I. Формулировка цели урока через анализ его темы.
II. Сообщения учащихся о художнике(по материалам до-
машнего задания).
1. Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстра-цией видеоматериала: портрета А. Пластова, репродукций его картин: «Колхозный праздник», «Фашист пролетел», «Жат-ва», «Сенокос», «Ужин трактористов», «Родник» и др.
2. Пересказ, подготовленный по отрывкам из книги Е. Мура-шовой (упр. 24, 261).
3. Мини-диспут «Смог ли Аркаша Пластов доказать, что земля живая?».
III. Анализ картины, сбор материала к сочинению, состав-ление плана.
1. Изучение картины А. Пластова «Летом» (цветная вкладка
в конце учебника) желательно провести с использованием ре-продукции картины с помощью мультимедийных средств. Ха-рактеристика впечатления, которое произвела картина.
2. Ответы на вопросы, сформулированные в упр. 109.
3. Учитель рассказывает, что «Летом» — это жанровая кар-тина, т. е. такая картина, которая изображает повседневный быт человека. Художник, наблюдая за жизнью людей, потом отражает на своём полотне какой-то момент, эпизод. Вот, на-пример, как на этом. Можем ли мы дополнить то, что видим на картине? Что происходило до момента, который запечат-лел художник? А что будет после того, как герои картины отдохнут?
4. Сбор материалов к сочинению.
Внимание учащихся обращается на то, что теперь они долж-ны подобрать такие слова, которые помогут им передать всё, что художник создал с помощью кисти и красок: и облик геро-ев, и цветовую гамму картины, и форму предметов, и их «исто-рию», и настроение, которым картина насыщена.
Выделение предметов, изображённых на картине, оценка их роли в создании представления о героях, о событиях, кото-рые предшествовали их отдыху: девочка (с кружкой и веточкой ягод), спящая женщина, собака, корзина и ведро с грибами, кувшин, поляна, берёзки, трава, пень, лес.
Учащиеся подбирают и записывают прилагательные и гла-голы.
5. Составление плана сочинения.
Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается на-писать не сочинение — описание картины, а сочинение по кар-тине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элемента-ми описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам ис-пользовать опорные конструкции.
План сочинения | Опорные конструкции | ||||
I. Вступление. | Автор картины «Летом» А. Пла- | ||||
Мастерство художника в изо- | стов умело изображает... | Когда | |||
бражении летнего дня и отды- | мы смотрим на эту картину... | ||||
хающих грибников | Живо представляется, как герои... | ||||
II. Основная часть. | Ранним утром отправились... | Не- | |||
1. Раннее начало дня. Сбор | легко было пробираться по лесу... | ||||
грибов и ягод. Описание кор- | Корзина и ведро доверху наполни- | ||||
зины и ведра с грибами, кув- | лись | ... В кувшин собирали... | Те- | ||
шина с ягодами | перь можно было возвращаться | ||||
домой, но... | |||||
2. Грибники на отдыхе: | ...вышли из леса и остановились | ||||
— тенистое место под берёза- | на... | ...поляне,заросшей Грибни- | |||
ми на поляне, густая трава; | ки расположились... | Уставшая | |||
— сон уставшей матери; | от... | груза и... | пути женщина... | ||
— девочка наполняет ягодами | Девочка в платке и...... | платьице | |||
кружку; | не спит, она... | Рядом с девочкой... | |||
— верный пёс охраняет свою | После отдыха... | ||||
хозяйку | |||||
III. Заключение. | Художник любуется... | ||||
Общее впечатление от картины | ...Нампередаётся настроение... | ||||
IV. Письменное сочинение.
1. Написание чернового варианта работы.
2. Работа с памяткой «Как работать над сочинением» (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.
3. Создание итогового варианта сочинения.
Урок 24. Местоимение (§ 22)
Цели урока: повторить морфологические признаки местоимения;совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся; развивать при-ёмы изучающего чтения художественного текста и его пересказа.
Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятив-ные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Са-морегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений и их со-поставление в форме эксперимента. Синтез знаний. Построение сообщения в устной форме. Установление аналогий. Коммуни-кативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельно-сти. Умение работать в группе. Умение слушать и высказывать мнение.
Х о д у р о к а