Нормативно-правовые основы деятельности ПМПК Окружного ресурсного центра
Одним из важнейших задач деятельности Окружного ресурсного центра является диагностика и оценка особенностей развития детей с ОВЗ, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической медико-социальной помощи для определения условий их воспитания и обучения.
Деятельность окружной ПМПК организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссииутвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 95 от 24 марта 2009 года и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве№ 16от 28 апреля 2010 года.
Приведем необходимые для деятельности ПМПК окружных ресурсных центров и консилиумов ОУ выдержки и комментарии из приведенных выше основополагающих документов.
В соответствии с Положением комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности комиссии выделяются:
« … а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; …
д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей».
Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) воспитания и обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении. Комиссию возглавляет руководитель.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог (офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский), социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
Закон Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
2) родителей (законных представителей) лиц, указанных в предыдущем пункте;
3) педагогических и иных работников, участвующих в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) и негосударственные образовательные организации, соответствующих должностных лиц и руководителей, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования (ст.1).
В законе определяются следующие понятия:
1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным;
2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);
3) инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
4) ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей (ст. 2).
В соответствии со Статьей 3 Закона «…Органы государственной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы путем:
1) проведения бесплатного обследования психолого-медико-педагогической комиссией;
2) осуществления бесплатной квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья (далее - коррекция ограничений возможностей здоровья) с момента их выявления независимо от степени выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
3) создания в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
5) предоставления возможности с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в государственных образовательных учреждениях любого типа и вида в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
…..
8) предоставления возможности пользования услугами сурдопереводчиков, помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения;
9) предоставления возможности обучаться по дополнительным образовательным программам и получать дополнительные образовательные коррекционные услуги;
10) предоставления возможности осваивать основные и дополнительные профессиональные образовательные программы с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда…» (ст.3).
В Статье 4 оговаривается участие родителей (законных представителей) в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
«… Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1) выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
2) выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
3) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;
4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
…
6) получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь…» (ст. 4).
Вторая глава Закона посвящена организации воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье 5, посвященной непосредственно инклюзивному образованию,говорится, что:
«… 1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).
3. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
…
5. В целях преодоления обучающимися ограничений возможностей здоровья осуществляется коррекция таких ограничений.
6. Коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно государственным образовательным учреждением, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше шести человек. Если число таких обучающихся составляет менее шести человек, коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора государственного образовательного учреждения, в котором обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением» (статья 5).
Это накладывает на ПМПК Окружного ресурсного центра дополнительные функции учета количества детей, направляемых в конкретное ОУ. Для решения этих задач необходимо создание специальной базы данных по конкретным ОУ.
В статье 6 Закона, посвященной деятельности дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, также уделено место инклюзивному образованию.
Так в части 4 говориться о том, что «…Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут создаваться для совместного обучения лиц с различными ограничениями возможностей здоровья (выделено авт.), если такое обучение не препятствует успешному освоению образовательных программ и отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания». А в части 5 – о том, что «…В дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут открываться группы кратковременного пребывания или создаваться специальные образовательные подразделения для осуществления по профилю учреждения коррекции ограничений возможностей здоровья и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в других образовательных учреждениях, в условиях стационарного лечебного учреждения, на дому, а также получающих образование в иных формах (кроме очной)».
В статье 7 части 5 определяется, что «…Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением». Тем самым на структурные подразделения ППМС-центров (или специальные (коррекционные) возлагается ответственность за коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Аналогичная ответственность возлагается на ППМС-Центры или специальные (коррекционные) учреждения по отношению к детям, находящимся в условиях стационарного лечебного учреждения на длительном (более чем 21 день) лечении (статья 8 часть 4).
Статья 11 определяет деятельность психолого-медико-педагогических комиссих (ПМПК), которая действует в соответствии с федеральным законодательством (Положение о психолого-медико-педагогической комиссииПриказом Министерства образования и науки Российской федерации № 95 от 24 марта 2009 года). В ней говорится: «В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии» (статья 11 часть 1).
Следует также отметить, что «…Рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья» (статья 11 часть 3).
Статьи 12, 13, 14 Главы 2 непосредственно посвящены особенностям комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи и сопровождения детей с ОВЗ, определяются задачи и направления помощи детям с ОВЗ возлагаемые на ППМС-Центры и непосредственно на Окружные ресурсные центры, образовательные учреждения, включенные в инклюзивную практику и их структурные подразделения:
«… Государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывают лицам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья;
2) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков у лиц со сложными и (или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья;
3) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей);
4) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
5) информационную и методическую поддержку педагогических и иных работников образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;
6) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Статья 12).
Аналогично в Статье 13 приводятся задачи и направления деятельности Служба ранней помощи (в составе ППМС-Центров). К ним относятся:
«… 1) проведение психолого-медико-педагогического обследования детей в младенческом и раннем детском возрасте;
2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям младенческого и раннего детского возраста;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего детского возраста» (статья 13 часть 2).
Особенно важным для деятельности ПМПК окружного ресурсного центра и консилиума ОУ является содержание статей 14 и 15, посвященных особенностям приема в государственные образовательные учреждения (ст. 14) и порядку перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст.15).
В статье 14 частях 1, 2,3 говорится:
«… 1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.
3. Отказ в приеме лица с ограниченными возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение может быть обжалован в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
А статья 15 (части 1,2) гласит:
«… 1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую форму получения образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.
2. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме получения образования».
Эта статья Закона позволяют ПМПК на основании проведенного анализа ситуации выносить заключение (предложение) о необходимости перевода ребенка из одного образовательного учреждения в другое в соответствии с его состоянием и возможностями для дальнейшего получения образования, что в обязательном порядке должно быть подкреплено соответствующим решением органа самоуправления образовательного учреждения.
Таким образом, территориальная (окружная) ПМПК и консилиум образовательного учреждения, включенного в инклюзивную практику имеют широкий круг задач и полномочий по отношению к детям с ОВЗ и их семьям и могут служить эффективным инструментом развития инклюзивных процессов в образовании города.
Следует отметить, что имеющаяся в настоящее время практика деятельности ПМПК разного уровня по включению детей с ОВЗ в инклюзивную среду образовательного учреждения позволяет считать оптимальным и эффективным, когда ПМПК окружного ресурсного центра является одним из подразделений территориального (окружного) ПМПК и, таким образом, приобретает юридический статус территориального (окружного) ПМПК. Как опять же показывает имеющаяся в городе практика, целесообразно и эффективно как в содержательном плане, так и в плане управления и координации деятельности само территориальное (окружное) ПМПК ввести в состав (на правах структурного подразделения) в один из психолого-медико-педагогических центров Округа (вне зависимости от его типа). Естественно, что данный ППМС-Центр должен обладать соответствующим штатом высокопрофессиональных специалистов, способных организовать эффективную работу в Округе и иметь неофициальный статус «головного» ППМС-Центра.
1.2. Основные задачи деятельности ПМПК в рамках Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Как основныезадачи деятельности ПМПК в рамках Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования (ПМПК ОРЦ), можно выделить следующие:
· Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
· Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;
· Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников, в том числе определения необходимого специального оборудования;
· Выбор образовательного учреждения (структурное подразделение), реализующего инклюзивную практику (ППМС-Центр; структурное подразделении ДОУ; инклюзивный класс СОШ; диагностический (подготовительный) класс СКОУ, школа надомного обучения (ШНО) и.т.п.);
· Выбор оптимального уровня (формы) включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.
· Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ (в одном из его структурных подразделений);
Таким образом, ПМПК ОРЦ в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими) определяет: