Общие методические указания к психолого-педагогическому обследованию (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик)

При обследовании детей в условиях специализированных учреждений необходимо вначале тщательно ознакомиться с соответствующей медицинской и педагоги­ческой документацией. К ней относятся дан­ные врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка; состоянии его анализаторов; типе нервной системы, особен­ностях поведения; характеристика из школы или детского сада (навыки общения ребенка со сверстниками, взрослыми и т. д.); продукты деятельности самого ребенка (школьные тет­ради, рисунки, поделки и т. п.).

Анализ полученных данных позволяет про­водить обследование ребенка с учетом его ин­дивидуальных возможностей и особенностей. Так, например, детей с выраженным отстава­нием в развитии и малоконтактных целесооб­разно обследовать с помощью игрового мате­риала. Этот же материал следует широко привлекать и при обследовании детей с нару­шениями речи и слуха дошкольного возраста. Важно, чтобы предлагаемые задания были восприняты и выполнены ими без значитель­ного участия речи и возможного напряжения.

При обследовании детей с по­вышенной истощаемостью необходимо ис­пользовать те задания, с помощью которых интересующие исследователя особенности психики могут быть раскрыты в максималь­но короткие сроки.

Непосредственное изучение ребенка начи­нается с момента, когда он входит в комна­ту, где происходит обследование. Его реакция на новую обстановку (интерес, безразличие, страх и т. д.), желание или нежелание всту­пить в контакт, адекватность поведения и т. п. подлежат анализу при составлении заклю­чения. Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во вре­мя такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы контакты. Одновременно можно получить первые представления об особенностях его психики, поведения, моторики. Важно проанализировать характер эмоциональной реакции на предложенные ребенку игрушки, учитывая при этом возраст испытуемого.

Необходимо выяснить, стоек ли интерес ре­бенка к игрушкам и разумны ли производимые с ними действия. Следует также учесть, сопровождает ли ребенок игру речью, обра­щается ли к взрослым с вопросами.

Для установления контакта с ребенком и возможности для него освоиться весьма продуктивна изобразительная деятельность. Про­цесс рисования протекает более естественно в том случае, если обследующие делают вид, что заняты каким-то своим делом. Ребенку надо дать возможность почувствовать, что он находится как бы наедине с самим собой. Бе­седу с ребенком нужно начать лишь после того, как он успокоится или сам начнет задавать вопросы. Начав беседу, можно опросить, что он рисует в данный момент, какого цвета карандашами при этом пользуется и т. л. Сле­дует отметить, может ли ребенок рисовать на самостоятельно выбранную тему и является ли стойким интерес к начатой деятельности. Специальные исследования показывают, что анализ рисунка ребенка может дать ценный дополнительный материал как при установ­лении его интеллектуальных возможностей, так и при дифференциальной диагностике не­которых состояний личности (тревожность, конфликтность, самооценка и др.).

Средством снятия напряжения и установ­ления контакта может служить еще и беседа с ребенком. Следует помнить, что во время бе­седы можно получить ряд ценных сведений относительно причин отклонений в развитии и поведении обследуемого. Поэтому беседа должна носить продуманный, целенаправлен­ный характер. Во время беседы рекомендует­ся выявить: а) точность представлений ребен­ка о самом себе, своей семье, ближайших родственниках, друзьях (фамилия, имя, от­чество, возраст) и способность дифференци­ровать понятия «семья», «соседи», «родствен­ники» и т. д.; б) характер представлений о времени (умение определять его по часам, по­нимание соотношения мер времени и др.), спо­собность различать времена года по их ос­новным признакам (дождь, снег, ветер и т.д.), о явлениях природы (гроза, ураган и т. п.); в) способность ориентироваться в простран­стве (практическое овладение понятиями «дальше», «ближе», «справа», «слева», «ввер­ху», «внизу»); г) запас сведений об окружаю­щем (сведений о своей стране, выдающихся событиях, известных людях).

