатулки и её звучания.
IV. Написание изложения.
Урок 72. Звонкие и глухие согласные (§ 56)
Цели урока: актуализировать знания учащихся о глухих и звонкихсогласных; научить различать согласные по звонкости-глухости, на-зывать пары по звонкости-глухости, выделять непарные согласные, распознавать в словах глухие и звонкие согласные.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. По-знавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Использованиеспециальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудни-чество с учителем и сверстниками.
Х о д у р о к а