II. Тренировочные упражнения по теме урока.
1. О б ъ я с н и т е л ь н ы й д и к т а н т. После чтения тек-ста определяется его стилистическая принадлежность. Чи-слительные в тексте записываются словами.
Синий кит — самое крупное животное на Земле. Самка крупнее самца, её длина 30 м, масса более 100 т. Сердце синего кита весит 700 кг. Окраска голубовато-серая, с серебристо-серыми пятнами не-правильной формы. Брюхо иногда бывает желтоватым2 из-за водоро-слей.Небольшой спинной2плавник сдвинут назад; многочисленные горловые борозды далеко заходят на брюхо. С каждой стороны рта примерно по 365 иссиня-чёрных пластин китового уса длиной до 1 м. Синий кит проводит лето вблизи многолетних льдов в полярных об-ластях обоих полушарий. Обычно он плавает со скоростью 12 узлов.
( И з э н ц и к л о п е д и и )
У доски работают два ученика: 1-й выписывает все чи-слительные, 2-й — все сложные слова. При проверке рабо-ты учащиеся делают морфемный разбор (2), словообразова-тельный разбор выделенных слов, находят прилагательные, употреблённые в степенях сравнения.
Учителю следует обратить внимание на числительное обоих, предложить доказать, что это числительное, уде-лить внимание слову полушарие, которое образуется сло-жением с одновременной суффиксацией.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с упр. 403. С груп-пами слов а), в) у доски работают два ученика. Каждую группу все учащиеся дополняют своими словами.
3. В з а и м н ы й т р е н и н г: учащиеся записывают 5—6 цифр, передают соседу по парте, записывают цифры слова-ми, проводят взаимопроверку.
III. Контроль за усвоением темы.В ы б о р о ч н ы й д и к -
т а н т.
1) Я думаю, мне было одиннадцать или двенадцать лет — с тех пор сумел перемениться свет. (А. К. То л с т о й) 2) Было счётом их
семьдесят без одного, ровно семьдесят будет с тобой. (М. Ц в е т а -е в а) 3) Нам тогда — тебе шестнадцать было, мне семнадцать лет. (И. Б у н и н) 4) Молния блестит, грохочет гром. Миллиарды лет они вдвоём. (М. С в е т л о в) 5) Тринадцать миллионов… Что за цифра!
(И. С е л ь в и н с к и й)
IV. Подведение итогов урока.Три или четыре человекавыходят к доске. Учащиеся задают им каверзные вопросы о числительных.
V. Домашнее задание.Подготовиться к орфоэпическомудиктанту.
Уроки 128—129. Порядковые числительные (§ 70)
Ц е л и у р о к о в: научить правильно склонять порядковые чи-слительные, писать безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных, образовывать сложные порядковые числительные, сочетать порядковые числительные с названиями месяцев, событий, праздников.
Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельнос-ти. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учи-теля, переработка её разными способами. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.
Х о д у р о к а
I. Орфоэпический диктант.Учащиеся переписывают сло-ва, ставя в них ударение и вставляя пропущенные буквы:
Ветря(н, нн)ая мельница, кухо(н, нн)ый, плато, ветре(н, нн)ый чело-век, груш вый сок, языковая к лбаса, украинский, танцовщица, жа-люзи, языковые процессы, копировать, колосс, и(с, сс)иня-ч рный, этот к стюм красивее, сливовый джем, средства, перезвонит.
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Соедините слова, чтобы получились названия произве-дений (слова даны в начальной форме, одно слово может быть использовано несколько раз), определите их авторов.
Двенадцатый, два, | Подвиг Геракла, | В. Каверин, |
первый, сорок чет- | год, капитан, тол- | В. Богомолов, |
вёртый, девяносто | стяк, в августе, | В. Шекспир, И. Тур- |
третий, тринадца- | мушкетёр, лю- | генев, Ф. Искандер, |
тый, двенадцать, | бовь, ночь, стул | Ю. Олеша, В. Гюго, |
три | А. Дюма, И. Ильф | |
и Е. Петров | ||
— В каких названиях использованы порядковые числи-тельные?
— Попробуйте определить, в чём особенность склонения составных порядковых числительных. Для этого опреде-лите падеж числительного сорок четвёртый, выделите окончание, сравните с простым числительным сороковой:
в августе сорок четвёрт ого — в августе сороков ого .