Социальные работники в общине.

Социальные работники в общине могут выполнить различные роли. Они способствуют созданию групп активистов, их работе, помогают выявить проблемы и задачи и направляют их деятельность. Они консультируют, планируют работу и координируют ее, изыскивают источники субсидий. В зависимости от ситуации они выполняют руководящие функции или остаются на втором плане в роли советников. Их направляющее воздействие в общине может быть более очевидным, чем у социальных работников, действующих в иных условиях. Их основные интересы лежат в сфере достижения социальной справедливости, но наряду с этим они занимаются и межличностными отношениями. Философия деятельности общины предполагает, что ее члены могут и должны самоорганизовываться, чтобы выявить потребности общины, установить приоритеты и использовать имеющиеся ресурсы для выполнения соответствеющих программ. Роль социального работника заключается в том, чтобы, исходя из философии, способствовать решению социальных проблем — разработке программ и созданию необходимых институтов. Социальный работник в общине должен обладать способностями и навыками организатора, уметь работать как с группой, так и с отдельным клиентом. Это позволяет ему свободно себя чувствовать при контактах с организациями в общине, занимаясь нуждами и пробле­мами определенных групп жителей и отдельных лиц. Больше всего социальному работнику нужны такие качества, как сдержанноть и самодисциплина при выполнении своих ответственных обязанностей. При необходимости социальные работники в об­щине должны отходить от роли активистов, занимающихся общими вопросами развития, и принимать на себя другие функции — со­ветников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Они могут быть и членами общины, возможно, даже ее лидерами.

Профессиональные социальные работ­ники, при всех их знаниях и навыках, недо­статочно подготовлены к тому, чтобы сотруд­ничать с членами и представителями общин. Действуя в общине, социальный работник не обязательно должен принадлежать к ней, но ему необходимо делить ответственность за выявление проблемы, анализ ситуации и осу­ществление решений. Он должен уметь вжиться в общину на ее условиях. Но и общи­на со своей стороны должна признавать ком­петенцию социального работника в профес­сиональных и межличностных вопросах, чтобы их отношения были полнокровными и равноправными. Вероятно, и школы соци­альной работы должны лучше готовить своих слушателей для различных видов деятельно­сти в общине. Этого можно достичь путем непосредственных контактов школ, социаль­ных работников и аналитиков с девиантными (отклоняющимися от нормального поведе­ния) и обычными группами на низовом уров­не, с организациями и агентствами общины.

В настоящее время кадровые вопросы в общинах разработаны, вероятно, еще мень­ше, чем в других сферах, где оказываются социальные услуги. Здесь мало хорошо опла­чиваемых должностей с полностью занятым днем. Возможно, что именно поэтому сравни­тельно немного профессионально подготов­ленных социальных работников действуют на практическом уровне в общине, отдавая предпочтение сферам планирования и управ­ления.

Однако перспективы вселяют определен­ный оптимизм. Местные общинные организа­ции в Соединенных Штатах переживают пе­риод расцвета, хотя многие из них еще слабы, не устоялись и не располагают достаточными ресурсами. Усиливающиеся диверсифика­ция, специализация и поляризация амери­канского общества требуют строить и пере­страивать жизнь общины на новых, творческих основах. В последние годы замет­ны усилия правительственных и частных ин­станций, являющихся источниками финан­сирования, по активизации деятельности общин на местах. Соответственно можно ожидать, что возрастет число вакансий для социальных работников, а школы социальной работы будут больше заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Чтобы социальная работа не отставала от со­временных и будущих проблем общества, ее работники должны в дополнение к своим зна­ниям в области социальной терапии, полити­ки и планирования получить навыки деятель­ности в общине.

Ирвинг А. Спергел.

См. также: Группы взаимной помощи; Соци­альное планирование и организация в ме­стных общинах; Территориальная община: социальные действия; Террито­риальный аспект социальной работы.

• BiegelD. E.,NaparstekA. J. (Eds) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Policy and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Estes R. J. (1984). The Social Progress of Nations. N. Y.: PraegerPublishers. • Fisher R. (1984). Let the People Decide: Neighborhood Organizing in America. Boston: Twayne Publishers. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Peterson P. E. (Ed.) (1985). The New Urban Reality.Wash.,D. C: TheBrookingsInstitution.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. См. Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социаль­ные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы.

Наши рекомендации