II. Работа по теме урока с использованием материалов учебника.
1. Учащиеся по группам готовятся к учебному диало-гу о тексте на основе известных им сведений, определяют понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок текста, затем читают теоретические сведенияна с. 34, 37, 38, работают со схемой упр. 65.
2. Упр. | 60. | В процессе работы можно использовать |
г р у п п о в | у ю | форму деятельности, предоставив учащим- |
ся возможность использовать рассуждение-доказательство для обоснования своей точки зрения. Работа заканчивает-ся выразительным чтением текста.
При выполнении упражнения следует особенно внима-тельно подойти к выделению слов, связывающих предло-жения в абзацах, чтобы вывод о средствах связи, представ-ленный на с. 35, явился следствием проведённого анализа. Учитель рекомендует учащимся воспользоваться цветными
карандашами (либо текстовыми выделителями), сделать запись выдержек:
1-й | абзац: 1) | кипрей | 2) | около | кипрея | 3) вокруг | ||||||||||||||||||||||
кипрея | 4) | этот цветок… | теплоту | 5) | в этой теплоте | … | кипрея; | |||||||||||||||||||||
абзац: | ||||||||||||||||||||||||||||
2-й | 1) | кипрей… | с | соснами | (защитник, | |||||||||||||||||||||||
2) это их | сторож | |||||||||||||||||||||||||||
нянька); | ||||||||||||||||||||||||||||
3-й абзац: 1) у | кипрея… | он | 2) | цветок. | ||||||||||||||||||||||||
Поскольку объём материала, выносимого на урок, до-статочно значителен, а предлагаемые для работы тексты велики, учителю следует (в зависимости от подготовлен-ности класса) решить, будут ли учащиеся записывать дан-ный текст полностью или ограничатся частичной записью.
3. Устная работа по исправлению речевых недочётов
в упр. 62 (класс делится на три группы).
4. Групповая работа (5 групп) по заданиям к упр. 61, 63, 64, 66, 67. Каждая группа готовит выразительное чте-ние своего текста, даёт ответы на поставленные вопросы. Учитель контролирует процесс подготовки к выступлению каждой группы, консультирует учащихся, предлагает груп-пам прокомментировать значение слов вальдшнеп (обратить внимание на постановку ударения!), франт, силок, дубрава.
III. Подведение итогов урока.Класс оценивает качествоработы каждой группы, делает обобщение по материалам урока, выделяет новые сведения о тексте, полученные в процессе работы.
IV. Домашнее задание.Сочинение по заданию к упр. 68,работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Р Урок 16. Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу (§ 15)
Ц е л и у р о к а: совершенствовать механизм вероятностного прогнозирования при чтении текста; научить учащихся созда-вать текст по данному началу и концу.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации.Создание сочинения по данному началу и концу. Коммуникатив-ные УУД. Коллективное обсуждение.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.И г р а «Шарада» (учительпредлагает учащимся вспомнить значение слова шарада, знакомого с 5 класса, затем приступить к разгадыванию шарады).
1-й слог этого слова — приставка в слове водопровод; 2-й слог — это слово, у которого последняя буква заменена на девятую букву русского алфавита, обозначает бородатого карлика.
О т в е т: прогноз.
— Что такое прогноз? Подберите к слову однокоренной глагол, а к глаголу — слова-синонимы. (Прогнозировать — предсказать, предвидеть, предполагать, предвосхитить).
II. Работа по теме урока.
1. Учитель предупреждает учащихся, что на уроке им придётся проявить свои способности к прогнозированию, и предлагает выполнить задание на с. 39, а затем проверить себя, прочитав текст упр. 69.
2. Учащиеся рассматривают картинку на с. 40, объясня-ют, какую часть текста она иллюстрирует. Отвечают на во-просы учителя: может ли последнее предложение прочитан-ного текста стать первым в новом тексте? Как вы назовёте такой текст? Каким предложением можно его закончить?
3. Работа с упр. 71 сопровождается рассуждением уча-щихся.
4. Сбор текста. Учитель предлагает учащимся текст (по сказке В. Бианки), в котором переставлены абзацы. Уча-щиеся находят абзацы с первым и последним предложени-ями, затем выстраивают остальные части текста, подбира-ют заголовок. Работу учащиеся комментируют.
1) И тут из-за леса выскочила лёгонькая лодочка. В ней сидел Охотник. Охотник поднял ружьё, и не успел Лебедь взмахнуть крыльями, как грохнул выстрел. И свалилась гор-дая голова Лебедя в воду.
2) Вот и говорят люди: «В лесу первое дело — уши, гла-за — второе».
3) Встретились как-то Лебедь и Бобёр, и говорит Лебедь: «Тебя, слепыша, охотники голыми руками поймают и в карман поло-жат». Слушал Бобёр, слушал и говорит: «Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ли ты тихий плеск за третьим по-воротом речки?» Лебедь прислушался и говорит: «Выдумываешь ты, никакого плеска нет. Тихо в лесу». Подождал Бобёр и сно-ва спрашивает: «А теперь слышишь плеск за вторым поворотом речки?» Но и этого плеска не слышал Лебедь, не услышал он плеска и на ближнем пустолесье. «Нарочно ты, Бобёр, выдумыва-ешь! Тихо в лесу! Не хочу с тобой водиться!» — сказал Лебедь и отвернулся от своего собеседника. «Тогда прощай. И пускай тебе так же послужат твои глаза, как мне мои уши служат», — сказал Бобёр, нырнул в воду и скрылся. А Лебедь поднял свою белую шею и гордо посмотрел вокруг: он подумал, что его зоркие глаза всегда вовремя заметят опасность, а потому ничего не боялся.
4) Жили на извилистой лесной речке Бобёр и Лебедь. Хо-роша была у Бобра шуба, хороши и уши. Но вот глаза у Бо-бра подгуляли: слабые глаза. А у красивого и гордого Лебедя было отличное зрение.
О т в е т: 4, 3, 1, 2. Авторский заголовок: «Глаза и уши».
III. Сочинение по данному началу и концу.Учащиесявыполняют упр. 70, затем придумывают сказку по зада-нию упр. 72. Для того чтобы были использованы все три начала и конца сказок, представленные в задании, учи-тель может рекомендовать работу по вариантам (или по группам). Сочинение выполняется устно.
IV. Подведение итогов урока.Учащиеся оценивают ра-боту товарищей, выбирают лучшую сказку по каждому из вариантов, проводят самоанализ, выявляя достоинства
и недостатки в своих сочинениях.
V. Домашнее задание.Сочинение по данному началу(упр. 73).
Урок 17. Ключевые слова (§ 16)
Ц е л и у р о к а: развить представление учащихся о ключевых словах; научить выделять ключевые слова в готовом тексте и определять ключевые слова будущего текста.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информа-ции. Создание сочинения по ключевым словам. Коммуникатив-ные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Коллек-тивное обсуждение.
Х о д у р о к а