Общие сведения об имени прилагательном
Памятка
«Работа над ошибками»
1. Б о л ь ш а я б у к в а в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. П р о п у с к б у к в ы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. С л о г.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. П е р е н о с с л о в а.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. М я г к и й з н а к ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. С о ч е т а н и е чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.
Н а п р и м е р: дочка, речка, мощный.
8. У д а р е н и е.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Н а п р и м е р:
9. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, п р о в е р я е м а я ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
10. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, н е п р о в е р я е м а я у д а р е н и е м.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
11. П а р н ы е з в о н к и е и г л у х и е с о г л а с н ы е.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Б о л ь ш а я б у к в а в и м е н и с о б с т в е н н о м.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й з н а к.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.
Н а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Д в о й н ы е с о г л а с н ы е в с л о в е.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. З н а к и п р е п и н а н и я в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Н а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. С о с т а в с л о в а.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
17. Г л а с н ы е и с о г л а с н ы е в п р и с т а в к а х.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.
Н а п р и м е р:
18. П р а в о п и с а н и е п р и с т а в к и с о с л о в о м.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Н а п р и м е р:
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19. П р а в о п и с а н и е п р е д л о г а с о с л о в о м (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Н а п р и м е р:
20. Р а з д е л и т е л ь н ы й т в е р д ы й з н а к (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Н а п р и м е р:
Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
21. Н е п р о и з н о с и м ы е с о г л а с н ы е в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так:
22. С о е д и н и т е л ь н ы е г л а с н ы е в сложных словах (о, е).
выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.
Делай так:
23. П р е д л о г с м е с т о и м е н и е м (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.
Н а п р и м е р:
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Б е з у д а р н ы е г л а с н ы е в р о д о в ы х о к о н ч а н и я х имен прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
Делай так: в доме новом.
Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25. Н е с г л а г о л о м (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так:
26. М я г к и й з н а к у г л а г о л о в н е о п р е д е л е н н о й формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: (что делать?)
27. Р а з б о р п р е д л о ж е н и я.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так:
Седые туманыплывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.
28. О д н о р о д н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Н а п р и м е р:
Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
( .)
Сильный ветерсорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
( .)
29. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
На п р и м е р:
В синем небе звездыблещут, в синем море волныхлещут.
( ), ( ).
30. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.
Делай так:
31. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу – м. р., ед. ч., д. п.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
32. М я г к и й з н а к (ь) н а к о н ц е г л а г о л о в 2 - г о л и ц а единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед
-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так:
Урок 76
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку:
На востоке показалось, появились на тополе, бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
О б р а з е ц:
Лисички
Лисички , как морковь. Ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка.
Этот гриб рано появляется в лесу. Смотрит стайка лисичек из мха.
Учитель организует беседу по тексту.
– Можно ли по этому описанию «узнать» эти грибы в лесу?
– А теперь скучную картинку «раскрасьте» словами-признаками.
Учитель снова читает текст, делая паузы в местах, где нужно добавить прилагательные. После произнесения прилагательного накладывает цветную часть на черно-белую.
Учащиеся вставляют в предложения подходящие по смыслу прилагательные.
Учитель продолжает беседу по вопросам:
– Какие слова помогли «разукрасить» иллюстрацию? Дайте определения этих слов. К какой части речи они относятся?
– Дайте определение имени прилагательного.
2. М о т и в а ц и о н н ы й к о м п о н е н т урока.
Учитель делит доску на две части: «знаем», «хотим узнать». Затем предлагает учащимся вспомнить, что им уже известно об имени прилагательном, что они хотели бы узнать. (Учащиеся заполняют первую часть – «знаем» – известными сведениями: род, число, вопросы, твердая и мягкая основа.
Во второй части – «хотим знать» – ученики предполагают: имеют ли прилагательные склонение, изменяются ли по падежам и др.)
Учитель подводит учащихся к постановке задачи урока: в ходе изучения имени прилагательного найти ответы на все вопросы из части «Хотим знать».
III. Работа с учебником.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 149 с объяснением на доске.
Учащиеся объясняют смысл выделенного предложения, определяют, какой частью речи являются слова живые и тонкие, выбирают из текста все имена прилагательные и доказывают свой выбор.
– Признаками каких слов являются эти прилагательные? (Существительных.)
– Как называются связанные между собой существительные и прилагательные? (Пары слов, связанные между собой, называются словосочетаниями.)
– Выпишите из упражнения словосочетания по формуле:
прил. + сущ.; докажите зависимость слов в них.
О б р а з е ц:
2. Выполнение упражнения 2 на с. 149 по заданию учебника, с комментированием.
●Лексическая работа. Учитель объясняет значение слова балагур.
(Балагур – человек, который любит балагурить, шутник, весельчак. Балагурить – весело, с шутками болтать. (Ожегов С. И.)
