II. Повторение и обобщение материала.
1. Подготовка ответов на контрольные вопросы учеб-ника (с. 39). Связный рассказ на темы (по вариантам): «Морфологические особенности имени прилагательного» (вопросы 1—4; материалы домашнего задания); «Право-писание имён прилагательных» (вопросы 5—9; таблица из упр. 389).
2. Составление таблицы по заданию упр. 387 учитель со-проводит заданием найти ошибку в примерах (досрочный образуется приставочно-суффиксальным способом) и до-полнить способы образования (сложение + суффиксация).
В сильном классе учитель может предложить вспомнить, образуются ли прилагательные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса), и вспомнить примеры (зо-
лотой | золото; хворый | хворать). Кроме того, если |
учащиеся хорошо воспринимают понятие «нулевой суф-фикс», можно предложить такое задание: найдите нулевой суффикс в прилагательных безухий и длинноухий (первое образовано при помощи приставки и нулевого суффикса, т. е. приставочно-суффиксальным способом; второе — сло-жением и суффиксацией, суффикс нулевой). Ряд таких слов учащиеся могут без труда продолжить: безголосый, безусый…; белозубый, синеглазый… .
Стоит обратить внимание на то, что невозможно опре-делить способ образования слова безухий как приставоч-ный, поскольку нет прилагательного ухий, следовательно, остаётся только вариант приставочно-суффиксальный с ну-левой суффиксацией.
3. Работа с упр. 390. Учителю следует предупредить воз-можное смешение сравнительной степени прилагательного
и наречия (на восток смотреть веселее), а также при-сутствие в тексте причастий: растущих, цветущих, рассе-янной. С последним из них предлагается работа.
— Сопоставьте два выражения: «Жил человек рассе-янный на улице Бассейной…» (С. М а р ш а к) и «Послед-няя туча рассеянной бури…» (А. П у ш к и н). Какое из повторяющихся слов является прилагательным, а какое пока неизвестной частью речи — причастием? Подберите к прилагательному синонимы, укажите его разряд. Дока-жите, что в этом слове нет известного вам суффикса -ян-, поэтому на него не распространяется правило, регули-рующее написание данной морфемы. Образуйте краткие формы прилагательного.
(Рассеянный — невнимательный. Рассеян, рассеянна, рассеянны. Ученики были очень рассеянны, поэтому сде-лали много ошибок.)
4. К о м п л е к с н а я р а б о т а с текстом упр. 388. В з а -
и м о п р о в е р к а выполненной работы.
5*. Задание по словообразованию.
— Вы знаете, что большое число прилагательных образует-ся от существительных. Теперь попробуйте от этих производ-ных прилагательных образовать существительные. Выявите
способы словообразования. Примеры: стол | столовый | |||||||||
столовая (сущ.); торжество | торжественный | торже- | ||||||||
ственность; ветер | ветряной | ветрянка. | ||||||||
III. Подведение итогов урока.Самоанализ усвоения темы.
IV. Домашнее задание.Упр. 391, выполнить указанныезадания и подготовить пересказ текста.
Р Урок 119. Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных промыслов
Ц е л и у р о к а: развить умение учащихся готовить устное сооб-щение с использованием приёмов поиска информации, отбора и си-стематизации материала; совершенствовать устную речь учащихся.
Личностные УУД. Познавательная инициатива. Регулятив-ные УУД. Планирование действий. Познавательные УУД. Из-влечение информации из материалов учебника. Структурирова-ние текста. Коммуникативные УУД. Коллективное обсуждение. Умение вести диалог, обмениваться знаниями.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
1. Морфемный и словообразовательный анализ слов алю-миний, алюминиевый. Куда «спряталась» последняя бук-ва основы производящего слова? Транскрибирование части прилагательного: [н’йивый’].
2. Объяснение значения редких слов. Обозначенное в тексте звёздочкой слово полуда в словаре учебника не представлено. Учитель получает возможность протестиро-вать учащихся на грамотный подход к выполнению до-машнего задания. Если ученики не выяснили значение слова, учитель представляет его сам.
ПолУда— тонкий слой олова, которым покрываютповерхность металлических изделий для предохранения
от окисления. | полуда. | ||||
Лудить | полудить | ||||
3. Определение темы текста упр. 391, защита заголовка, составление плана, пересказ текста.
II. Подготовка устного публичного выступления.
1. Формулирование цели с использованием заданий упр. 392, 393.
2. Обмен знаниями о народных промыслах. Учащиеся вспоминают знакомые им по урокам в 5 классе сведения
о жостовской росписи, дымковской игрушке, материалы 6 класса о богородской игрушке (упр. 345), о матрёшке (упр. 373), перечитывают словосочетания, подобранные при выполнении задания из упр. 375, материалы упр. 378. Учитель предлагает вспомнить, какие предметы декора-тивно-прикладного искусства есть у учащихся дома.
3. Выбор темы устного публичного выступления, со-ставление его плана, отбор рабочих материалов из исполь-зованных на уроке данных. Результатом работы должен стать вывод о достаточности / недостаточности имеющих-ся сведений для подготовки публичного выступления.
III. Подведение итогов урока.Обмен сведениями обисточниках, в которых можно найти дополнительный ма-териал, в том числе в Интернете.
IV. Домашнее задание.Собрать недостающий материал,скорректировать план, подготовить публичное выступле-ние (неделя на подготовку).