II. Опрос по домашнему заданию.
— Что такое речевой этикет?
— Зачем нужно соблюдать правила вежливого поведения?
— С помощью каких слов вы обратитесь ко взрослому незна-комому человеку, чтобы узнать, какой автобус идёт до нужной вам остановки?
Работу можно закончить, разыграв небольшую сценку «На остановке».
III. Устная работа по § 6.
1. Учащиеся информируются о том, что с данного урока на-чинается процесс повторения того, что было ими изучено в на-чальной школе. Ученикам предлагается самим сформулировать цели работы.
Затем анализируется название данного раздела в учебнике: «Вспоминаем, повторяем, изучаем», после чего формулируется ещё одна цель — расширение знаний на основе повторяемого материала.
2. Беседа с классом.
— Что вы знаете про буквы и звуки?
— Прочитайте текст упр. 20 и ответьте на поставленные во-просы.
Учитель внимательно следит за тем, чтобы примеры, при-ведённые учащимися, действительно соответствовали сформу-лированному ими антитезису: есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие
в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова:
хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примера-ми из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех.
— Однако русское письмо устроено так, что часто буква обо-значает совсем не тот звук, который мы произносим. По цепоч-ке приводим примеры (леса, вода, город, огород, вокзал и др.).
— Можем ли мы при помощи букв записать звучащую речь? Способна ли привычная нам буквенная запись слов отразить то, что мы произносим в точности? Например, сравните слова:
мала и мяла. Одинаково ли мы произносим первый согласныйзвук, обозначенный одной и той же буквой? Для того чтобы
в точности записать то, как мы говорим, букв не хватает, по-тому что звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэто-му для записи произношения была создана специальная систе-ма — фонетическая транскрипция.
IV. Тренировочные упражнения. Работа по учебнику.
1. Прочитайте материал учебника на с. 14, выпишите опре-деление слова транскрипция в словарь.
2. На с. 15 указаны знаки транскрипции. Используя их, за-пишите слова мала и мяла: [мала] — [м’ала].
3. Упр. 23. Учащимся сначала предлагается составить транс-крипцию и проанализировать звуковой состав слова люк: [л’ук], затем прочитать транскрипцию в обратной последовательности: [кул’] — и записать получившееся слово — куль.
4. Выписываем из упр. 21 слова, произношение которых не совпадает с написанием, и объясняем, чем надо руководство-ваться в их написании. Для подтверждения вывода читаем тео-ретические сведения на с. 15.
5. Комментированное письмо на основе слов, изученных
в начальной школе.
Россия, знаменитый, корзина, пассажир, автомобиль, пу-тешествие, телефон, медленный, горизонт, картина, памят-ник, библиотека, фонтан, календарь, костёр, богатый, заря, портрет, вагон, корабль, расстояние, троллейбус.
6. В процессе выполнения предыдущего задания у доски ра-ботает один из учеников: он выписывает слова с безударными гласными в корнях слов из текста упр. 24 и готовится переска-зывать текст. Слушая пересказ, учащиеся рассматривают ре-продукцию картины А. Пластова «Летом» (с. 185).
Слово репродукция (на доску вынесена выдержка из толково-го словаря) записывается в словарь.
V. Подведение итогов урока.
Итоги урока подводятся с опорой на комментированное пись-мо: в чём трудность написания данных слов, как соотносятся их произношение и написание. Проводится самоанализ на ос-нове выполнения задания 7.
VI. Домашнее задание.1. Работа над ошибками, допущен-ными в задании 7. 2. Чтение продолжения текста упр. 24 — упр. 261 (с. 121). Какие из приёмов изучающего чтения (с. 8) помогут запомнить содержание этого рассказа о детстве художника?
Урок 5. Орфограмма (§ 7)
Цели урока:познакомить учащихся с понятием «орфограмма»,её признаками; научить находить орфограммы и графически вы-делять их; познакомить с понятием «морфема» и способами её вы-
деления; продолжить формирование орфографических навыков
и навыков работы с учебником; расширить лексический запас. Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому со-
вершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособияи сообщений учителя. Построение устного высказывания на лингви-стическую тему. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Выступле-ние перед аудиторией сверстников. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая пятиминутка.«Это интересно».
— В прочитанном дома тексте о художнике А. Пластове вам встретилось слово пацан. Что оно обозначает?
Демонстрируется слайд (или предлагается раздаточный мате-риал) со сведениями из этимологического словаря:
Пацан — заимствовано из украинского языка, где является производ-ным от слова паця, что значит поросёнок. В украинском языке это слово образовалось от слов, с помощью которых подзывают свиней (паць-паць). Одновременно учитель даёт краткую характеристику этимологиче-ского словаря как словаря, рассказывающего о происхождении слов.