Урок 86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки вы­разительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были составить текст об одном из живот­ных. Послушаем ваши рассказы.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)

2. Рассказ учителя об авторе

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведе­ний о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина»

(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)

2. Работа над текстом

— О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вста­вала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было ки­пяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каж­дый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на ка­кую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)

— Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» При­швин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас назы­вает?

(Дети читают два последних абзаца.)

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. При­швина. Вставьте пропущенные слова.

1. Я однажды встал тоже....

2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....

3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....

4. Моя охота была и тогда и теперь — ....

5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....

6. И охранять природу — значит....

3. Выразительное чтение по цепочке

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого че­ловека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.

— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Ро­дина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)

Домашнее задание

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.

Уроки 87, 88. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

— Прочитайте медленно.

— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родствен­ные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвер­дительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень бы­стро).

III. Введение в тему

1. Беседа

— Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)

— Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)

— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

IV. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

V. Работа по теме урока

1. Беседа по рассказу «Листопадничек»

— Понравилось ли вам произведение? Чем?

— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)

2. Рассказ о писателе

— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.

VI. Проверка домашнего задания

— А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно по­стигать тайны природы? Чем является для человека при­рода?

Домашнее задание

Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Не хочет косой косить косой;

Говорит: «Коса коса».

— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».

— Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? {«Косой» — в значении «заяц» и в значении «коса» — инструмент, которым косят траву. «Коса» — в значении «косая» и «коса» — инструмент.)

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте очень быстро.

III. Работа по теме урока Выборочное чтение

— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она по­явилась?

— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

— Кого встретил зайчонок во время путешествия?

— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о раз­говоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распре­делить?

(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)

— Почему листопадничек остался в хатке бобров?

— Как провел зайчонок зиму?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Деление текста на части

- Как вы думаете, это рассказ или сказка? {Это сказка о жи­вотных: там животные разговаривают, путешествуют.)

- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.

План

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Зайчонок в хатке бобров.

4. Пришлось остаться на зиму.

5. За долгую зиму большого страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)

2. Характеристика героя

- Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.

— Как вы думаете, почему автор именно так закончил исто­рию про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расска­жите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.

VI. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Домашнее задание

Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?

Наши рекомендации