Консультанты-психологи и социальные работники

На первый взгляд, медиация и консультирование кажутся сходными процессами. И
медиаторы, и консультанты-психологи помогают сторонам разрешить их собственные
проблемы; в обоих процессах используется вербальное общение как метод для достижения
этой цели; в обоих - участие добровольное, а полученная информация держится в тайне. Но
медиация и консультирование различаются как по форме, так и функциям. Консультантам-
психологам важно понимать эту разницу.

Медиация- это кратковременный межличностный процесс. Медиаторы помогают
"сторонам" обговаривать сроки взаимоудовлетворительного соглашения. Хотя они
используют чувства и личные истории каждой из сторон, это делается лишь в той степени, в
которой это необходимо для разрешения данного конфликта. Как только этот конфликт
разрешен, или же когда становится ясно, что конфликт не может быть разрешен путем
медиации, процесс медиации завершается.

Консультирование, со своей стороны, является долговременным, внутриличностным
процессом. Консультанты-психологи помогают "клиентам" понять самих себя и улучшить
свою способность удовлетворять свои потребности. Они достигают этого, используя
широкий спектр приемов: дискуссии, ролевые игры, свободные ассоциации, сочинение
журнала (написание, издание, выпуск), живопись, работа над телом, анализ снов, и т.д. Нет
ограничений в том, насколько глубоко психологи будут использовать чувства и личные
истории своих клиентов; помочь клиентам понять и даже вновь испытать их истории -
главная цель процесса. Консультанты, в отличие от медиаторов, не имеют четкого и
постоянного показателя успеха их работы, как и продуктивных результатов от ее
завершения. Консультанты-психологи встречаются со своими клиентами на протяжении
месяцев и нескольких лет.

Для того, чтобы проиллюстрировать различия между этими двумя процессами,
предположим, что один ученик. Сандро, до такой степени мешал своему другу Рикки. что в
результате начинается драка. В ходе медиации Рикки и Сандро оба поделятся своими
версиями событий, по-дружески поговорят об этой истории и решат, чего они хотят в
будущем. Возможно. Сандро извинится за то, что дразнил Рикки, и они могут вместе
придумать сигнал, которым они смогут дать друг другу знать, когда они не хотят
"дурачиться". Спустя около 30 минут после начала медиации мальчики могут подписать
соглашение, пожать друг другу руки и быть свободными.

Психолог (консультант) поступил бы с этой ситуацией иначе. Он/она может
организовать работу с Сандро самостоятельно, чтобы рассмотреть спорные вопросы его
личной жизни, которые привели к такому его поведению. На этих сессиях психолог-
консультант будет поощрять Сандро открыться и честно обсудить его мысли и чувства.
Давайте предположим, что недавно умер брат Сандро, с каким он был очень близок. Сандро
и психолог могли бы обсуждать эту и другие проблемы в течение многих сессий. В идеале в
конце он должен подойти к тому, чтобы смириться с потерей брата и научиться решать свои
интересы более социально адаптированными путями.

Медиаторы не столь заинтересованы во внутриличностном измерении проблем
школьников. Они обсудят на сессии домашние проблемы Сандро в той степени, в которой те
связаны с его конфликтом с Рикки. Но если Сандро необходима более интенсивная помощь в
его проблемах, медиаторы пошлют его к психологу-консультанту.

Когда консультанты-психологи не понимают целей медиации, они предполагают, что
процесс не заходит достаточно "глубоко" в эмоциональную жизнь школьников, чтобы быть
эффективным. Медиация - это не психологическое консультирование, и она не заменяет его.
Оба дополняют друг друга. Медиация ровесников может дать школьникам, которым этонеобходимо, направление к психологам, а психологи могут послать школьников, находящихся в конфликте, на медиацию ровесников.

Родители

Благодаря своей способности акцентировать дома то, что дети узнают в школе,
родители являются важным, но часто недостаточно используемым источником для программ
медиации ровесников. Большинство возражений, которые типичны для родителей, уже
рассматривались. Однако некоторые заслуживают упоминания:

· Многие родители выражают беспокойство по поводу безопасности своих детей во
время сессий медиации. Хотя и есть некоторый риск, не поступало никаких сведений
о причинении вреда медиаторам или сторонам после сотен тысяч сессий медиации
ровесников, проведенных по всей стране. Взрослый наблюдатель всегда находится
либо в комнате, либо поблизости во время сессии, а потенциально опасные
конфликты не направляются на медиацию. Сходным является опасение, что
школьники, представляющие стороны, будут "поджидать" медиатора после
завершения сессии. Однако, поскольку медиация ровесников не выносит приговоров,
было бы странным, если бы стороны почувствовали враждебность по отношению к
себе. Опыт показал, что стороны искренне оценивают помощь ровесников-
медиаторов, проявляя по отношению к ним уважение, благодарность и даже
дружеские чувства спустя долгое время после окончания сессии.

· Второе опасение родителей связано с влиянием программы на успеваемость. Как мы
видели, одна из целей программы медиации ровесников как раз и заключается в том,
чтобы обеспечить больше времени для академических занятий. Межличностные
конфликты быстро и эффективно разрешаются с помощью процесса, а учащиеся
обучаются навыкам, которые помогают им на занятиях. Кроме того, программа делает
все возможное, чтобы свести к минимуму свое воздействие на академические занятия,
работая в не учебное время, меняя медиаторов и требуя от медиаторов хорошей
успеваемости.

Как только родители поймут и воспримут медиацию ровесников, они становятся ее
самыми преданными сторонниками. Некоторые программы включают родителей в сессии
тренинга или проводят отдельные тренинговые программы для родителей, а потом
используют их как координаторов и/или медиаторов. В ряде школ даже начали предлагать
медиацию «родитель - ребенок» и «родитель - учитель».

Школьники

Получить поддержку медиации ровесников со стороны школьников нетрудно.
Просмотрев демонстрацию медиации, 20-30 % из них проявят интерес к тому, чтобы стать
медиаторами. Первоначальные вопросы школьников часто связаны с организационной
стороной дела: где и когда будет проходить медиация? Почему школьники должны
попробовать медиацию? Как будут выбираться медиаторы? Повлияет ли занятие медиацией
на учебную работу? На эти вопросы легко ответить.

Одной из первоначальных целей медиации ровесников является поощрение
школьников к тому, чтобы они брали на себя ответственность за свои жизни. Таким образом,
вам следует с самого начала вовлекать школьников как партнеров в процесс планирования и
реализации этой программы. (Одна средняя школа даже использовала комитет, управляемый
школьниками, чтобы опросить потенциальные источники тренинга). Не только школьники
многому научатся, но и программа выиграет от их идей и энтузиазма.

Наши рекомендации