Р Урок 18. Сочинение-рассказ (упр. 83)
Ц е л и у р о к а: систематизировать сведения о признаках тек-ста; развить умение преобразовывать информацию, представлен-ную в виде схемы, в словесную; совершенствовать умение созда-вать письменное сочинение-рассказ.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Пла-нирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текст. Систематизация наблюдений. Коммуника-тивные УУД. Развитие речевой деятельности.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего заданияв форме мини-конкурсана лучший вариант подбора ключевых слов. Сначала класс работает в группах, каждая готовит свой вариант. Затем представители групп защищают свои варианты, вносят до-полнения, исключают неверно подобранные слова, подво-дят итог. Один-два ученика записывают слова на доске. (Учитель рекомендует выписать подобранные ключевые слова в тетрадь-справочник под рубрикой «Описание кар-тины» для дальнейшего использования.)
II. Систематизация сведений о тексте.Учащиеся систе-матизируют сведения о тексте, работая с диалогом, схемой (с. 45) и упр. 80, затем готовят выразительное чтение сти-хотворения Г. Сапгира (упр. 81) и дают ответ на постав-ленный в задании вопрос.
III. Сочинение-рассказ(упр. 83).
1. Подготовка к сочинению: повторение сведений о рассказе (элементы композиции); формулирование замы-сла — обдумывание ответа на вопрос (упр. 82); составле-ние первого предложения на основе получившегося ответа, обдумывание сюжета, запись ключевых слов, подбор заго-ловка. Учитель рекомендует использовать в работе памят-ку на с. 165.
2. Работа над сочинением.
IV. Домашнее задание.Повторить сведения о стилях речи.
Урок 19. Текст и стили речи (§ 18)
Ц е л и у р о к а: повторить сведения о стилях речи; научить пользоваться электронными ресурсами для получения научной ин-формации; совершенствовать умение проводить обработку текста.
Личностные УУД. Обогащение словарного запаса. Регулятив-ные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленнойзадачей. Познавательные УУД. Поиск информации с использо-ванием ресурсов Интернета. Структурирование текста. Коммуни-кативные УУД. Учебное сотрудничество.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая разминка.И г р а.«Спрятанное сло-во». Учащиеся записывают вынесенные на доску слова с пропущенными буквами (по материалам 5 класса) и про-водят самопроверку: если все буквы вставлены правильно, то они составят слово из рубрики «Пиши правильно».
Каб—нет; ра—чёт; рю—зак; деревья колыш—тся; ра—читать; спор—смен; без—кусный; ар—матный.
О т в е т: искусство.
Учащиеся записывают в словарики слова в рамках на с. 47—48, подбирают к ним однокоренные слова, опре-деляют лексическое значение слов, используя толковый словарь, имеющийся в кабинете. Если в классе есть Ин-тернет, учитель знакомит учащихся с порталом «Грамо-та.ру» (www.gramota.ru), которым можно воспользоваться для определения значения слов. Учитель подводит уча-щихся к теме урока, используя словарную статью «Стиль» (учащиеся видят, что слово стиль многозначное, лингви-стическое значение слова сопровождается пометой спец., анализируют примеры, данные в статье, сравнивают их с подготовленным дома материалом).
II. Стили речи.
1. Анализ схемы (с. 47) с опорой на материал, подго-товленный дома, выделение новой информации, содер-жащейся в схеме, иллюстрация сведений о стилях речи
с использованием упр. 84—86.
2. Составление плана текста «Первопечатник Иван Фё-доров», подготовка его пересказа.
3. Беседа с учащимися.
— Какими источниками можно воспользоваться, что-бы дополнить информацию, имеющуюся в данном тексте? Как переработать эту информацию? Какие способы были использованы на уроке? Что поможет вам запомнить све-дения из учебника истории, из энциклопедии? Каковы особенности работы с информацией, полученной из Ин-тернета, по сравнению с работой с информацией на основе других источников?
Учитель может предложить учащимся представленный ниже материал, размещённый на портале «Кредо.ру» (www.portal-credo.ru)1.
Иван Фёдоров был человеком необычайных дарований. Он владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, прекрасно разбирался в тонкостях церковно-сла-вянской грамматики, был вдумчивым редактором, иску-сным наборщиком и оружейником, занимался педагогикой, философией, историей.
Далеко не все обстоятельства жизни Ивана Фёдорова из-учены, потому что сохранилось очень мало документов о нём. Источниками сведений стали в основном предисловия к выпущенным им изданиям.
Чем занимался Иван Фёдоров до 1564 г., где он учил-ся? Сохранилась книга Краковского университета, в кото-рой записывали имена лиц, удостоенных учёных степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Фёдора Москвитина», который в 1532 г. получил степень бакалавра. Возможно, это и есть будущий московский первопечатник. Поскольку степень бакалавра обычно получали в возрасте от 17 до 21 года, можно предположить, что он родился около 1510 г.