Порядок, в котором ребенку задаются вопросы, может быть произвольным. Сами

вопросы, их последовательность зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

В ряде случаев (при нарушении слуха, речи) устные вопросы могут быть заменены картиной, которая позволить выявить те же: сведения. Например, картина с изображени­ем нелепых ситуаций вызывает у детей смех, непроизвольное высказывание по поводу не­лепости изображенного, что уже является по­казателем понимания ими изображенного.

После установления с обследуемым ре­бенком необходимого контакта при помощи названных выше средств (свободная игра, изобразительная деятельность, беседа) можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, памяти, мыслительной дея­тельности, воображения, эмоционально-во­левой сферы, личности в целом. Все это можно выявить, используя различное оборудование (игрушки, таблицы), и психологические методики. В про­цессе проведения исследований следует об­ращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструк­ция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются в инструк­цию и в случае непонимания просят ее повто­рить. Дети умственно отсталые, а также дети с нарушениями внимания или просто недоста­точно работоспособные не фиксируют на ин­струкции должного внимания и, не дослушав ее до конца, принимаются выполнять задание наугад.

Важно выявить какого типа инструкция по­нятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом, безречевая.

Характер деятельности при выполнении заданий. Во всех случаях важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того; надо обратить вни­мание ни степень стойкости возникшего ин­тереса.

Важно выяснить, насколько целенаправ­ленно выполняется предложенная ребенку работа. Наилучших результатов достигают це­ленаправленно работающие дети. Недостатки же могут выражаться в бессистемности, хао­тичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, ка­кими способами ребенок решает предложен­ные ему задачи. Дети с нормальным интел­лектом стараются найти оригинальные и экономные способы действия. Умственно от­сталые обычно действуют шаблонно или даже неподходящим, неадекватным образом.

Важно выяснить, насколько сосредоточен­но работает ребенок и какова его работоспообность. Одни дети все время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро ис­тощаются. Во втором случае нужно опреде­лить, что больше влияет на характер дея­тельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.

Следует также установить, умеет ли ре­бенок в случае необходимости пользоваться

предложенной ему помощью. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Степень и характер помощи могут быть весьма различны. Приведем пример. Ребенку зачитывают текст и просят передать своими словами его смысл. Иногда требуется повторное прочтение, в других случаях необ­ходимо задать уточняющие вопросы, предъя­вить картинку и т. д.

Интеллектуально сохранные дети воспри­нимают помощь и оказываются в состоянии использовать показанный им способ действия при выполнении аналогичных заданий. Умственно отсталые нуждаются в значительно большей помощи. Однако она не дает сколь­ко-нибудь ощутимого эффекта. Это дети с низкой обучаемостью.

Важным качеством деятельности являет­ся способность ребёнка осуществлять конт­роль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Реакции ребенка на результа­ты работы. Как правило, дети с нормальным интеллектом способны дать оценку про­деланной ими работе. Они радуются своим успехам и огорчаются по поводу неудач.

Некоторые дети с трудностями поведения делают вид, что их не волнует отсутствие не­обходимых достижений.

Умственно отсталые дети не всегда в со­стоянии правильно оценить результаты сво­ей работы. Однако они не безразличны к оценке их деятельности со стороны окружа­ющих.

При тяжелой форме умственной отстало­сти дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению о ней окружающих.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.

Безразличное отношение к факту обсле­дования, а иногда и фамильярное отношение к членам комиссии чаще всего встречается у умственно отсталых детей.

Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная необоснованная весе­лость). Подобное поведение может быть сим­птомом психического заболевания и "должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания со стороны психиатра.

Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки. Беседовать с ребенком в доброжелательном, ровном тоне, чтобы он с самого начала почувствовал себя уве­ренно. Начинать надо с заданий легких, кото­рые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, со­ответствующие его возрасту. Это условие же­лательно соблюдать в процессе всего обследо­вания. Как только ребенок не может решить постав ленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь воз­вратиться к нерешенной. Необходимо поощ­рять ребенка в процессе работы.

Важным методическим принципом пси­холого-педагогического обследования явля­ется чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше ус­тают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу об­следования игровой характер, а задания подбирать такие, которые вызывают инте­рес и желание заниматься.

Наши рекомендации