Xiii. слоговая структура слова
п/п | Класс слов | Самостоятельное называние (по картинкам) | Повторение за логопедом |
Двусложные из двух открытых слогов (ноты, муха, дети, вата) | |||
Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы) | |||
Односложные (кот, дом, мак, дым) | |||
Двусложные: с одним закрытым слогом (петух, хобот, диван, веник); со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли); с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан). | |||
Трехсложные: с закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток); со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка); закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник); с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист) | |||
Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк) | |||
Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо) | |||
Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы) | |||
Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник) |
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора _______________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу_____________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке________________________________________________
Жираф живет в зоопарке_____________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)
XIV. Лексическая сторона речи
1. Понимание обращенной речи________________________________________________________
(ограниченно, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)
2. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
ваза _______ венок _______ пылесос _________ корни ______ аквариум ________ тротуар ______ винегрет _______________ клумба ___________ сердитый __________ острый _________ томатный ____________ зазеленело__________ гремит ______________
3. Знание названий предмета и его частей:
стул (ножки, сиденье, спинка)_________________________________________________________
чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_______________________________________________
машина (кабина, кузов, колеса...)______________________________________________________
4. Употребление обобщающих слов:
с 5 лет:
овощи ___________ мебель ________________ домашние животные __________________
фрукты ___________ посуда____________________ дикие животные____________________
одежда ______________ цветы ___________________ грибы_____________________
обувь __________________ деревья______________________ рыбы_________________
с 6 лет:
транспорт_______________________ профессии______________________
ягоды ____________________ насекомые __________________________
бытовые приборы _____________________ продукты питания _____________________
5. Знание названий животных, птиц и их детенышей:
кошка _______________лиса _______________ курица _________________ корова ____________
заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________
утка ___________ коза ______________....... волк _________________ овца ........__________
лошадь _________________ свинья __________________ белка_____________________
6. Кто где живет?
медведь____________________лиса ______________ белка________________птица ___________ волк _______________ собака ________________
7. Кто как кричит?
Корова_______________лягушка___________утка _______________собака___________воробей ___________ гусь _________лошадь _________ кошка ______________ мышь________________
8. Кто как передвигается?
змея________комар _______ заяц __________ бабочка ______________ гусеница _____________
уж ___________ рыба __________ лягушка _____________ птица________________
9. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова ):
солнце (какое?)_____________________________________________________________________
апельсин (какой?)___________________________________________________________________
лиса (какая?)_______________________________________________________________________
облака (какие?) _____________________________________________________________________
10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:
с 5 лет: с 6 лет:
веселый __________________друг ________________________говорить_________________
широкий ________________шум_____________________ссориться ____________________
большой________________________больной_____________радоваться _____________________
злой ____________свет _________________спать_________________
сладкий _________________ _сухой _____________________ хвалить ____________________
Вывод: ____________________________________________________________________________
XV. Грамматический строй речи
1. Обследование понимания грамматических категорий (числа, рода)
На какой картинке матрешка?_________________________________________________________
На какой матрешки?_________________________________________________________________
Где мяч?__________________А где мячи?__________________
Где гнездо?____________________Где гнезда?________________________
Где бежит?_____________________ Где бегут?________________________
Где играет в мяч?_________________________. Где играют в мяч?________________________
На какой картинке деревянная?__________________________________
На какой деревянные?_______________________________________________________________
Где красный?_______________________________________________________________________
Где красные?_______________________________________________________________________
Где Женя собирал грибы?____________________________________________________________
Где Женя собирала грибы?____________________________________________________________
Где Женя читал книгу?______________________________________________________________
Где Женя читала книгу?______________________________________________________________
Где красный?______________________________________________________________________
Где красное?_______________________________________________________________________
Где красная?________________________________________________________________________
2. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением. Покажи картинку:
карандаши в пенале________________ карандаши на пенале____________________
карандаши за пеналом _______________________ карандаши перед пеналом_________________
3. Преобразование имени существительного единственного числа во множественное число:
дом________глаз _______________ утенок___________________карандаш_________________
ухо_____________________стакан_________________перо ___________________ рукав _______
окно _______________ паук______________________стол _________________ рот _________
дерево_____________ петух _______________ стул_________________мост _____________
4. Употребление имен существительных в родительном падеже, множественного числа:
Чего много в лесу? __________________________________________________________________
Кого много в лесу? __________________________________________________________________
Чего много в детском саду? Кого много в зоопарке? ______________________________________
5. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
нос __________ стул __________ вишня _________ рука ______ птица _________утка _____
плечо ________ ведро _______ сумка _______ голова _____ стол ___________воробей________
глаз __________ диван _________ мост _______ цветок _________ведро _________шар _______
6. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:
1 мяч 1елка 1яблоко
2 __________________ 2 _________________ 2 ________________
3 ___________________3 __________________ 3 __________________
4___________________ 4 ___________________ 4 ____________________
5 ___________________5 _____________________5___________________________
7. Употребление в речи предлогов:
простых___________________________________________________________________________
сложных __________________________________________________________________________
8. Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет:
чей фартук? (мама, бабушка) _________________________________________________________
чей дом? (Таня, кошка)_______________________________________________________________
с 6лет:
чьи следы? (лиса, заяц)_______________________________________________________________
чья голова? (медведь, волк)___________________________________________________________
9. Образование относительных прилагательных:
каша из риса (гречки, пшена)__________________________________________________________
компот из вишни (яблок, слив)________________________________________________________
салат из моркови (капусты, свеклы) ____________________________________________________
дом из кирпича (камня, дерева) _______________________________________________________
платье из шерсти (шелка, сатина) одеяло из пуха (шерсти, ваты) ___________________________
10. Образование глаголов при помощи приставок:
ехал_______________________________________________________________________________
летел______________________________________________________________________________
лил________________________________________________________________________________
Вывод:
XVI. Фразовая речь
Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами______________________________________________
по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:
на, Саша, лыжах, катается__________________________________________________________
клетки, чиж, из, вылетел_____________________________________________________________
по картинкам_______________________________________________________________________
Вывод:_________ ___________________________________________________________________
(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм — нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)
XVII. Связная речь
(образцы детских рассказов обязательно записываются)
1. Составление рассказа по картине___________________________________________________
2. Составление рассказа по серии картин_______________________________________________
3. Пересказ_________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение_________________________________________________________
Дата______ Логопед ________________________________________________________________
План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп
Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий. В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и под-групповых занятий.
Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.
Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.
Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.
Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН
(подготовительная к школе группа)[1]