Урок «Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть монолога Киша из повести Джека Лондона «Сказание о Кише».

Слово учителя.

Благодаря писателю Джеку Лондону мы познакомились с особенностями трудной жизни и быта эскимосов, а смекалистый, самостоятельный мальчик Киш стал любимым героем. Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству очень интересного писателя, с которым вы уже знакомы с уроков литературного чтения, многие из вас читали его произведения самостоятельно. Это Виктор Петрович Астафьев. Какие рассказы вы читали? О чём они? Кто может поделиться впечатлениями о прочитанных произведениях? (Свободные ответы учащихся).

В учебнике на с.183 посмотрим на портрет этого замечательного писателя.

- Что вы можете сказать о нём? (Ещё не старый, красиво зачёсанные волосы, изображён вполоборота, как будто пристально рассматривает что-то, мягкий, спокойный взгляд, располагает к себе).

- Прочитайте вопрос, предшествующий статье об авторе, и дайте на него ответ. (Действительно, таких произведений много: о своём детстве писали Л.Толстой, М.Горький С.Аксаков и др.)

- Познакомимся с содержанием статьи, которая расскажет о трудном детстве писателя. О своеобразии его творчества.

3. Работа с учебником. Чтение статьи на с.183 – 184. Беседа по вопросам.

- Что такое сибирский характер?

- Чем он привлекал Астафьева-прозаика?

- Как ты думаешь, почему события, произошедшие много лет назад, оставили яркий след в памяти писателя и легли в основу его произведения?

- На вопрос о других писателях-сибиряках вы дадите ответ на следующем уроке, посоветовавшись с родителями, библиотекарем, обратившись к ресурсам Интернет.

- Познакомимся с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Читая рассказ, мы будем выделять смысловые части и подбирать к ним соответствующие заголовки.

4. Чтение рассказа, подбор заголовков частей.

Неудачи рыбаков.

В тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

Заблудился.

5. Домашнее задание: дочитать рассказ, разбить на части, подобрать заголовок к каждой части.

Урок «Образ главного героя в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказВ.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).

Тревожная ночь.

Поиски Енисея.

Ночлег на берегу озера.

Поиски дома продолжаются.

Родная река.

Спасение.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.

2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.

- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?

- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?

- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?

- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?

- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?

- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?

- Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).

Работа с текстом произведения.

Задание: сравните «Кладовую солнца» М.М.Пришвина и « Васюткино озеро» В.П.Астафьева.

Чем похожи события, о которых рассказывается в этих произведениях?

Чем похожи герои?

Какова роль природы в этих произведениях?

Что помогло героям справиться с трудностями?

Объясните, почему М.М.Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью, а В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - рассказом?

Скажите, переживания героев, оказавшихся наедине с природой, знакомы вам, или вы никогда не попадали в подобные ситуации?

4. Домашнее задание: составить рассказ «Как я заблудился». Приходилось ли вам терять дорогу в лесу? Может быть, кто-то из членов вашей семьи когда-нибудь заблудился? Подготовьте об этом небольшой рассказ, а может, вы выберете жанр сказки? Обязательно опишите состояние человека, осознавшего сложность положения, расскажите, кто помог в трудной ситуации?

Наши рекомендации