Есть и другое мнение: будущий первопечатник происходил из среды московского духовенства и учился в Москве, воз-можно, в школе при кремлёвском Благовещенском соборе.
В 50—60-х гг. XVI в. Иван Фёдоров был диаконом церкви во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского в Москов-ском Кремле.
К середине XVI в. сложились условия для возникновения книгопечатания в столице русского государства. В Древней Руси книги распространялись посредством переписывания. Стране, пределы которой в XVI в. значительно расширились,
1 Материал дан в сокращении.
требовалось много новых певческих книг, богослужебных Апостолов, Евангелий. Нужны были новые формы книжно-го производства.
Иван IV решает основать большую государственную печат-ную мастерскую. Здание для неё было возведено непода-лёку от Кремля. Печатный двор был сооружён на средст-ва самого царя, а во главе печатной мастерской поставили Ивана Фёдорова.
Первой русской печатной книгой стал «Апостол», работа над которым была завершена 1 марта 1564 г. Московский «Апостол» — самое известное из 12 изданий, выпущенных в свет Иваном Фёдоровым. Это во многих отношениях за-мечательная книга: прекрасно читается шрифт, перед тек-стом помещено изображение святого апостола и евангелиста Луки, одного из авторов и героев книги.
Осенью 1572 г. Иван Фёдоров вместе со всеми своими инструментами и шрифтами перебирается во Львов — крупнейший город Галицкой Руси. Здесь была основана первая на украинской земле типография. В 1574 г. львов-ская типография Ивана Фёдорова издала первый извест-ный нам печатный восточнославянский учебник — «Азбу-ку». Затем Ивана Фёдорова пригласили в Острог, где он продолжал свою типографскую деятельность и занимался преподаванием в школах.
В 1581 г. увидела свет «Острожская Библия» — наибо-лее прославленное издание Ивана Фёдорова. Хорошо знали «Острожскую Библию» и в Московской Руси. Эта книга в 628 листов большого формата, открывает её нарядный ти-тул, заключённый в гравированную на дереве рамку.
В 1583 г. типограф совершает далёкое путешествие — едет в Краков, в Вену и, возможно, в Дрезден, в архиве которого сохранилось письмо Ивана Фёдорова саксонскому курфюрсту Августу, написанное в Вене 23 июля 1583 г.
Вернувшись во Львов в конце 1583 г., Иван Фёдоров за-болел и 5 декабря 1583 г. умер. Похоронили его в Свято-Онуфриевском монастыре и над могилой положили плиту
с надписью «Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем не-виданных».
Учащиеся выписывают ключевые слова из данного ма-териала, словосочетания, составляют план, выстраивают хронологию жизни первопечатника, запоминают места его пребывания, готовят комментарий неизвестных слов.
Материал используется при подготовке домашнего за-дания (упр. 87). Объясняя задание, учитель исправляет допущенную в формулировке задания грамматическую ошибку. Надо употребить дательный падеж вместо роди-тельного: «у памятника этому замечательному человеку».
III. Подведение итогов урока.Самоотчёт.
IV. Домашнее задание.Устное выступление по заданиюупр. 87.
Урок 20. Официально-деловой стиль речи (§ 19)
Ц e л и у р о к а: познакомить с особенностями и жанрами офи-циально-делового стиля речи; научить распознавать специальные слова и словосочетания, употребляемые в официально-деловом сти-ле, составлять заявление и объяснительную записку по образцу.
Личностные УУД. Обогащение словарного запаса. Мотивацион-ная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Планиро-вание действий в соответствии с поставленной задачей. Познава-тельные УУД. Построение письменного высказывания по данноймодели. Коммуникативные УУД. Умение работать в команде.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Учащиеся записываютпословицы, восстанавливая пропущенные в них слова.
1. Без | жить — | только небо коптить. 2. | Всякое | челове- | |||||||
ком ставится, | человеком и славится. 3. Кончил | — гуляй смело. | |||||||||
4. Всякий человек в | познаётся. 5. Дерево | смотрится в плодах, | |||||||||
а человек — в | . | ||||||||||
— Какое слово объединяет все пословицы? (Дело.) Сфор-мулируйте, какое отношение к делу отражено в них, до-полните их другими пословицами со словом дело, вам известными. Подберите к слову дело антонимы (безделье, праздность) и синонимы (работа, труд, занятие, профес-сия), запишите однокоренные слова.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.Учитель даёт слово трём-четырём ученикам (по ихжеланию, по выбору класса). Класс выбирает лучшего эк-скурсовода, а учитель предлагает наградить его специаль-ным дипломом, текст которого должны составить учащи-еся. Предварительно класс решает, какой стиль речи для данного текста следует выбрать. Учащиеся используют рас-суждение от противного, опираясь на последовательность, предложенную в схеме на с. 47.