Наблюдение за сессиями медиации
Итак, ваши медиаторы начинают, наконец, медиировать дела. Не думайте, однако, что
на этом ваша работа закончилась. Координатор играет важную роль даже во время сессии
медиации.
В начале сессии
Большинство координаторов до начала сессии предоставляют школьникам-медиаторам
какую-то предварительную информацию, в том числе об именах сторон, ожидаемой
численности сторон и о том, каким образом стороны пришли на медиацию. Поскольку
медиаторы должны узнать все, что им нужно о споре, от самих сторон, сообщайте только
самое основное, а также некоторые особые обстоятельства, такие как
• подспудные вопросы, которые медиаторы должны отслеживать;
• особые инструкции от административного источника направления на
медиацию, которые медиаторы должны сообщить сторонам. (Возможно,
ответственный за дисциплину потребовал, чтобы после медиации стороны
вернулись к нему в кабинет, или же пообещал, что наказание будет смягчено,
если стороны придут к соглашению);
· особые ограничения во времени (возможно, у одной из сторон неожиданные дела через 30 минут);
· это вторая сессия медиации для данных сторон;
• из-за уровня враждебности медиаторы должны начать с частных сессий или
посадить стороны за противоположные стороны стола.
Координаторы могут также энергично напомнить медиаторам об основных положениях
и специфических моментах для медиатора. Напомните медиатору, который часто слишком
много говорит, чтобы он воздержался от этого на сессии. Новичкам полезно напомнить, что
они не должны настаивать на соглашении. (Иначе давление, которое стороны будут
чувствовать, окажет негативное влияние на их поведение).
Есть несколько путей, что бы собирать стороны в помещении для медиации. Вы
можете послать пропуски школьникам утром в день, назначенный для сессии медиации. Эти
пропуски позволяют медиаторам и сторонам оставить свои обычные обязанности и перейти
к медиации в назначенное время. Или же пусть медиаторы сопроводят стороны на сессию
медиации и после нее. Медиаторы-ровесники посмотрят на заполненном бланке
направления, где находятся стороны, пойдут за ними, проведут медиацию, а затем после
окончания сессии отведут стороны обратно в класс.
Некоторые координаторы посылают гибкий график (flow chart) в центр медиации,
чтобы направлять медиаторов в ходе процесса. Это помогает им брать на себя
ответственность за весь процесс. На гибком графике указаны следующие шаги медиатора:
1. Возьмите форму направления.
- 2. Возьмите форму соглашения, два листа для заметок и два вопросника.
3. Приведение стороны и отметьте их.
4. Проведите медиацию и напишите соглашение, если это возможно.
5. Поздравьте стороны.
6. Попросите стороны заполнить вопросник для тех, кто прошел сессию
медиации,
7. Проводите стороны обратно в класс.
8. Заполните листок с данными о деле.
9. Обсудите дело со своим партнером-медиатором и заполните листок
самооценки.
Во время сессии
Когда все стороны собрались в помещении, начинается формальная сессия под
руководством школьников-медиаторов. Теперь важен вопрос: где должен быть координатор?
Следует ли вам присутствовать на сессиях или лучше покинуть помещение? У школьных
программ медиации - противоположные подходы к этому вопросу, и медиаторы и
координаторы обычно спорят, отстаивая близкую им позицию. Их аргументация по-своему
убедительна.
Во многих программах координатор оставляет школьников одних в помещении для
медиации. Эти координаторы утверждают, что медиация ровесников - это в первую очередь
и главным образом программа школьников, и присутствие взрослых в комнате мешает ее
действенности. Медиаторы-учащиеся в этих школах соглашаются с этим, утверждая, что их
ровесники чувствуют себя более комфортно и скорее будут участвовать в процессе в
отсутствии взрослых. Отсутствие необходимости сидеть на сессии имеет также некоторые
организационно-технические преимущества. Во время сессии координатор может закончить
другую работу. И поскольку вы не привязаны к одной и той же сессии, программа может
организовать одновременное проведение нескольких сессий (а координатор может помогать
медиаторам, если те нуждаются в его помощи).
Напротив, некоторые школы считают, что важно, чтобы взрослый находился в
помещении, наблюдая за сессиями медиации. Они приводят в пользу этого множество
доводов, самым убедительным из которых является то, что, наблюдая за сессией, взрослые
могут критически разбирать действия медиаторов и помогать им совершенствовать свои
навыки. Кроме того, координаторы, наблюдающие за сессией, могут предложить свою
помощь и руководство медиаторам в ходе сессии. Если медиаторы совершают серьезную
ошибку, или если они попали в тупик, координатор может вмешаться, чтобы обеспечить
гладкость прохождения процесса. Некоторые опасения школ о безопасности учащихся (и
юридической ответственности) побуждают их требовать, чтобы координатор находился в
помещении. Однако если координаторы должным образом отслеживают дела, это не будет
спорным вопросом. (См. в приложении дискуссию о юридической ответственности).
