XIII. Слово служит светом и для тех, кто вне церкви и у кого нет Слова.

267. С небесами не может быть соединения, если где-нибудь на земле нет церкви, в которой есть Слово и по нему известен Господь, потому что Господь - это Бог небес и земли, и без него спасение невозможно. Соединение с Господом, как и сообщение с ангелами, происходит через Слово, см. 234-239. Достаточно того, чтобы была церковь, в которой есть Слово, даже если она состоит из относительно немногих людей. Всё равно через Слово Господь присутствует во всех землях мира, ибо оно соединяет небеса с родом человеческим.

268. Нужно объяснить, как Господь и небеса присутствуют через Слово во всех странах и соединяются с ними. Все ангельские небеса перед Господом - как один человек, и то же самое церковь на земле. Что они на самом деле выглядят, как один человек, показано в книге "Небеса и ад" (59-86). В человеке содержится церковь там, где читается Слово и по нему известен Господь, как в теле содержатся сердце и лёгкие, небесное царство Господа - как сердце, духовное - как лёгкие. Как по этим двум источникам жизни в теле человека существуют и живут все остальные члены, внутренности и органы, так же и все те на земле, у кого есть религия и кто поклоняется одному Богу и живёт доброй жизнью, существуют и живут по соединению Господа и небес с церковью через Слово. Так они пребывают в том человеке и соответствуют членам и внутренностям вне грудной клетки, в которой сердце и лёгкие. Ибо Слово в христианской церкви даёт жизнь остальным от Господа через небеса подобно тому, как сердце и лёгкие дают жизнь всем остальным членам и внутренностям тела. Подобно тому и сообщение между ними. По той же причине христиане, у которых читается Слово, составляют лёгкие того человека. Такие находятся в середине остальных, вокруг них - католики, далее - магометане, признающие Господа величайшим пророком и Сыном Божьим. За ними располагаются африканцы, а самые окраины образуют народы и племена Азии и Индии.

269. Что так устроены все небеса в целом, можно заключить по подобному строению каждого общества небес. Ибо каждое общество - это небеса в меньшем масштабе, также подобные человеку. (Это показано в книге "Небеса и ад", 41-87.) В каждом обществе небес те, что находятся в центре, также соответствуют сердцу и лёгким, и у них самый сильный свет. Сам свет, а вместе с ним и постижение истины, распространяется из этого центра во все стороны к окраинам, то есть ко всем, кто есть в этом обществе, принося им духовную жизнь. Это доказывается тем, что при удалении тех, которые в центре, то есть составляющих сердце и лёгкие и обладающих самым сильным светом, разум окружающих жителей оказывается в тени и в таком скудном постижении истины, что они жалуются. Но по возвращении тех, кто в центре, они видят свет и постигают истины, как прежде.

Можно привести сравнение с теплом и светом от солнца мира, которые дают жизненную силу деревьям и кустарникам везде, где встаёт солнце, даже в холодном или облачном климате. Тоже самое и небесные свет и тепло, исходящие там от Господа, как от солнца. Этот свет в своей сущности является Божественной истиной, от которой происходит всякая разумность и мудрость у ангелов и людей. Вот почему о Слове сказано, что оно было у Бога и было Богом, что оно просвещает каждого приходящего в мир и что свет даже во тьме светит (Иоанн 1:1,5,9). Слово здесь означает Господа относительно Божественной истины.

270. Из этого можно заключить, что Слово, которое есть у протестантов и у реформированных, служит светом для всех племён и народов через духовное сообщение. Кроме того, Господь предусматривает, чтобы на земле всегда была церковь, в которой читается Слово и по нему известен Господь. Поэтому, когда Слово было почти изгнано католиками, по Божественному провидению Господа произошла Реформация, и Слово было как бы вынуто из тайника и вошло в употребление. Подобно тому, когда Слово было совершенно искажено и осквернено у еврейского народа, и от него почти ничего не осталось, Господу угодно было сойти с небес, прийти в виде Слова и исполнить его, и таким образом обновить и восстановить, и дать свет жителям земли по следующим словам Господа:

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Исаия 9:1 и Матф. 4:16.

271. Поскольку предсказано, что в конце этой церкви также настанет тьма из-за того, что не будут знать, что Господь есть Бог небес и земли, и станут отделять веру от милосердия, Господу было угодно, чтобы не прекратилось подлинное понимание Слова и чтобы поэтому не погибла церковь, открыть духовный смысл Слова и показать, что Слово в этом смысле, и по нему - в природном смысле, содержит бесчисленные средства, которыми можно восстановить почти погасший свет истины из Слова. В Апокалипсисе во многих местах предсказывается, что в конце этой церкви свет истины почти угаснет. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славой и силой. Матф. 24:29,30.

Здесь солнце означает Господа относительно любви, луна - Господа относительно веры, а звёзды - Господа относительно познаний истины и добра. Сын Человеческий означает Господа относительно Слова, облако - буквальный смысл Слова, слава - духовный его смысл, просвечивающий через буквальный, сила - его могущество.

272. Мне дано знать по обширному опыту, что сообщение человека с небесами происходит через Слово. Когда я подробно прочитал Слово от первой главы Исаии до последней Малахии, а также Псалмы Давида, сосредоточившись мыслями на духовном смысле, мне было дано ясно постигать, что каждый стих сообщается с каким-либо обществом небес, и поэтому всё Слово сообщается с небесами вообще. Из чего ясно, что так же, как Слово есть Господь, Слово есть и небеса, поскольку небеса являются небесами по Господу, и Господь через Слово есть всё во всём в небесах.

Наши рекомендации