IV. Работа по словообразованию.
– Как образуются прилагательные?
1. В ы п о л н е н и е упражнения 3 по заданию учебника.
(О т в е т:
Другие прилагательные образованы при помощи суффиксов: )
Разбор слов по составу (морфемам) учащиеся выполняют на доске.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника.
Учитель обращает внимание на правописание слов:
– Подумайте, как доказать правописание в этих словах нн.
– Разберите эти слова по составу.
– Закончите предложения: «В слове утренний нужно запомнить правописание суффикса…» «В слове ранний написаны две буквы н, потому что…».
– Обратите внимание на слово деревянный. Выучите правописание этого словарного слова и запомните его.
VI. Итог урока.
– Для чего используют в речи имена прилагательные?
– Закончите предложение: «Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то…».
домашнее задание:упражнение 6, с. 152.
Урок 77
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:
Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае, залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
· Лексическая работа.
Учащиеся объясняют значение слова багрянец.
Багрянец (книжн.) – багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)
II. Словарная работа.
– Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет.
Учащиеся называют прилагательные и записывают:
Жёлтый, чёрный, багровый, багряный, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Затем учащиеся в инсценированной форме рассказывают о словах, называющих какой-либо цвет. У каждого учащегося обязательно должен быть любой атрибут цвета, о котором он будет рассказывать (цветок, косынка, фрукт, кора дерева, перо птицы и др.).
И н с ц е н и р о в к а «Слово о словах».
Багровый и багряный
Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным – яркий чистый красный цвет.
Голубой
Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.
Коричневый
Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы – маленькая корочка.
Оранжевый
Этот цвет – цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.
Фиолетовый
Буквально значит цвет фиалки. Слово фиалка восходит к латинскому виола – так называли этот цветок.
IV. Выборочный диктант.
Н а д о с к е написан план текста. Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.
Дивный цветок
Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)
По Е. Пермяку
По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.
V. Итог урока.
– Какие слова обогащают нашу речь?
– Что вам удалось на уроке?
Домашнее задание:упражнение 5, с. 151.
Урок 78
Изменение имен прилагательных по числам
и родам
Ц е л и: активизировать знания об изменениях имен прилагательных по родам и числам; развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Молодой, проливной, удивительная, ранний, ненастный, русский.
Устно доказывают правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Словарная работа.
– Напишите слова столбиком.
Учитель диктует: автомобиль, багаж, восток, календарь, металл.
– Образуйте от этих слов имена прилагательные.
– Что общего у этих имен прилагательных? (Употреблены в единственном числе.)
Учитель предлагает детям провести «эксперимент» с прилагательными: образовать форму множественного числа, изменить прилагательные по родам.
III. Работа с учебником.
1. Н а б л ю д е н и е над родовыми окончаниями.
1) Упражнение 9 на с. 153 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2) В ы п о л н е н и е упражнений 10 и 11 на с. 153.
Учащиеся составляют блок-схему «Родовые окончания имен прилагательных», подводят итог своим наблюдениям.
2. Н а б л ю д е н и я над окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.
В ы п о л н е н и е упражнения 12 на с. 154 по заданию учебника.
Учащиеся составляют блок-схему, подводят итог наблюдениям над окончаниями имен прилагательных в единственном и множественном числе.
IV. Самостоятельная работа.
Упражнение 13 на с. 155 учащиеся выполняют по заданию учебника.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что было для вас важным?
Домашнее задание:упражнение 14, с. 155.
Урок 80
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают прилагательные под диктовку в тетрадях:
Пушистый, удивительный, больной, широкий, утренний, деревянный, молчаливый, робкий.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 23 на доске и в тетрадях.
V. Самостоятельная работа.
Н а д о с к е записаны словосочетания: ранним утром, в свежем воздухе, в дальнем краю, могучий дуб, с синего неба.
Учащиеся письменно определяют падеж прилагательных, выделяют окончания.
По окончании работы проводится в з а и м о п р о в е р к а.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 24, с. 161.
Урок 79
Связь имен существительных
с именами прилагательными
Ц е л и: обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Радостный, могучий, осенний, соседний, широкий, морской, поздний.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
IV. Закрепление.
Упражнение 17 на с. 157 учащиеся выполняют по заданию учебника, с комментированием.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 20 по заданию учебника, с комментированием, по вариантам.
В а р и а н т I – зимний день, лесная тропинка, голубое небо.
В а р и а н т II – крутая гора, родное село, легкий снежок.
VI. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Зачем учились этому?
Домашнее задание:упражнение 18, с. 157.
Урок 81
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
На Волге, на пристани, на аллее, на ели, в деревне, на площади, в книге, в тетради, на ослике, на лошади.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
– В каком падеже будут стоять прилагательные, согласованные с этими существительными? Подтвердите примерами.
IV. Самостоятельная работа.
Н а д о с к е записан текст.
Приключения зеленого листа
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа…
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Учитель выразительно читает стихотворение и просит учащихся определить падеж повторяющегося прилагательного (зеленый). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, письменно.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что повторили?
– Какие навыки отработали?
Домашнее задание:упражнение 27, с. 163.
Урок 82
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
В Сибири, на Кавказе, на машине, на лошади, на ладони, на пальце, к сирени, к осине, на скатерти, на салфетке.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
IV. Тест.
З а д а н и е: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая шампунь.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежные зима.
6. Зубной врач.
7. Яркая радуга.
8. Красивая картина.
9. Строгая учитель.
10. Черный плащи.
К л ю ч: 2, 4, 5, 9, 10.
V. Итог урока.
– Что нового узнали? Приведите примеры.
Домашнее задание:упражнение 33, с. 165.
Урок 83
Мужского и среднего рода
Ц е л ь: формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях:
На верхушке ели, на крыше избушки, от кочки к кочке, от березки к березке, по дорожке к сторожке, на листочке черемухи.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
IV. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнений 35, 36 на доске с комментированием и в тетрадях самостоятельно.
V. Мини-проверочная работа.
Н а д о с к е записаны словосочетания:
В снежн.. уборе, от утренн.. тумана, к молчалив.. лесу, зимн.. лесом, пушист.. покрывалом, от рыхл.. снега, в тепл.. пальто, чудесн.. запахом, от птичь.. говора, в глубок.. овраге.
Учащиеся должны вставить окончания в прилагательные самостоятельно.
Затем выполняется коллективная п р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Что вам на уроке удалось?
– Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
Домашнее задание:упражнение 38, с. 168.
Урок 84
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.
Подошли к библиотеке, стояли около библиотеки, подъезжали к деревне, ушли из деревни, поездка по Волге, жизнь на Волге, в Москве на параде.
IV. Первичное закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 41 на с. 170 по заданию учебника, с комментированием.
2. Р а б о т а в г р у п п а х.
Класс разделить на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.
З а д а н и е:
1-я г р у п п а
Знатн.. происхождение, на золотист.. сиянии, из-за рыхл.. снега, на рябеньк.. яичко, к рябинов.. квасу, с секретн.. замком, к сердечн.. привету, сквозь серебрист.. иней, у сер.. волка.
2-я г р у п п а
В чист.. море, у хмур.. утра, в цепк.. взгляде, у хлебн.. магазина, о здешн.. жителе, с ценн.. подарком, для янтарн.. ожерелья, при ярк.. свете, о ясн.. солнышке, про жарк.. лето.
3-я г р у п п а
О шутлив.. поздравлении, к добр.. молодцу, о дорожн.. происшествии, на жадн.. животное, без сливочн.. масла, в крайн.. доме, в жидк.. тесто, о заботлив.. сыне, на зимн.. пальто, к заперт.. чулану.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 43 на с. 171 по заданию учебника.
VI. Итог урока.
– Как определить окончание прилагательного?
Домашнее задание:упражнение 44, с. 170.
Урок 85
Единственного числа
Ц е л ь: отработать навык написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.
Спешим к ловушке, заметили в долине, подобрался к пещере, переливалась на листочке, сидим в центре, катались на лодке, рассказали об осине, тополе.
III. Развитие речи.
Учитель предлагает учащимся выполнить задания:
1. Составьте словосочетание прил. + сущ., в котором слово бархатный употреблялось бы в переносном значении. (Сезон, кожа, голос, взгляд.)
2. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Определите род, число, падеж имени прилагательного.
VI. Письмо по памяти.
Учащиеся читают текст, написанный на доске, анализируют «ошибкоопасные» места, запоминают, определяют падеж прилагательных и записывают в тетрадях по памяти.
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть.
С. Есенин
По окончании работы ученики сверяют написанное с текстом на доске.
VII. Итог урока.
– Что полезного узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 51, с. 174.
Урок 86
Единственного числа
Ц е л ь: устранить пробелы в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.
Из дальнего плавания, в еловом лесу, под тенистым дубом, с потухшим небом, душный зной, в сонном воздухе, о безмолвном море.
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам.
В а р и а н т I – упражнение 55, с. 175.
В а р и а н т II – упражнение 57, с. 176.
V. Итог урока.
– Что отрабатывали на уроке?
– Для чего вы это делали?
Домашнее задание:упражнение 58, с. 177.
Урок 87
Диктант
Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Что за птица?
Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… (76 слов.)
С л о в а д л я с п ра в о к: сверкает, жилет; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.
З а д а н и е:
1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.
2. Разоберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.
3. Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные:
вариант I – в мужском роде;
вариант II – в среднем роде.
Определите падеж прилагательных.
О т в е т:
В а р и а н т I В а р и а н т II
Зимний денек (И. п.). яркого солнца (Р. п.).
Легкий морозец (И. п.). вкусным салом (Т. п.).
В желтом жилете (П. п.).
Тоненький клюв (И. п.).
Урок 88
Сочинение по рисунку
Ц е л ь: развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.
Х о д у р о к а
II. Рассматривание рисунка.
Используется иллюстрация из упражнения 59, с. 177.
В о п р о с ы беседы по рисунку:
– Что вы видите на рисунке?
– Какое дерево изображено на переднем плане?
– Что можете о нем рассказать?
– Как называется верхняя часть дерева?
– Опишите ее.
V. Написание сочинения.
Учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь. По окончании написания учащиеся проводят с а м о п р о в е р к у.
VI. Итог урока.
– Зачем нужно учиться писать сочинения?
Учитель просит 2–3 учащихся прочитать свои сочинения.
Домашнее задание: сделать работу над ошибками, допущенными в диктанте.
Урок 89
Х о д у р о к а
II. Самостоятельная работа над орфографическими ошибками.
Учитель контролирует выполнение работы над ошибками учащимися.
III. Тест.
Выберите верное утверждение.
1. Имя прилагательное:
а) член предложения;
б) часть слова;
в) часть речи.
2. Имена прилагательные связаны в роде, числе, падеже:
а) с именем существительным;
б) с глаголом.
3. Имена прилагательные являются:
а) главными членами предложения;
б) определением;
в) дополнением;
г) обстоятельством.
4. Имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа имеют одинаковые окончания:
а) в И. п.;
б) в В. п.;
в) в Р., Д., Т., П. падежах.
5. Имя прилагательное стоит в В. п., если сочетается:
а) с дополнением;
б) с подлежащим;
в) со сказуемым.
6. Имена прилагательные, сочетающиеся с неодушевленными существительными, отвечают на вопрос:
а) какого?
б) какой?
К л ю ч: в, а, б, в, а, б.
IV. Итог урока.
– Какие знания вы обобщали, выполняя задания теста?
– В каких заданиях вы испытывали трудности? Что вам помогло их преодолеть?
Домашнее задание:упражнение 61.
Урок 90
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
Желтый, черный, багровый, коричневый, коралловый, фиолетовый, кумачовый.
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника, с комментированием.
2. О т р а б о т к а навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.
Н а д о с к е записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Учащиеся вставляют окончания в прилагательные и определяют падеж.
Удивительн.. красоту, свеж.. зеленью, в ненастн.. осень, могуч.. силой, радостн.. жизнью, в соседн.. рощу.
3. Расставьте падежи к данным вопросам:
… какая?
… какую?
… какой?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
домашнее задание:упражнение 4, с. 6.
Урок 91
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях.
Наводнение, поварешка, погрузка, аллея, родник, ночлег, долина, утренний, зацепился, заскрипел.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
IV. Творческая работа.
– Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы (слова, противоположные по смыслу).
1) … дело лучше … безделья.
… сторона – мать, … мачеха.
У мудрого человека … уши и … язык.
V. Итог урока.
– Что интересного узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 10, с. 9.
Урок 92
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Лесные цветочки, посветлело в лесу, золотая осень, курлычут журавли, моя слеза, ворсистым ковром, осенние листья, земная красота, до весны хранит, кричат грачи, сидит сова.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места.
IV. Закрепление.
В ы п о л н е н и е заданий по вариантам:
в а р и а н т I – упражнение 16, с. 13;
в а р и а н т II – упражнение 17, с. 13.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Проверочная работа.
Карточки готовятся для каждого ученика. Время выполнения – 3–5 минут.
В а р и а н т I
Об абсолютн.. слух.. .
С автоматическ.. ружь.. .
Через син.. даль.
В летн.. ночь.
В акварельн.. краску.
Об аленьк.. цветочк.. .
Для алмазн.. браслета.
К алфавитн.. указателю.
Над апрельск.. солнц..м.
На ароматн.. цветок.
При багрян.. закате.
В а р и а н т II
На богатырск.. коне.
К беззаботн.. сверчку.
Под барбарисов.. кустом.
О древн.. истории.
Вокруг безлюдн.. места.
В верхн.. одежде.
Вокруг белоснежн.. замка.
Через березов.. рощу.
О бородат.. мужчин.. .
О верн.. друг.. .
В крайн.. дверь.
VI. Итог урока.
– Какие «открытия» сделали на уроке?
– Помогут ли они вам при написании окончаний имен прилагательных?
Домашнее задание:упражнение 15, с. 13.
Урок 93
Единственного числа
Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
За мышкой дорожка, узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, тяжкий груз, морковка на грядке, легкий бег, взгляд лошадки, низкий порог.
– На какое правило, в основном, были представлены слова? Выделите эту орфограмму.
IV. Итог урока.
– Чем занимались на уроке? Для чего это