Наконец, наилучший подход - это тот, который отличается гибкостью и позволяет
координатору рассматривать динамику каждого дела. В большинстве школьных конфликтов
присутствие координатора не является необходимым, а может быть скорее препятствием,
особенно после того, как медиатору приобрели опыт. Если школьникам-медиаторам нужна
помощь, они всегда могут взять перерыв и встретиться с координатором. Но пока у вас нет
уверенности в своих медиаторах, и в тех случаях, когда важно, чтобы взрослый находился в
помещении, координаторы не должны колебаться, присутствовать ли им на сессиях.
Когда вы окончательно решите, присутствовать на сессии - либо для того, чтобы
наблюдать и помогать неопытным медиаторам, либо чтобы контролировать сложные дела -
вы должны кое-что предпринять. Сообщите сторонам, что вы будете наблюдать. Не стоит
переоценивать этот факт, просто упомяните, что вы будете сидеть за своим письменным
столом или же работать в другой части кабинета. Будьте как можно менее подозрительны.
Сидите подальше от участников сессии, насколько это возможно, и убедитесь, что вы вне
поля зрения сторон. Некоторые координаторы сидят за своими столами спиной к сессии.
Другие - на противоположной стороне помещения (за перегородкой).
Заключительная и самая важная рекомендация для координатора, присутствующего на
сессии. - свести вмешательство к минимуму. Каждый раз, когда вы вмешиваетесь, вы
подрываете доверие медиаторов. Школьники-медиаторы далеки от совершенства, и вполне
вероятно, что они будут делать ошибки. Но процесс медиирования включает в себя
ощущение, что иногда «увязаешь» в ситуации и нужно подумать самому, и нет другого пути
научиться этому, кроме как пройти этот путь на своем опыте. Вмешивайтесь только тогда,
когда медиаторы попросят о помощи, или когда вы чувствуете, что они допускают ошибку,
которая подвергает опасности весь процесс. Как откровенно и грубовато высказался один
тренер, обращаясь к координаторам: «Самое важное в вашей работе в ходе наблюдения за
процессом - не открывать рот!»
Помните также, что если вы не сидите на сессиях, у вас тем не менее остается доступ в
случае, когда медиаторам понадобится ваша помощь. Может быть, им нужен совет и ваша
помощь в разработке стратегии дальнейшего продвижения процесса. Возможно, вы им
понадобитесь, чтобы найти еще одну сторону и привести ее на сессию. Возможно, им нужно
предложение о том, куда школьнику обращаться за дальнейшей помощью. Если по какой-то
причине вы не будете доступны, когда сессии медиации идут полным ходом, позаботьтесь,
чтобы можно было обратиться к другому взрослому, прошедшему соответствующую
подготовку.
Последнее, чем координаторы могут помочь медиаторам в ходе сессии, - это облегчить
использование частных сессий. Один непреднамеренный, но тем не менее выигрышный
аспект процесса медиации очевиден, когда координаторы ожидают с одной стороной, пока
медиаторы проводят с другой стороной частное заседание. Во время этих перерывов вы
часто можете помочь сторонам понять, что именно происходит на сессии, и тем самым
продвинуть процесс вперед.
Завершение сессии
Когда сессия медиации подходит к концу, координатор все еще так или иначе
задействован в ней. Если соглашение было достигнуто, вы можете помочь в решении
организационно-технических вопросов, таких как копирование соглашения и заполнение
послесессионного вопросника. Если стороны не смогли разрешить свою ситуацию на
медиации, вы можете проинформировать их об имеющихся у них возможностях и заверить,
что они вернутся к занятиям быстро и без проблем. (Одна из немногих драк, о которых есть
запись, произошла, когда стороны возвращались в класс, не достигнув соглашения).
Важнее всего то, что координатор должен обладать авторитетом для медиаторов,
помогая им учиться на своем опыте. Медиирование настоящих дел - это самое важное
средство обучения. Медиаторы-ровесники должны получать обратную связь как друг от
друга, так и от координаторов, обсуждать любые открытия, сделанные ими относительно
процесса или самих себя, и анализировать вопросы, которые поднимаются в ходе
медиирования дела. Эти обсуждения также обеспечивают координатора информацией,
которая может быть использована для оценки медиаторов и определения их пригодности для
различных типов дел. На самом же деле, у большинства программ мало времени для
критических разборов после сессии, и в основном эта работа проводится, когда медиаторы
собираются группой. Но всегда отводите как минимум несколько минут после каждой сессии
для того, чтобы школьники-медиаторы собирались вместе и получали какую-то позитивную
обратную связь, прежде чем вернуться к нормальному школьному дню.