I. Формулировка цели урока через анализ его темы.

II. Сообщения учащихся о художнике(по материалам до-

машнего задания).

1. Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстра-цией видеоматериала: портрета А. Пластова, репродукций его картин: «Колхозный праздник», «Фашист пролетел», «Жат-ва», «Сенокос», «Ужин трактористов», «Родник» и др.

2. Пересказ, подготовленный по отрывкам из книги Е. Мура-шовой (упр. 24, 261).

3. Мини-диспут «Смог ли Аркаша Пластов доказать, что земля живая?».

III. Анализ картины, сбор материала к сочинению, состав-ление плана.

1. Изучение картины А. Пластова «Летом» (цветная вкладка

в конце учебника) желательно провести с использованием ре-продукции картины с помощью мультимедийных средств. Ха-рактеристика впечатления, которое произвела картина.

2. Ответы на вопросы, сформулированные в упр. 109.

3. Учитель рассказывает, что «Летом» — это жанровая кар-тина, т. е. такая картина, которая изображает повседневный быт человека. Художник, наблюдая за жизнью людей, потом отражает на своём полотне какой-то момент, эпизод. Вот, на-пример, как на этом. Можем ли мы дополнить то, что видим на картине? Что происходило до момента, который запечат-лел художник? А что будет после того, как герои картины отдохнут?

4. Сбор материалов к сочинению.

Внимание учащихся обращается на то, что теперь они долж-ны подобрать такие слова, которые помогут им передать всё, что художник создал с помощью кисти и красок: и облик геро-ев, и цветовую гамму картины, и форму предметов, и их «исто-рию», и настроение, которым картина насыщена.

I. Формулировка цели урока через анализ его темы. - student2.ru

Выделение предметов, изображённых на картине, оценка их роли в создании представления о героях, о событиях, кото-рые предшествовали их отдыху: девочка (с кружкой и веточкой ягод), спящая женщина, собака, корзина и ведро с грибами, кувшин, поляна, берёзки, трава, пень, лес.

Учащиеся подбирают и записывают прилагательные и гла-голы.

5. Составление плана сочинения.

Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается на-писать не сочинение — описание картины, а сочинение по кар-тине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элемента-ми описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам ис-пользовать опорные конструкции.

План сочинения   Опорные конструкции  
   
I. Вступление. Автор картины «Летом» А. Пла-
Мастерство художника в изо- стов умело изображает... Когда
бражении летнего дня и отды- мы смотрим на эту картину...
хающих грибников Живо представляется, как герои...
     
II. Основная часть. Ранним утром отправились... Не-
1. Раннее начало дня. Сбор легко было пробираться по лесу...
грибов и ягод. Описание кор- Корзина и ведро доверху наполни-
зины и ведра с грибами, кув- лись ... В кувшин собирали... Те-
шина с ягодами перь можно было возвращаться
  домой, но...      
   
2. Грибники на отдыхе: ...вышли из леса и остановились
— тенистое место под берёза- на... ...поляне,заросшей Грибни-
ми на поляне, густая трава; ки расположились... Уставшая
— сон уставшей матери; от... груза и... пути женщина...
— девочка наполняет ягодами Девочка в платке и...... платьице
кружку; не спит, она... Рядом с девочкой...
— верный пёс охраняет свою После отдыха...      
хозяйку          
       
III. Заключение. Художник любуется...    
Общее впечатление от картины ...Нампередаётся настроение...
           


IV. Письменное сочинение.

1. Написание чернового варианта работы.

2. Работа с памяткой «Как работать над сочинением» (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.

3. Создание итогового варианта сочинения.

Урок 24. Местоимение (§ 22)

Цели урока: повторить морфологические признаки местоимения;совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся; развивать при-ёмы изучающего чтения художественного текста и его пересказа.

I. Формулировка цели урока через анализ его темы. - student2.ru

Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятив-ные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Са-морегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений и их со-поставление в форме эксперимента. Синтез знаний. Построение сообщения в устной форме. Установление аналогий. Коммуни-кативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельно-сти. Умение работать в группе. Умение слушать и высказывать мнение.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации