Критерии оценки результатов сдачи экзамена
Основой для оценки знаний студента служит выполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) и уровень усвоения материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом, типовой и рабочей программой дисциплины.
Преподаватель самостоятельно определяет уровень знаний студентов, используя следующие рекомендации:
- оценки «отлично» заслуживает студент, который показал всестороннее глубокое знание материала, предусмотренного программой, умение свободно выполнять задания; безупречно отвечал не только на вопросы билета, но и на дополнительные вопросы; усвоил основную и ознакомился с дополнительной литературой, рекомендованной по программе соответствующей дисциплины; проявил творческие способности и усвоил взаимосвязь дисциплины с приобретаемой профессией;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, который показал полное знание материала, ответил на все вопросы билета, успешно выполнил предусмотренной учебной программой задания, усвоил основную литературу по дисциплине, показа способности к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, который показал знание основного материала, необходимого для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, допустивший погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, но обладающий необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; знакомый с основной литературой по дисциплине;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основной предусмотренной программой материал, допустил принципиальные ошибки в выполнении заданий, не достиг уровня знаний, необходимого для продолжения обучения или для выполнения профессиональной деятельности по окончанию вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется также, если студент:
- после начала экзамена отказался его сдавать;
- нарушил правила сдачи экзамена (списывал, подсказывал, обманом пытался получить более высокую оценку и т.д.)
Раздел 2. Методические рекомендации по проведению интерактивных занятий.
2.1. Интерактивные формы занятий и методические рекомендации по их проведению
Общие рекомендации:
Одним из требований к условиям реализации компетентностного подхода основных образовательных программ магистратуры и бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Все занятия условно можно разделить на пассивные, активные и интерактивные.
В различных источниках предлагается следующие схематичные варианты обозначения этих форм занятий. Пассивная– это когда обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
Активная- обучаемый выступает "субъектом" обучения (семинарское занятие, самостоятельная работа под руководством преподавателя, творческие задания);
Интерактивная – осуществляет взаимодействиеобучаемых. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в целом они должны составлять не менее 20-40 процентов аудиторных занятий. У нас в юриспруденции предусмотрено не менее 20% аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах.
Интерактивный метод.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные формы проведения занятий предусматривают тесное взаимодействие обучающихся друг с другом, совместно решается проблема, идет обмен информацией, моделируются ситуации, оцениваются действия коллег и собственное поведение.
Интерактивное занятие дает возможность студентам принимать участие в обучении и передачи своих знаний своим коллегам. Интерактивный метод обучения даст студентам общую картину понятий, фактов, конструкций, которые необходимо изучить во время семинарского занятия, а также вызывает вопросы и повышает интерес. Все формы интерактивных занятий предусматривают деление аудитории на небольшие группы. Это позволяет вовлечь в работу каждого студента, дает возможность ему проявить себя, он на виду и поэтому не может отстраниться от участия в работе.
Задача участника, то есть студента как можно больше научится самому и приобрести твердые знания по предмету, и научить как можно больше коллег, приобрести, в процессе обсуждения проблемы, дополнительные знания суммировав аргументацию коллег.
Студенты в ходе занятия погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению правовых проблем.
Задача преподавателя заключается в организации процесса интерактивного обучения, контроль над работой студенческих групп, анализ допущенных ошибок. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Общение с преподавателем происходит как со старшим наставником, более опытным коллегой.
2.2. Методические рекомендации по компетентностному подходу
в образовании
Компетентностный подход в образовании, о котором так много говорят в последнее время, совершенно меняет методику проведения учебных занятий. Если раньше образование использовало такие понятия, как знания, умения и навыки, то профессиональная сфера требовала подготовки специалистов высокого уровня, которые бы эффективно выполняли свои должностные функции и были компетентны в своей профессии. Так проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место.
То есть, компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач (проблем). Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. Следовательно напрашивается вывод о том, что преподаватели должны, с одной стороны, продолжать обучать студентов знаниям, умениям, навыкам, с другой стороны, это обучение должно быть переоформлено в определенные компетенции, которые требуются в профессиональной сфере.
Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Стратегия модернизации образования в РФ в основу обновленного содержания образования положила «ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Все они сформулированы в требованиях Министерства образования и науки РФ и нами используются в разработке Учебно-методических комплексов.
Так, после изучения юридической дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурные компетенции (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства(ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. Студент обязан:
Изучать:
1. самостоятельно заниматься своим обучением;
2. организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
3. организовывать свои собственные приемы изучения;
4. уметь решать проблемы;
5. уметь извлекать пользу из опыта.
Искать:
1. запрашивать различные базы данных;
2. опрашивать окружение;
3. консультироваться у эксперта;
4. получать информацию;
5. уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
1. организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
2. критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
3. уметь противостоять неуверенности и сложности;
4. занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
5. видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
6. оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
7. уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
1. уметь сотрудничать и работать в группе;
2. уметь разрабатывать и выполнять;
3. принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
4. уметь договариваться.
Приниматься за дело:
1. включаться в проект;
2. входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
3.доказывать солидарность;
4. нести ответственность;
5. уметь организовывать свою работу;
6. уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
1. уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
2. показывать стойкость перед трудностями;
3. доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
4. уметь находить новые решения.
То есть, в вузе должны обучать студента: как изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать студенту. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.
Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней образования. Сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом.
Вывод.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А. Дистервег)
Великая цель образования – это не знания, а действия. ( Герберт Спенсер)
Научить нельзя, научиться можно (Ю.Л.)
2.3. Методические рекомендации по проведению мастер – класса
Мастер-класс – это одна из форм интерактивного эффективного профессионального обучения учащихся.Мастер – класс это урок, даваемый высокопрофессиональным специалистом. То есть Мастер передает студентам опыт, мастерство, – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В юридической сфере в качестве мастера может выступать практик с большим опытом работы: судья, прокурор, адвокат, следователь и т.д.
Мастер – класс это один из основных способов быстрого освоения профессионального мастерства. Ведущий мастер делится опытом, выслушивает мнение аудитории по проблеме, вынесенной на обсуждение и предлагает свое видение решения этой проблемы.
Особенности данного интерактивного вида занятия состоят в следующем:
1. Это особый вид учебного занятия, имеющий специфические приемы обучения.
2. Это метод работы студентовв малых группах (по 7 – 10 человек), позволяющий коллективное обсуждение проблемы и выработку единого подхода в ее разрешении.
3. Он дает возможность использовать умственный потенциал каждого студента и в тоже время включает всю группу в активную деятельность.
4. Занятие носит творческий характер и вырабатывает умение работать совместно с другими студентами, вырабатывает навыки коллективного труда.
5. На занятии студенты самостоятельно вырабатывают пути, приемы и методы разрешения поставленной проблемы.
6. Поисковый характер занятия – главная отличительная черта данного вида занятия.
В методической литературе предлагаются различные сценарии проведения мастер – класса. Все зависит от конкретной цели проведения занятия, аудитории в которой оно проводится, специализации, уровня подготовки и других факторов, влияющих на методику проведения данного интерактивного занятия.
В данном случае предлагается один из вариантов проведения мастер – класса. Он характерен тем, что проблема, поставленная преподавателем для ее разрешения требует достаточно большого промежутка времени и студенты не успевают ее разрешить за время, отведенное для занятия. Например подготовка кассационного представления на решение суда или вынесение предостережения должностному лицу на готовившийся незаконный правовой акт. Как правило, каждое такое занятие, независимо от сценария, условно разделено на определенные этапы.
Этапы организации и проведения учебного занятия «Мастер – класс»:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
На подготовительномэтапе преподавателем выбирается или самостоятельно разрабатывается проблема (конфликтная ситуация) и оформляется как учебное задание. Лучше всего использовать практический материал. Данная проблема, изложенная в задании может иметь одно или несколько правильных решений.
Преподаватель знакомит студентов с эти заданием заранее. Делит учебную группу на малые группы, желательно равномерно по умственному потенциалу, без явного лидера, который мог бы подчинить группу своему влиянию. Определяются сроки выполнения задания. На этом же этапе преподаватель согласовывает порядок проведения занятия с приглашаемым Мастером (судья, прокурор, следователь, адвокат и т.д.), которого тоже знакомит с учебным заданием. До начала занятия преподаватель проверяет выполнение группами учебного задания.
Основнойэтап. В начале занятия преподаватель знакомит студентов с приглашенным Мастером, объявляет учебное задание и предлагает представителю от каждой мини группы ее разрешить. В ходе заслушивания представителей от каждой мини группы вырабатываются варианты разрешения поставленной преподавателем проблемы. После этого Мастер заслушав мнение аудитории по проблеме, вынесенной на обсуждение делится своим личным опытом и предлагает свое видение решения этой проблемы. Важно то, чтобы Мастер показал механизм разрешения проблемы, методы, способы, приемы, которые он использовал при этом. Из представленных студентами вариантов решения задания Мастер выделяет наиболее удачные и разбирает недостатки.
На заключительном этапе мастер - класса преподаватель должен подвести итоги и показать значение профессионального мастерства и опыта работы в решении сложных проблем.
В качестве другого примера можно привести занятие, где данный метод был использован по спецкурсу: «Судебная риторика». По фабуле, составленной преподавателем, студенты готовили речь государственного обвинителя. Присутствующий на занятии помощник прокурора выслушав подготовленные студентами речи государственного обвинителя от представителей каждой групп проанализировал эти выступления, указал слабые и сильные стороны каждого выступления и предложил свой вариант.
2.4. Методические рекомендации по проведению дискуссии
Дискуссия предполагает организацию коллективной работы по обсуждению наиболее спорных и неоднозначных вопросов. Содержание этого интерактивного метода состоит в организации конструктивного обсуждения проблемы, которая известна слушателям или должна быть известна им, для уяснения аргументов в поддержку одного или другого варианта ее решения. Очень важно, чтобы до еще до проведения дискуссии студенты проанализировали различные источники по обсуждаемому вопросу и различные точки зрения специалистов. До занятия обговариваются правила проведения дискуссии, поведение участников, понятийный аппарат. Цель проведения дискуссии – наиболее глубоко разобраться в проблеме, услышать аргументы противоположных сторон. Ценность дискуссии в том, что ее участники могут услышать аргументы противоположных сторон, подготовить и высказать контраргументы, углубив при этом свои знания или поняв ошибочность ранее выбранной позиции.
Как правило руководит дискуссией преподаватель, но это не исключает возможность вести дискуссию и наиболее подготовленному студенту, который таким образом получает опыт проведения занятия.Отметим, что в некоторых дискуссиях ведущий не высказывает собственного мнения, а только дает возможность высказаться всем желающим.
Преподаватель может считать цель достигнутой, если одни слушатели изменили свою точку зрения, другие еще более убедились в ее правильности, третьи – стали сомневаться в том, в чем ранее были уверены и т.п.
Преподаватель должен заранее ознакомить аудиторию с обсуждаемой проблемой и дать возможность к ней серьезно подготовиться.
Особое значение для достижения целей имеет соблюдение участниками определенных правил. Таких как: а) выступающий говорит только по разрешению преподавателя; б) за одно выступление можно высказать только один аргумент; в) участники критикуют позицию а не выступающего; г) все участники дискуссии должны уважать ценности и взгляды других.
Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.В нашем филиале есть примеры хорошей подготовки организации и проведения со студентами таких интерактивных занятий как дискуссия. Так, кафедрой уголовно-процессуального права неоднократно проводились такие дискуссии по различным темам. В том числе, заведующим кафедрой Калиновским К.Б. проводились дискуссии по теме: «Смертная казнь: за и против»; «Эвтаназия: за и против». На эти дискуссии приглашались священослужители, судьи, адвокаты, работники медицинских учреждений и другие специалисты.
2.5. Методические рекомендации по проведению кейс – метода
Кейс-метод – это многоэтапный процесс изучения реальной (или смоделированной) сложной проблемы, ее коллективное обсуждение и выработка своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией .
К сожалению даже у разработчиков этого интерактивного вида занятия нет единого понимания его сущности. Одни предлагают изучать предмет путем рассмотрения студентами большого количества кейсов, где изложены проблемы, что развивает в студенте, порой бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем. Другие, считают кейс – метод занятием, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и выработке по нему решения.
Обычно кейс – метод предполагает создание папки, в которой находится определенный материал, обычно практического характера, который должен разрешить студент. При чем он должен это сделать самостоятельно в определенные сроки. В юридической среде это может быть обвинительное заключение на котором должен быть построен приговор судьи или материалы уголовного дела, которые должны завершиться обвинительным заключением. Это может быть и конфликтная ситуация по гражданско-правовым вопросам, требующая законного разрешения и при этом решений может быть несколько.
На кафедре уголовно-процессуального права давно подготовлены кейсы – задания по таким спецдисциплинам как судебная риторика, прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении уголовного преследования и др. Так, в кейс-задание по судебной риторике включены:методические рекомендации по организации и проведению интерактивных форм занятий; контрольные задания; образцы процессуальных актов; судебные речи государственных обвинителей; защитительные речи современных адвокатов; сведения о знаменитых русских ораторах; выдержки из учебной и научной литературы;требования, предъявляемые к оформлению контрольного задания . В ходе обсуждения данного кейс – задания на ежегодном межкафедральном методическом семинаре оно было положительно воспринято всеми преподавателями.
Методика проведения занятия складывается из следующих компонентов.
Студент обычно знакомится с содержанием кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
Проводится опрос по пониманию содержания кейса, но при этом само содержание не обсуждается со студентами.
Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам (7-10 человек). Желательно комплектовать группы не по интересам, а по развитию способностей (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой – много пассивных).
Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
Презентация решений групп.
Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподаватель задает «провокационные» вопросы и следит за дисциплиной в аудитории.
Проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.
2.6. Методические рекомендации по проведению мозгового штурма
В методической литературе существуют различные определения метода мозгового штурма. Предлагается один из них, который по сути раскрывает более полно сущность этого метода.
Метод мозговогоштурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – это интерактивный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Как и все интерактивные методы он направлен на коллективную творческую работу по обсуждению и разрешению сложной проблемы. Важно услышать все выдвигаемые предложения, может быть даже абсурдные и проанализировать их с целью выбора оптимального решения данной проблемы. Поскольку все участники предлагают варианты решения и принимают активное участие в его обсуждении конечный результат будет итогом коллективного труда.
Безусловно, что успех данного метода проведения занятия зависит от подготовки как преподавателя, ведущего занятие, так и от подготовки студентов. Студенты должны при получении задания четко знать, что конкретно нужно получить в результате мозгового штурма. Основная роль преподавателя больше сводится к подготовке задания, формулировке вопросов темы, консультации студентов и проверки их готовности к занятию. Непосредственно в ходе занятий преподаватель излагает суть проблемы, следит за ходом обсуждения, не участвует в этом обсуждении, фиксирует предложения или поручает это делать студенту и дает возможность выступить всем участникам . Итоги решения проблемы фиксируются и выносятся на голосование.
Примером проведения метода «мозговой штурм» может послужить занятие по спецкурсу: «Судебная риторика». На основе практического материала студентам предлагается использовать известные им, а может быть и мало известные, приемы, методы, способы ораторского искусства , которые могут повлиять на смягчение приговора и наказания или оправдать подсудимого.
2.7. Методические рекомендации по проведению занятия « работа в малых группах»
Как уже указывалось, практически все виды интерактивных занятий подразумевают деление аудитории на более мелкие группы. Индивидуализация работы каждого студента приводит к его ответственности за свою деятельность, не дает возможность студенту самоустраниться от решения общего задания, в то же время это коллективная работа, прививающая навыки сотрудничества, взаимопонимания и делового отношения с коллегами.
Безусловно, что работа в малых группах дает максимально положительные результаты, способствует лучшему усвоению учебного материала. По некоторым опубликованным данным эффективность усвоения материала в ходе использования этого метода достигает 75%. Главная отличительная особенность этого метода от других видов интерактивных занятий – коллективный поиск решения задания без участия в этом преподавателя. Взаимодействие студентов друг с другом дает возможность освободиться от влияния преподавателя и самим строить и формулировать решение с позиции своего мировозрения. Решения принимаются исходя из собственного понимания вопроса, своего опыта и знаний. Важно, чтобы каждый участник внес свой вклад в решение проблемы, умел слушать товарища и находить рациональное зерно в решениях других. Получается так, что каждый студент учится у другого.Творческий характер деятельности в группе определяет успех. В таких случая роль преподавателя сводится только к управлению процессом.
Данный интерактивный метод позволяет более успешно решить задание, с которым индивидуально справиться сложнее. Как правило задание для малых групп должно быть более сложным, чем индивидуальное. Некоторые преподаватели и специалисты предлагают в малых группах каждому участнику определить какую-либо роль. Это может быть секретарь, который фиксирует предложения для обсуждения. Возможен хронометрист, следящий за временем, отведенным на решение проблемы. Докладчик, объявляющий решение группы. Проблемы, которые ставит преподаватель перед группой могут быть самые разные. Любой преподаватель имеющий достаточный опыт педагогической работы всегда найдет интересные вопросы для обсуждения в малых группах. Количество студентов в малых группах, как правило, составляет от 3 до 5 человек. Возможны и другие варианты. Разделив аудиторию на малые группы преподаватель может связать их одной проблемой. Так, по конкретной практической ситуации одна группа готовит обвинительную позицию, другая защитительную, третья рассматривает ее по существу.
2.8. Методические рекомендации по проведению ролевой игры
В методической литературе много определений этого вида интерактивного занятия.Приведем одно из них. Ролевая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.
Применительно к юридической сфере это занятие,как правило, моделирует деятельность участников судопроизводства. Участники исполняют роли различных субъектов: судей, государственных обвинителей, истцов, ответчиков, защитников, экспертов, подсудимых, свидетелей и т.д. Могут быть и другие варианты: следователь, обвиняемый и адвокат. Игровых ситуаций может быть много. Суть одна каждый участник должен знать свой правовой статус и действовать строго в рамках закона. Ролевая игра непредсказуема по окончательно принятому решению. Она предсказуема только по сценарию. Ролевые игры не похожи друг на друга, даже если идут по одному сценарию. Важно, чтобы преподаватель готовясь к этому занятию и распределяя роли по конкретной фабуле каждому участнику давал ту информацию, которая ему необходима для выполнения определенной роли. Данная информация может быть неизвестна другим участника. Это позволяет играть процесс «как бы с листа», заставляет участников быть в поведении непредсказуемыми .
Деловая игра дает возможность участникам выстраивать свою позицию, влиять на решения других участников, предрешать их поведение и таким образом сводить процесс к благоприятному для себя исходу.
Каждая ролевая игра состоит из определенных этапов:
- инструктаж преподавателя о правилах проведения игры ;
- формирование группы и распределение ролей;
- знакомство участников с фабулой дела (например, обвинительным заключением);
- собственно сама игра;
- подведение итогов (разбор действий каждого участника с анализом положительных и отрицательных моментов).
Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, деловая игра дает возможность наглядно представить моделирующий процесс. Это интерактивное занятие формирует у участников умения и навыки, необходимые им в своей дальнейшей практической деятельности.
Заключение
Авторы данного учебного пособия представили свое видение о роли, месте и значении учебно-методической работы в учебном процессе. Профессорско-преподавательский состав может получить более полную информацию по всем проблемам, изложенным в данном учебном пособии в современных информационных источниках. Авторы не претендуют на исключительность своих суждений и предлагают преподавателям самим сформировать свою позицию по всем затронутым вопросам. Цель данного учебного пособия, как отмечалось, ознакомить преподавательский состав с основными видами учебных занятий и методическими рекомендациями по их проведению.